Подготовка к публичному выступлению
Деловая риторика
Рито́рика (греч. «ораторское искусство») — наука об искусстве речи, о красноречии, об ораторском искусстве (Аннушкин, 2006; Волков, 2003)..
Основные характеристики качества речи:
ü Содержательность: какие вопросы будут рассмотрены; что нового будет сообщено; что является спорным и требует дальнейшего обсуждения; насколько мысли аргументированы;
ü Какова авторская позиция.
ü Точность:знание предмета; логика мышления; чёткая композиция речи; соответствие нормам языка.
ü Понятность: стилистическое соответствие; правильность и обоснованность употребления терминов; акустические параметры речи.
ü Чистота: исключение из речи часто и неуместно употребляемых слов, не несущих смысловой нагрузки и не обладающих информативностью
ü Богатство и разнообразие речи: расширение словарного запаса; правильность употребления слов в прямом и переносном значениях; правильность употребления синонимов, паронимов, антонимов; использование эмоциональной и этикетной лексики.
Выразительные средства языка (художественный и публицистический стили)
ü Фразеологизмы - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение.
ü Тропы – слова и выражения, употребляемые в переносном смысле:
– метафоры (слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака),
– сравнения,
– эпитеты (слово или словосочетание, определяющее предмет речи, подчеркивая какое-либо характерное свойство, качество («весёлый шум», «горячо любить»)).
ü Стилистические фигуры (особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания). Например, противопоставление в речи противоположных понятий.
ü Цитаты.
Публичное выступление
Этапы:
ü Подготовка
ü Композиция
ü Работа с аудиторией
ü Работа с «вампирами внимания».
подготовка к публичному выступлению
ü Изучение аудитории.
ü Выбор темы: длинные названия и специальные термины – создают иллюзию чрезмерной сложности темы; общие названия – не ясна область обсуждения; у слушателей может создаться впечатление, что тема не раскрыта
ü Определение цели выступления.
ü Подбор материала.
Основные источники:
– официальные документы;
– научная, научно-популярная литература;
– общепризнанная справочная литература (справочники, словари),
– материалы авторитетных СМИ,
– результаты исследований и социологических опросов;
– авторитетное мнение;
– личный опыт.
ü Подготовка письменного текста.
Виды текста для выступления:
– план выступления,
– конспект: 2-3 фразы вступления; важные для текста формулировки, смысловые переходы; цитаты и их источники, цифровые данные, имена; 2-3 фразы концовки.
– весь текст.
2. Композиция(построение структуры речи)
Этапы:
ü формулирование основных вопросов выступления;
ü отбор наиболее значимых вопросов;
ü определение последовательности изложения;
ü оценка рассматриваемых вопросов с т.з. их наполненности, наличия достаточной аргументации, фактических данных.
Методы изложения материала:
ü Индуктивный метод– изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь от частного случая, и постепенно переходит к обобщению и выводам.
ü Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-либо положения, которые затем иллюстрирует примерами или обосновывает фактами.
ü Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности. Оратор описывает изменения, произошедшие с объектом выступления с течением времени.
ü Метод аналогии– сопоставление различных явлений, событий, фактов. Оратор проводит параллель с тем, что хорошо известно слушателям, что способствует лучшему восприятию речи.
ü Ступенчатый метод– последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблемы автор больше к ней не возвращается и переходит к следующей.
ü Концентрический метод– расположение материала вокруг главной темы. Оратор переходит от общего рассмотрения вопроса к углублённому рассмотрению различных его аспектов.
3. риторические приёмы (работа с аудиторией)