Тема №2. Что такое культура.
Раздел 1: антропологические подходы к изучению культуры.
1. Эволюционизм (Тайлор, Фрэзер, Спенсер)
2. Диффузионизм (Ратцель, Фробениус)
Антропология в XIX веке это наука о человеке и культуры. Первые эволюционистские концепции появляются во второй половине XIX вв. Они зарождаются почти одновременно в целом ряде стран:
· Германия (А. Бастиан)
· Англия (Тайлор, Фрезер, Спенсер)
· США (Льюис Морган)
Одна из основных задач, которую разделяли передставители эволюционизма этих стран это идея создания особой науки о человеке и культуре.
Некоторые из этих исследователей говорят как об антропологии, так и об этнологии(-графии).
Эволюционизм присходит от термина Эволюция, который разработал Спенсер.
Эволюция – развитие общества, кульуры, истории и самого человека.
Основные черты Эволюционизма.
1. Идея психического (умственного) единства человеческого рода. Всему человеческому роду присуще умственное или психическое единство.
2. Единообразие развития культуры.
3. Само развитие можно символизировать одной прямой линией: от простого к сложному.
4. Общеобязательность стадий развития для всех народов. (Могран: дикость->варварство->цивилизация)
5. Идея общественного прогресса.
6. Идея исторического оптимизма.
Главными областями (предметом) исследования Эволюционизма выступали:
· Стадии развития культуры, присущие всему человечеству
· Исторические формы семьи и брака
· Причины возникновения древних запретов (табу)
· Причины возникновения ряда обычиев (экзогамия)
· Исходные, ранние, первоначальные формы религии
В качестве примера можно привести работу 1860г. «Человек в истории» Бастиан. Автор использовал психологический метод в изучении человека и культуры и считал, что единство человеческой культуры определяется единством человеческой психики, иначе говоря, мышления.
Признанным классиком эволюционизма считается английский исследователь Эдвард Тайлор (1832 -- 1917гг.)
Первый труд он издал в 1865 году, он назывался «Исследования в области древней истории человечества». В этом труде присутствует идея о необходимости создания особой науки о культуре. Кроме того, он отстаивал идею прогрессивного развития человеческой культуры, которая идет от дикости, через варварство к цивилизации.
Кроме того, различия в быте и культуре различных народов мира он объяснял неодинаковостью достигнутых народами ступеней развития.
Основные работы Тайлора:
1. «Первобытная культура» 1871г.
2. «Антропология» 1881г.
В «Первобытной культуре» он продолжает разрабатывать идею прогрессивного развития человеческого общества и культуры. В то время была популярна «теория вырождения» Ж. Деместра:
· История человечества началась с расы полуцивилизованных людей
· С этой садии развитие культуры пошло двумя путями:
o Путь к цивилизации
o Пусть к дикому состоянию
Против этой теории выступал Э. Тайлор, который считал, что все культуры должны проти те же стадии развития, что и цивилизованные (западные).
По этому все культуры осуществляют следующее движение:
Невежественное состояние à Просвещение (Наука)
Образцом для изучения человека и культуры для него выступали естественные науки: физика, математика и биология.
Тайлор изучал через отдельные элементы:
· Духовной культуры: верования, мифы, сказания и т.д.
· Материальной культуры: орудия труда, оружие
Э. Тайлор предложил научное определение культуры:
«Культура ... слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»
Его первое определение обозначается некоторыми как «описательное». Он писал: «история человечества есть часть истории природы». Отсюда следовало, что культура есть часть природы. Культурные явления он уподобляет видам растений и животных.
Важнейшие закономерности с точки зрения Тайлора:
1. Общее сходство природы человека
2. Общее сходство обстоятельств его жизни
3. Все народы и культуры объединены в единый эволюционный ряд, который развивается от простого к сложному
Методы, которые обосновывает Тайлор:
· Метод сравнения
· «Тайлоровский метод». Метод «Пережитков».
Метод сравнения его интересовал в плане выявления сходств между различными культурами.
«Пережиток», как он пишет: «живое свидетельство или памятник прошлого».
«Те обряды, обычия, ввозрения и прочее, которые, в силу привчки перенесены из одной стадии культуры в более позднюю остаются живым свидетельством или памятником прошлого».
С его точки зрения, на основании таких следов, можно было реконструировать более древние культуры или культурные явления.