Культура совершенствуется за счет разума.

В 18 в. появляются науки.

Жан-Жак Руссо:« Культура развращает человека».

Вильгельм Фон Гумбольдт: « Язык – важнейшая часть культуры»

Его трактат « Язык и философия культуры».

Эммануил Кант :« Категорический императив»

Описал культуру двух видов: 1) внешняя культура – цивилизованность; 2) внутренняя культура-

Мораль.

Научный подход к определению культуры:

1) Антропологический подход.

Культура, как способ существования человека.

2) Социологический подход.

Культура, как фактор зарождения и организации общества.

3) Философский подход.

Выявляет закономерности в жизни общества, причины зарождения и причины особенности зарождения культуры.

4) Семиотический подход.

Понимают культуру, как знаковую систему.

А. Кребер + К.Клакхон:

Ø исторические - акцент на наследование

Ø описательные – перечисляется культурный комплекс

Ø нормативные – акцент на нормах, на ценностях, законах.

Ø структурные определения – организация культуры

Ø психологические определения – акцент на адаптацию

Ø генетические определения – происхождение культуры

Культурология как научная дисциплина.

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем

УАЙТ ЛЕСЛИ АЛВИН (1900-1975) - амер. культурантрополог и культуролог.

Чертой концепции Уайта является стремление обосновать характер культуры. Так, он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию.

У. подразделял культуру на три подсистемы:

1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.);

2) социальную (типы коллективного поведения);

3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархии подсистем основной является технологическая. а остальные, производные от первой, вторичными. У. определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.); следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.

Закон Уайта: Закон развития культуры.

«Уровень развития культуры зависит от кол-ва энергии,затраченной от человека в год.»

Направления культурологии

- социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.

- Гуманитарная - концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных "текстах" культуры".

- Фундаментальная - разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.

- Прикладная - использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Социальные перспективы культурологии - в ходе "информационной революции" неизбежно наступит этап "революции" в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

Предмет культурологии

- исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

- исследование общества с т.з его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.

- Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

- Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.

- Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Методы культурологии

- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

- Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

- Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.

- Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

- Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

- Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

- Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

- Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

Наши рекомендации