Этапы занятия и контроль их усвоения

Северо-Западный государственный медицинский университет

Имени И.И.Мечникова

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова Минздрава России)

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

группировка данных в Статистических таблицах. графическое представление результатов

Медико-статистического исследования

Учебно-методическое пособие

под ред. В.С. Лучкевича

Санкт-Петербург

УДК 614.2

Группировка данных в статистических таблицах. Графическое представление результатов медико-статистического исследования: учебно-методическое пособие / В.С. Лучкевич, И.Л. Самодова, Е.А. Абумуслимова.— СПб.: Издательство ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова, 2014.– 32 с.

Рецензент: зав. кафедрой социальной гигиены, управления и экономики здравоохранения ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова, доктор медицинских наук, профессор Филатов Владимир Николаевич

В учебно-методическом пособии рассматриваются основные вопросы для подготовки обучающихся по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение (квалификация (степень) магистр) по дисциплине Введение в общественное здравоохранение. В учебно-методическом пособии перечислены виды статистических таблиц, обязательные элементы статистических таблиц, макеты простой и сложных статистических таблиц. В учебно-методическом пособии даны обязательные элементы диаграмм, виды диаграмм, представлена связь между типами статистических величин и видами диаграмм. Учебно-методическое пособие содержит список основной литературы и тестовые задания по общественному здравоохранению.

Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение (квалификация (степень) магистр).

При подготовке учебно-методического пособия принимали участие: Г.М. Пивоварова, П.Н. Морозько, М.В. Авдеева, Г.Н. Мариничева, А.Ш. Каличава, А.М. Шакиров, Т.В. Самсонова, А.В. Зелионко, Д.С. Тягунов, А.А. Горшков, З.Э. Каллагова.

Утверждено

в качестве учебно-методического пособия Методическим советом ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова Минздрава РФ протокол № 2 от «23» мая 2014г.

© В.С. Лучкевич (коллектив авторов), 2014

ВВЕДЕНИЕ

Место проведения занятия: кафедра общественного здоровья и здравоохранения, учебная аудитория.

Необходимое оснащение: средства для сопровождения устного изложения (доска/ бумажный экран, мел/ фломастеры и т.д.), методическое пособие «Группировка данных в статистических таблицах. Графическое представление результатов медико-статистического исследования», образцы задач, материалы для контроля.

Продолжительность изучения темы: 8 акад.часов

Продолжительность данного занятия: 2 акад.часа

Актуальность темы:

Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-8, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-12

Цели занятия:

Учебная. Изучение основ группировки данных, полученных в ходе медико-статистического исследования, ознакомление с типами статистических таблиц и правилами их составления; ознакомление с видами диаграмм, правилами их построения и использования с разными видами статистических величин (реализация ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-12).

КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ

Обучающийся должен знать:

- элементы статистической таблицы, виды статистических таблиц, правила составления статистических таблиц;

- виды диаграмм, правила графического представления полученных статистических данных.

Обучающийся должен уметь:

- группировать данные, полученные в ходе статистического исследования с использованием разных видов статистических таблиц, анализировать их и делать соответствующие выводы;

- представлять имеющиеся данные и рассчитанные коэффициенты в графическом виде, анализировать их и делать соответствующие выводы.

Обучающийся должен владеть:

- навыками группировки статистических данных,

- представлением статистических данных в табличной и графической форме,

- умением ясно и четко интерпретировать имеющуюся информацию.

Развивающая. Формирование понимания ценности и важности науки об общественном здоровье и здравоохранении в медицине в целом, а также представление её как основополагающей во всех областях практической и теоретической деятельности медицинского работника (реализация ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-8).

Воспитательная. Способствование развития у обучающихся мотивации к более глубокому изучению и дальнейшему применению знаний об общественном здоровье и организации здравоохранения в практических целях (реализация ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-8).

Конкретные задачи:

Название компетенции Обучающийся должен знать:   Обучающийся должен уметь:   Обучающийся должен владеть:  
ПК-7: способность к просветительской деятельности (публичные лекции, доклады, просветительская работа с группами риска) - основные понятия о здоровье, факторах риска и здоровом образе жизни - основные методы и форма пропаганды здорового образа жизни населения - применять основные понятия и определения здоровья и здорового образа жизни населения - применять основные методы и формы пропаганды здорового образа жизни населения - формами и методами пропаганды здорового образа жизни населения
ПК-8: способность и готовность к планированию, организации и осуществлению мероприятий по обеспечению охраны здоровья населения, материнства и детства, профессиональной среды, окружающей среды, по проведению экспертиз, тестирования и диагностик в рамках соответствующей специализации - основы планирования и организации медико-социологического и клинико-статистического исследования по изучению состояния здоровья населения - применять основные способы планирования, организации и проведения клинико-статистического исследования, составлять план и программу медико-социологического исследования, составлять дизайн исследования по изучению состояния здоровья населения - формами и методами организации и проведения медико-социологического исследования по изучению состояния здоровья населения, оценке факторов риска окружающей среды и образа жизни, влияющих на здоровье
ПК-9: готовность к планированию, организации и осуществлению мероприятий по моделированию социальных, экономических, эпидемиологических и других условий, оказывающих влияние на здоровье и качество жизни населения в рамках соответствующей специализации - основные факторы риска окружающей среды и образа жизни, влияющие на здоровье - методы анализа состояния здоровья и выявления факторов риска здоровью - основные мероприятия, направленные на улучшение состояния здоровья населения - применять знания по оценке здоровья населения и выявлению факторов риска окружающей среды и образа жизни, влияющих на здоровье -
ПК-12: способность к применению принципов менеджмента конфликтов в области общественного здоровья - основные принципы менеджмента конфликтов в области общественного здравоохранения - -
ОК-1: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень - основные проблемы и направления современного общественного здравоохранения в России и в зарубежных странах, системы и формы здравоохранения, современные теории медицины, народонаселения и направления профилактики заболеваний - основные проблемы и направления национального и зарубежного общественного здравоохранения по охране и укреплению здоровья - применять методологию междисциплинарного анализа основных принципов развития национального здравоохранения, оценки факторов риска окружающей среды и образа жизни на здоровье населения - современными методами статистического анализа состояния здоровья общества и применять их в моделировании конкретных ситуаций по укреплению здоровья населения  
ОК-3:способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения - основные термины и определения в области общественного здоровья и здравоохранения, организации здравоохранения - применять термины и определения по организации здравоохранения и общественному здоровью в рамках делового общения - русским и английским языком и пользоваться им как средством делового и научного общения
ОК-6: способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности - основные способы и методы поиска, сохранения информации в области общественного здоровья и здравоохранения - применять формы и методы поиска, обработки и сохранения информации о здоровье, факторах риска заболеваний - способами анализа информации о состоянии здоровья населения и факторах риска окружающей среды и образа жизни, влияющих на здоровье
ОК-8: способность и готовность к организации продуктивного взаимодействия с представителями различных слоев населения, в том числе и группами риска - основные формы взаимодействия специалиста с различными социально-демографическими группами населения, в т.ч. групп медико-социального риска - применять различные формы взаимодействия по оценке состояния здоровья различных социально-демографических групп медико-социального риска - способами и методами взаимодействия с населением по оценке состояния здоровья и факторов риска окружающей среды и образа жизни, влияющих на здоровье

МОТИВАЦИЯ

Медицинская статистика использует огромный арсенал математических методов и приемов, которые изучить в стенах медицинского ВУЗа не представляется возможным, да в этом нет необходимости. Для этого есть специалисты соответствующего профиля и вычислительная техника, оснащенная современным программным оборудованием. Врач должен лишь иметь представление о существующих методах, знать, когда и какой метод следует применить, уметь сформулировать необходимое техническое задание и правильно интерпретировать полученные результаты.

В то же время умение грамотно представить имеющиеся статистические данные значительно облегчает процесс восприятия имеющейся информации, а навык и возможность проанализировать наглядно представленные данные позволяют практикующему специалисту в области здравоохранения своевременно оценить ситуацию и предложить мероприятия, направленные на оптимизацию использования имеющихся ресурсов.

Межпредметные связи.

1. Информатика и вычислительная техника 2. Биостатистика   Группировка данных в статистических таблицах и графическое представление результатов медико-статистического исследования 1. Менеджмент и экономика здравоохранения; 2. Социология, биоэтика, правоведение; 3. Клинические дисциплины; 4. Курс семейной медицины; 5. Профессиональные заболевания; 6. Гигиена; 7. Медицинское страхование; 8. Написание научных работ (диссертаций), статей; 9. Практическая деятельность (анализ и отчетность и т.д.).

Внутрипредметные связи.

1. Общественное здоровье как наука 2. Определение общественного здоровья, его уровни, критерии оценки. 3. Научная организация медико-статистического исследования 4. Группировка данных в статистических таблицах и графическое представление результатов медико-статистического исследования 1. Общественное здоровье и организация здравоохранения; 2. Медицинская статистика; 3. Менеджмент и экономика здравоохранения; 4. Социология, биоэтика, правоведение; 5. Медицинская демография 6. Анализ деятельности медицинских организаций 7. Написание научных работ (диссертаций), статей  

Задания для самоподготовки

1. Работа с конспектами лекций.

2. Работа с основной учебной литературой.

3. Изучение дополнительной литературы.

4. Подготовка ответов на контрольные вопросы.

5. Решение тематических задач.

Повторить пройденные темы:

1. Определение общественного здоровья. Уровни здоровья. Критерии оценки и факторы риска, влияющие на общественное здоровье.

2. Определение общественного здоровья. Уровни здоровья. Критерии оценки общественного здоровья.

3. Основы научной организации медико-статистического и медико-социологического исследования. Этапы статистического исследования.

4. Использование относительных величин в практической деятельности организатора здравоохранения. Виды статистических величин.

5. Основы использования средних величин в управлении здравоохранением

6. Оценка достоверности результатов, полученных в медико-социологических исследованиях

7. Разработка проекта дизайна исследования и программы сбора данных.

Этапы занятия и контроль их усвоения

Этапы занятия Формы и методы проведения каждого этапа Контроль усвоения (формы контроля, уровни усвоения) Примерное время
Вводный этап      
Проведение организационного момента Проверка присутствующих обучающихся, организационные вопросы Проверка присутствующих по списку 5 мин
Постановка цели практического занятия Предъявление мотивационного блока занятия и выявление межпредметных и внутрипредметных связей Вводное слово преподавателя   10 мин
Контроль исходного уровня знаний Устный опрос Правильные ответы на вопросы 10 мин
Основной этап      
Ознакомление с обязательными элементами статистических таблиц. Ознакомление с видами статистических таблиц. Формулирование правил заполнения таблиц. Обсуждение с преподавателем., запись в тетрадь, решение эталонов задач. Правильные ответы на вопросы, тестовый контроль в конце занятия, правильное заполнение таблицы в тетради 10 мин
Самостоятельная работа обучающихся: группировка имеющихся данных и разработка макетов различных видов статистических таблиц, представление имеющихся данных в табличной форме. Анализ и формулировка выводов. Самостоятельное решение типовых задач. Правильность выполнения задания 15 мин
Ознакомление с видами диаграмм. Ознакомление с правилами представления различных статистических величин различными типами графиков. Изложение правил построения графиков. Обсуждение с преподавателем., запись в тетрадь, решение эталонов задач. Правильные ответы на вопросы, тестовый контроль в конце занятия, правильное графическое изображение статистических данных 10 мин
Самостоятельная работа обучающихся: представление рассчитанных статистических величин в графическом виде. Анализ и формулировка выводов. Самостоятельное решение типовых задач. Правильность выполнения задания 15 мин
Заключительный этап      
Заключительный контроль Итоговое тестовое задание   Правильность ответов на тестовые задания 10 мин
Подведение итогов занятия   Дискуссия по результатам самостоятельной работы Правильность суждений в процессе беседы 5 мин
Домашнее задание     5 мин

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

Сводка и группировка данных статистического наблюдения, как правило, производится составлением таблиц. Различают перечневые и статистические таблицы.

Перечневые (описательно-информационные) таблицы представляют собой простой перечень данных. Могут использоваться на этапе предварительной, первичной группировки исходных данных.

Статистические таблицы содержат числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким существенным признакам. Приводимые в такой таблице данные группируются особым способом, что позволяет систематизировать и проводить анализ тенденций распределения изучаемых явлений.

Наши рекомендации