Нкетирование и интервьюирование в ИСУ. Анкетирование осуществляется при помощи специально составленных анкет, происходит без непосредственного контакта исследователя с респондентом.

Анкетирование осуществляется при помощи специально составленных анкет, происходит без непосредственного контакта исследователя с респондентом.

Процесс анкетирования осуществляется следующим образом:

· респондент получает анкету (по почте или непосредственно от анкетера) анкету;

· изучает инструкцию по ее заполнению;

· читает и заполняет ее.

Анкеты могут быть напечатаны в СМИ, разосланы по почте, непосредственно розданы по месту жительства, учебы или работы.

Анкетирование может быть сплошным или выборочным.

Вопросы анкет раскрывают мнения, пожелания, ожидания, поведение, личностные характеристики респондентов.

Это могут быть открытые вопросы, не содержащие вариантов ответа,

Закрытые вопросы включают варианты ответов.

Полузакрытые вопросы с определенными вариантами ответов предполагают возможность респонденту сообщить свое мнение.

Прямые вопросы вызывают у респондента критическое отношение к себе, окружающим людям и т. д. Респонденты, как правило, не отвечают на такие вопросы или дают недостоверную информацию;

В косвенных вопросах респонденту предлагается воображаемая ситуация, которая не вызывает оценку его личных качеств.

Интервью — устная форма опроса, в основе которой лежит непосредственный или опосредованный контакт интервьюера с респондентом. Непосредственный контакт осуществляется при помощи личного интервью ("с глазу на глаз"), а опосредованный контакт производится при помощи телефона или компьютера. Данный метод строится по принципу беседы исследователя с респондентом для получения ответов на интересующие исследователя вопросы. Респондент высказывает свое мнение по спрашиваемым вопросам. Ответы должны даваться быстро и ка­чественно.

Интервью можно разделить по следующим классификационным признакам:

по месту проведения:

• месту работы, учебы

• месту жительства — интервью, проводимые в неофициальной обстановке

поформе

• формализованное - опрос осуществляется по заранее разработанным вопросам, формулировку и последовательность которых интервьюер должен обязательно учитывать;

• фокусированное — опрос, характеризуемый не такой строгостью проведения интервью, как предыдущий. Вопросы заготавливаются заранее, но порядок и формулировка их могут варьироваться.

• свободное — набрасывается лишь общий план интервью.

способу контакта:

• личное — проводимое при непосредственном контакте ин­тервьюера с респондентом;

• опосредованное — для осуществления которого интервьюер прибегает к помощи телефона или компьютера.

Желательно, чтобы интервьюер был социологом.

Важны также следующие личные характеристики интервьюера: пол, возраст, национальность, профессия, уровень образования, культура, умение слушать и т. д.

Интервьюирование имеет следующие достоинства:

• респондент не может быть подменен другим, а именно: интервьюирование осуществляется посредством контакта, который
создает уверенность в том, что на ответы отвечает личность,
которая была изначально выбрана для этого;

• для проведения интервью необязательно заранее детально разрабатывать вопросы, так как оно может осуществляться как в
формализованной, так и свободной форме;

• гарантируется получение ответов на все вопросы и серьезное
отношение респондента к опросу посредством осуществления
личного контакта интервьюера с респондентом;

• интервьюирование осуществляется для небольшого числа опрашиваемых;

• надежность получаемых данных;

• у респондентов при опросе фиксируются как вербальные
ответы, так и невербальные реакции, возникающие в процессе
ответов;

• в процессе анкетирования могут быть уточнены противоречия.
Интервьюированию присущи следующие недостатки:

• малая оперативность;

• временные и материальные затраты;

• использование большого количества интервьюеров;

• сложность поиска интервьюеров, так как интервьюеры должны
быть квалифицированными специалистами;

• возможность прерывания интервью;

• невозможность проверки степени и характера влияния интер­вьюера на респондента;

• сложность обработки полученных данных.

Принципы составления анкеты

. Анкета состоит из следующих разделов:

• введение, в_котором указываются в основном организаторские вопросы'.

оговариваются цели проведения данной анкеты, кто проводит исследование (но не уточняются авторы составления
анкеты);

гарантируется анонимность ответов (если требуется), каким
образом будут использованы результаты ответов;

предоставляется инструкция по заполнению анкеты;

выражается благодарность за заполнение анкеты;

• содержательный раздел, который является основным при проведении исследования и от которого зависят результаты проводимого исследования.

• заключение ("паспортичка"), которое состоит из социально-
демографических вопросов. Данный раздел необходим для проверки надежности собранной информации, анализа полученных
данных и т. д. Он включает в себя вопросы о личности респондента: пол; возраст; образование; место работы и стаж; место жительства; семейное положение и др.

Анкетирование имеет следующие достоинства:

• анкетирование позволяет собрать необходимую информацию
за короткое время;

• информация об исследуемом объекте, получаемая с помощью
анкетирования, представляет массовую картину;

• полученные ответы являются индивидуальными мнениями
респондентов, на которые не влияют ни личность интервьюера, ни его взгляды;

• для проведения анкетирования респондентам необязательно
быть высококвалифицированными специалистами;

• респонденты дают более обоснованные ответы за счет уверенности в анонимности проводимых исследований и отсутствия
исследователя;

• время и скорость заполнения анкеты подбираются респонден­том самостоятельно в зависимости от своих личных качеств.

• Анкетированию присуши следующие недостатки:

• • возможность подмены респондента, особенно часто это встре­чается при почтовых опросах;

• потеря индивидуальности ответов (иногда респонденты дают ответы, советуясь с тем, кто находится поблизости в данный момент);

• низкий возврат анкет (при почтовых опросах)

Наши рекомендации