Список основной и дополнительной литературы. Министерство образования и науки Республики Казахстан

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»

Кафедра ____социологии______________________________

(наименование кафедры)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

Социальных наук_______

РГП ПХВ «Евразийский

Национальный университет

им. Л.Н. Гумилева»

проф. Садыков Т.С._____

­_______________________

Г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКС

_______ ООД ОК____ Soc 1104 _Социология

(код и полное наименование дисциплины по рабочему учебному плану)

для обучающихся несоциологических специальностей 5В020700 Переводческое дело, 5В021000 ИФА-12, 5В021016 ИФК-12, РЯЛ-12, 5В 0101900 ИЯ 22, ИЯ 24, ИЯ 26, 5В070200 Авт.управление-12, АУ-12, 5В060400 Физика, 5В072300ТФ, ГК 12, АРХ-12, Диз-12 специальностей__________________

(шифр и наименование специальности)

Астана, 2013

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»

Кафедра ___социологии_______________________________

(наименование кафедры)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_______________________

РГП ПХВ «Евразийский

Национальный университет

им. Л.Н. Гумилева»

__Забирова А.Т.___

__________________

Г.

СИЛЛАБУС

_______ ООД ОК____ Soc 1104 _Социология

(код и полное наименование дисциплины по рабочему учебному плану)

для обучающихся несоциологических специальностей 5В020700 Переводческое дело, 5В021000 ИФА-12, 5В021016 ИФК-12, РЯЛ-12, 5В 0101900 ИЯ 22, ИЯ 24, ИЯ 26, 5В070200 Авт.управление-12, АУ-12, 5В060400 Физика, 5В072300ТФ, ГК 12, АРХ-12, Диз-12 специальностей__________________

(шифр и наименование специальности)

Астана

2013

Силлабус

1. Абетова Зейнеп Тулегеновна, кандидат философских наук.,

и.о. доцента. Контактная информация: Янушкевич 6, 4 корпус 112к. , 70950035108, (раб.), [email protected].

Научная школа: Кафедра СГД АПИ под руководством д.ф.н., профессора Айталы А.А. Научные интересы: Этнополитические и религиозные процессы в демократическом обществе. Когнитология. Инновационные процессы в образовании.

2 Социология. Код: Soc 1104 Количество кредитов – 2.

3 Время и место проведения учебной дисциплины: 2 семестр; согласно расписанию.

4 Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины.

Пререквизиты: знание всемирной и отечественной истории и обществознания (закономерности развития исторических процессов, знание современных социокультурных и политических процессов казахстанского общества и др.), философии(социальная философия, философия культуры, и др.), основы права (теория государства и права, и др.).

Постреквизиты: Политология, культурология.

5 Характеристика учебной дисциплины

5.1 Назначение учебной дисциплины. Дисциплина направлена на формирование гуманитарной культуры, развитие основ социологического мышления и высокой культуры умственного труда специалиста, что позволит будущим специалистам развивать рациональный взгляд на социальную реальность и современные социальные преобразования в казахстанском обществе.

5.2 Цель изучения учебной дисциплины: Содержание дисциплины «Социология» предлагает целостную систему социальных знаний и способствует глубокому и всестороннему осмыслению социальных преобразований Республики Казахстан. Освоение курса социологии позволит студентам научиться самостоятельно оценивать социальную реальность и выстраивать оптимальные поведенческие стратегии в профессиональной деятельности. Дисциплина рассчитана на подготовку бакалавров.

Компетенции, в т.ч. общие компетенции:

Знать предмет и структуру социологического знания,методологии и основные теоретические направления, парадигмы, функции социологии,специфику макро и микросоциологического анализа социальных процессов;

Уметь оперироватьпонятийным аппаратом социологии, понятием социального факта, базовыми концептуальными положениями классических и современных социологических теорий, позитивизма, эволюционализма, марксизма, функционализма, бихеовиризма, интеракционизма, конфликтологии, институционализма, феноменологии, этнометодологии, экономической социологии, социологии молодежи и социологии массовой коммуникации, социологии образования и групп, социологии культуры и религии;

Знать закономерности структурирования и функционирования общества, социальных процессов и явлений, принципы функционального подхода к анализу общества и социального детерминизма, понятия «институт», «социальная структура», «социальная группа», «глобализация», «цивилизация», взаимосвязь культуры и структуры, значение культуры в процессах идентификации и социализации, теоретические подходы, сущность и типы стратификации и социальной мобильности, условия формирования различных систем стратификации;

Уметь анализировать структурные элементы социальных систем: социальные общности, организации, группы, институты, нормы, культура, статусы, социальные роли, социальные отношения и взаимодействия, функции и дисфункции, личность в системе социального взаимодействия;

Знатьфакторы, типы и этапы социализация личности, структуру и концепции современной образовательной системы, понимать требования, предъявляемые к человеку и системе образования, структур;

Знать структуру культуры и коммуникации, типы, средства, формы и доктрины массовой коммуникации, специфику субкультуры и контркультуры, массовой культуры;

Понимать специфику молодежи как социальной группы, её функции, знать теоретические положения социологии молодежи;

Иметь навыки научной рефлексииокружающей социальной действительности (социокультурных, религиозных,политических, этнических процессов), особенности действия различных институциональных систем (образования, экономики, культуры, религии), глобальных проблем социальной жизни и их взаимосвязь с общечеловеческими ценностями;

Владеть навыками анализа социально-экономических явлений, рынка и предпринимательства, экономического действия как типа социального действия, хозяйственной культуры, структуры социально-экономического знания;

Уметь адекватно ориентироваться в современной религиозной ситуации, знать функции, структуру и типы религиозных объединений, социальных конфликтов и логики их разрешения

Владеть практическими навыками примененияприкладных социологических методов исследования социальных процессов.

5.3 Задачи изучения дисциплины:

- сформировать знание базовых понятий и теорий социологической науки, представление о социальных источниках и последствиях общественных процессов, взаимосвязи личности и общества, тенденции социального развития общества;

- сформировать умение по научной рефлексии окружающей социальной действительности (политических, социокультурных, религиозных, этнических процессов) и приобрести практические навыки применения прикладных социологических методов исследования социальных процессов.

- воспитание в духе патриотизма, дружбы народов Республики Казахстан, уважения к различным культурам, традициям и обычаям;

- формирование общечеловеческих и социально-личностных ценностей выпускника.

5.4 Содержание учебной дисциплины

Содержание дисциплины «Социология» предлагает целостную систему социальных знаний и способствует глубокому и всестороннему осмыслению социальных преобразований Республики Казахстан. Дисциплина рассчитана на подготовку бакалавров.

5.5 План изучения дисциплины

№ недели Название темы Формы организации обучения и количество часов Задания для СРО  
1. Социология как наука (объект, предмет и структура). Лекция (1 час, семинар занятие (1 час) СРС (2час) Подготовка эссе «Что может социология и что она хочет» на основе анализа источников: П. Монсон «Лодка на аллеях парка», П. Бергер. «Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива».  
2 Основные этапы становления и развития социологии (предыстория и социально-философские предпосылки). Лекция (1 час, семинар занятие (1 час) СРС (2час) Презентация: Понимание особенностей исторической динамики социологии и социально-философских предпосылок  
3. История социологии: классические и современные социологические теории. Лекция (1 час), семинар занятие (1 час) СРС (2час) Таблица-презентация: Сравнительная характеристика социологических направлений  
4. Общество, социальные институты и взаимодействия. Лекция (1 час), семинар занятие (1 час) СРС (2час) Эссе: Анализ Э. Шилзом общества в работе «Общество и общности»  
5. Социальные группы и общности. Лекция (1час), семинар занятие (1 час) СРС (2час) Эссе «Логика генезиса и жизнедеятельности социальных групп» на основе анализа источников: Г. Блумер. Коллективное поведение;  
6 Личность в системе социального взаимодействия (социализация личности). Лекция (1час), семинар занятие (1 час) СРС (2час) Статусный портрет личности (динамика на протяжении жизненного цикла) (письменно).  
7. Социальное неравенство и социальная мобильность. Социальная структура и социальная стратификация Лекция (1час), семинар занятие (1 час) СРС (2час) Анализ статьи П.А. Сорокина «Социальная мобильность и стратификация» и составление таблицы по учебнику В. Радаева, О. Шкаратана «Социальная стратификация» на тему: «Типы стратификационных систем»  
8 Культура как фактор социальных изменений Лекция (1час), семинар занятие (1 час) СРС (2час) Эссе: Контркультура и субкультура
9 Глобальные проблемы социальной жизни и общечеловеческие ценности. Лекция (1час), семинар занятие (1 час) СРС (2час)) Анализ текста: Мануэль Кастельс.Информационная эпоха: экономика, общество и культура
10 Теории среднего уровня: социология коммуникаций, социология молодежи Лекция (1час), семинар занятие (1 час) СРС (2час) Анализ текста работы Э. Тоффлера «Футорошок»
11 Теории среднего уровня: социология образования, экономическая социология и др. Лекция (1час), семинар занятие (1 час) СРС (2час) Эссе: Экономическая социализаця (на примере из вашей жизни или кинофильма)
12 Теории среднего уровня: социология религии Лекция (1час), семинар занятие (1 час) СРС (2час) Эссе: М. Вебер «Протестанская этика и дух капитализма»
13. Социальные конфликты и логика их разрешения.   Лекция (1час), семинар занятие (1 час) СРС (2час) Конспект: Р. Парк. Конкуренция.
14. Разработка программы социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Лекция (1час), семинар занятие (1 час) СРС (2час) Составление программы социологического исследования (письменно) (тема на выбор).
15. Анализ и техника обработки эмпирических социологических исследований Лекция (1час), семинар занятие (1 час) СРС (2час) Презентация: Особенности социологического исследования экономических, политических, социальных процессов.

Список основной и дополнительной литературы

Основная литература

1. Волков Ю.Г. Социология. – М., 2011. – 432с.

2. Гидденс Э. Социология. – М., 2010.

3. Кравченко А.И. Социология. М: Академия, 2012

4. Радугин А.А. Социология: курс лекций. М., 2011.

5. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 2011.

6.2. Дополнительная литература

1. Смелзер Н. Социология. М., 2010

2.Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СП-Б., 2010

3.Казаринова Н., Филатова О., Хренов А. Социология. М., 2011

7. Контроль и оценка результатов обучения

7.1 Виды контроля (текущий, рубежный) промежуточная аттестация:

1. Планируется проведение текущего контроля в ходе аудиторных занятий.

2.Планируется два рубежных контроля в форме коллоквиума и тестирования.

3. Промежуточная аттестация в форме устного экзамена.

4. Контроль СРС в форме устных и письменных заданий.

Текущий контроль – 20%

Контроль СРС - 20%

Рубежный контроль:

коллоквиум - - 10%

тестирование - 10%

Текущий и рубежные контроли не менее60%

Итоговый контроль не менее - 30%

7.2 Формы контроля - текущий контроль, контроль СРС, рубежный контроль, итоговый контроль.

8. Политика курса:

Наши рекомендации