Примерная тематика курсовых работ. 1. Изучение аудитории российской прессы в дооктябрьский период (на примере различных изданий).

1. Изучение аудитории российской прессы в дооктябрьский период (на примере различных изданий).

2. Научные разработки Н.А. Рубакина в области аудитории СМИ.

3. Исследования коммуникационных процессов в первые годы советской власти.

4. Традиции русской социологической публицистики (творчество А.П. Чехова, В.Г. Короленко, Г.И.Успенского, В.А.Гиляровского и др.) и их актуализация на современном этапе.

5. Социологическая публицистика в период «оттепели» (на материале отдельных изданий и авторов).

6. Актуальные аспекты современных социологических исследований в области СМИ за рубежом.

7. Маркетинговая стратегия СМИ и социологические исследования (на материале конкретных редакций).

8. В поисках своего лица: контент-аналитические исследования изданий разного типа.

9. Образ современной молодежи на страницах изданий различного типа.

10. Темы экономики (политики, национальных отношений и т.д.) на страницах изданий различного типа.

11. СМИ и выборы (контент-анализ конкретных изданий).

12. Жанр репортажа (очерка, интервью и др. жанров) на современном этапе (контент-аналитические исследования).

Образовательные технологии

Пассивные:лекция, устный опрос, контрольные работы.

Активные:самостоятельная работа студента с литературой на бумажном носителе, с научными, учебными и справочными ресурсами сети Интернет и локальной сети Incampus ЮФУ, выполнение заданий аналитического характера, создание исследовательских работ (контент-анализ газет, журналов, радио- и телепрограмм, сетевых МК).

Интерактивные:участие в лабораторных занятиях, тренинги, аудиторное обсуждение программ и результатов эмпирических исследований, подготовленных сокурсниками, участие в дискуссии.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6.1. Виды самостоятельной работы:

Работа с рекомендованной литературой:составление тезисов, анализ дефиниций и терминов, сопоставительный анализ источников, отражающих разные точки зрения на одну проблему.

Работа по поиску дополнительной литературы:составление библиографии по отдельным проблемам курса, поиск и аналитическое чтение самостоятельно выбранных источников для выполнения проектного задания.

Подготовка к лабораторным занятиям:разработка разделов программы контент-аналитического исследования.

Выполнение проектных заданий:проведение эмпирического социологического исследования СМИ.

Списки источников для самостоятельной работы студентов, а также рекомендации по выполнению заданий представлены в УМК дисциплины. Вся необходимая литература имеется в Зональной научной библиотеке ЮФУ, отдельные методические материалы – в Цифровом кампусе ЮФУ (http://incampus.ru/), в ИИК ЮФУ (http://mmedia0.cc.rsu.ru/pls/rsu/rsu$iik$.startup).

Порядок выполнения самостоятельной работы и формы контроля

Задания располагаются в последовательности, обеспечивающей нарастание сложности и переход от аналитического к синтезирующему характеру работы, от теории – к практике. Обучающиеся знакомятся с графиком выполнения заданий в начале каждого семестра. Письменные контрольные задания проверяются с выставлением накопительных баллов. При успешном выполнении контрольных работ студенты освобождаются от зачетного теоретического собеседования. Обязательным условием для зачета является выполнение и презентация проектного задания.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

Бурдье П. О телевидении и журналистике. – М., 2002.

Журналист и общество: Уч. пособие. – СПб., 1993.

Журналистика и социология /Под ред. И.Д. Фомичевой. – М., 1995.

Как провести социологическое исследование. – М., 1985.

Кашинская Л.В. Метод наблюдения в журналистике: Уч. пособие. – М., 1987.

Краткий словарь по социологии. – М., 1990.

Практикум по социологии. – М., 1992.

Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Российский журналист и журналистское образование: социологические исследования. – М., 2007.

Соколов А.В. Метатеория социальных коммуникаций. – СПб., 2001.

Социология журналистики /Под ред. Е.П. Прохорова. – М., 1981.

Социология журналистики: Уч. пособие / Под ред. Корконосенко С.Г. – М., 1998.

Фомичева И.Д. Индустрия ретингов. Введение в медиаметрию: Уч. пособие – М., 2004.

Фомичева И.Д. Социология СМИ: Уч. пособие – М., 2007.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2005.

Дополнительная литература

Бауман З. Мыслить социологически. – М., 1996.

Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. – М., 1986.

Верховская А.И. Методы анализа писем в редакционной работе. – М., 1984.

В поисках своего лица: общероссийская пресса на информационном рынке. – М., 1998.

Громов И.А. и др. Западная социология. – СПб., 1997.

Журналист. Социологические и социопсихологические исследования. – М., 1994.

Журналист и журналистика российской провинции. (Опыт исследования). – М., 1995.

Журналистика и социология `99. – СПб., 2000.

Журналистика и социология. Россия, 90-е годы. – СПб., 2001.

Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист: российско-американские социологические исследования. – М., 1998.

История социологии. – Минск, 1997.

Как провести социологическое исследование. – М., 1985.

Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексного социологического исследования. – М., 1980.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М., 1978.

Районная газета. Программа и результаты социологического исследования районных газет Ростовской области (1989). – Ростов-на-Дону, 1991.

Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. – М., 1999.

Социологические исследования печати, телевидения и радио. – М., 1988.

Социологические исследования эффективности журналистики. – М., 1986.

Социология в России. XIX в. – начало XX в. – М., 1997.

Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. – М., 2001.

Фомичева И.Д. Провинциальный читатель газет в России. – М., 1992.

Фомичева И.Д. Российские региональные рынки подписки. Средства массовой информации: портреты аудитории. – М., 1993.

Шкондин М.В. Средства массовой информации. Системные характеристики. – М., 1995.

Периодические издания

«Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика», «Социологические исследования», «Журналист», «Среда», «American Journal of Sociology», «American Sociological Review», «Audio-Visual Communication Review», «British Journal of Sociology», «Communication Abstracts», «Communication Research», «European Journal of Communication» и др.

Наши рекомендации