Культура совершенствуется за счет разума.
В 18 в. появляются науки.
Жан-Жак Руссо:« Культура развращает человека».
Вильгельм Фон Гумбольдт: « Язык – важнейшая часть культуры»
Его трактат « Язык и философия культуры».
Эммануил Кант :« Категорический императив»
Описал культуру двух видов: 1) внешняя культура – цивилизованность; 2) внутренняя культура-
Мораль.
Научный подход к определению культуры:
1) Антропологический подход.
Культура, как способ существования человека.
2) Социологический подход.
Культура, как фактор зарождения и организации общества.
3) Философский подход.
Выявляет закономерности в жизни общества, причины зарождения и причины особенности зарождения культуры.
4) Семиотический подход.
Понимают культуру, как знаковую систему.
А. Кребер + К.Клакхон:
Ø исторические - акцент на наследование
Ø описательные – перечисляется культурный комплекс
Ø нормативные – акцент на нормах, на ценностях, законах.
Ø структурные определения – организация культуры
Ø психологические определения – акцент на адаптацию
Ø генетические определения – происхождение культуры
Культурология как научная дисциплина.
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем
УАЙТ ЛЕСЛИ АЛВИН (1900-1975) - амер. культурантрополог и культуролог.
Чертой концепции Уайта является стремление обосновать характер культуры. Так, он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию.
У. подразделял культуру на три подсистемы:
1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.);
2) социальную (типы коллективного поведения);
3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархии подсистем основной является технологическая. а остальные, производные от первой, вторичными. У. определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.); следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.
Закон Уайта: Закон развития культуры.
«Уровень развития культуры зависит от кол-ва энергии,затраченной от человека в год.»
Направления культурологии
- социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.
- Гуманитарная - концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных "текстах" культуры".
- Фундаментальная - разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.
- Прикладная - использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.
Социальные перспективы культурологии - в ходе "информационной революции" неизбежно наступит этап "революции" в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.
Предмет культурологии
- исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;
- исследование общества с т.з его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.
- Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.
- Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.
- Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.
Методы культурологии
- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
- Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
- Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.
- Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
- Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
- Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.
- Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
- Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.