Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
Содержание учебно-образовательных модулей дисциплины с разбивкой по изучаемым темам представлено в таблице 3.
Таблица 3.
№ п/п | Наименование модулей и темы дисциплины | ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ |
Модуль 1. Общая социологическая теория | ||
1. | Тема 1.1. Социология в системе научного знания. | Социология как наука, её место среди наук об обществе. Объект и предмет социологии. Предпосылки возникновения социологии. Структура социологического знания. «Теория среднего уровня» Р. Мертона. Теоретическая и прикладная социология. Функции социологии. Социологическая методология. Структура и процесс социологического исследования: этапы, программа исследования (основные разделы и их специфика). Методы сбора, анализа и обработки данных. |
2. | Тема 1.2. Становление и развитие социологии XIX-XX вв. | Предыстория социологии: социологическая мысль до XIX века (Платон, Аристотель, Аврелий Августин, Ибн-Хальдун, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж. – Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель). Социологический проект О. Конта. Классические теории социологии: позитивизм (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер), социология марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), социология Э. Дюркгейма, социология М. Вебера, Франкфуртская социологическая школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас). Современные теории в социологии: феноменологическая социология (А. Шюц, Г. Гарфинкель), символический интеракционизм (Дж. Г. Мид), структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон). Социологические теории (Э. Гидденс и П. Бурдье, Н. Луман). |
3. | Тема 1.3. Развитие социологии в России. | Проникновение социологических идей в Россию. Развитие российских социологических теорий: субъективизм (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), натурализм (Н.Д. Ножин, П.А. Кропоткин, Л.И. Мечников), позитивизм (Е.В. де Роберти, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский). П.А. Сорокин и его вклад в развитие социологии. Марксистская социология в России (Н.И. Зибер, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.А. Богданов, Н.И. Бухарин). Развитие социологии в СССР и в России. |
4. | Тема 1.4. Общество и его структура. | Определения общества в социологии. Социальная структура: определение, основные теории (классовая теория К. Маркса, стратификационная теория М. Вебера). Элементы социальной структуры общества. Социальные общности: определение, виды (массовые и групповые), характерные особенности. Социальные группы: определение, структура, виды (малые и большие, ингруппы и аутгруппы, референтные и группы членства, демографические, социально-территориальные, этнические). Социальная стратификация: определение, виды, типы (рабство, касты, сословия, классы, страты). Социальное неравенство и социальная справедливость как общественная теория и практика. Социальная мобильность: определение, виды. Маргинальность. Социальная структура российского общества. Казачество как социальная группа и его место в социальной структуре российского общества. |
Модуль 2. Частные социологические теории | ||
5. | Тема 2.1. Социальные институты общества | Определение социального института в социологической науке и его структура. Процесс институционализации. Функции социальных институтов. Типология социальных институтов. Социальный институт семьи и брака: понятие и основные функции. Структура и типология семьи. Брак: определение, формы (моногамия, полигамия). Политические институты общества. Взаимодействия государства и общества. Социальные функции государства. Гражданское общество. Экономические институты общества. Социальные аспекты экономического развития и поведения людей. Социальный институт образования. Социологические подходы к изучению системы образования. Образование в социальной системе общества. Социальный институт культуры. Социальные аспекты искусства. Социальный институт религии. Общество и общественные отношения в религиозных концепциях христианства, ислама, буддизма. Социальный институт права. Социальная статика и динамика права. Правовой нигилизм. Социальная организация как разновидность социального института: понятие, структура, типы, функции. Теория бюрократии М. Вебера. Социальное движение: понятие, структура, типы, функции. Общественное мнение как социальный институт: определение, признаки, субъекты, объекты, факторы. Общественное мнение в истории социальной мысли (Аристотель, Т. Гоббс, Ф. Гольцендорф, В.М. Хвостов). |
6. | Тема 2.2. Социальные изменения. | Понятие социального изменения. Исторические типы общества в теориях общественных формаций К. Маркса и Д. Белла. Концепции социальных изменений: эволюционизм, неоэволюционизм. Теории динамики: модернизации, постиндустриального общества, цикличного развития. Революция и реформы. Концепции социального прогресса. Теория «общества риска» У. Бека. Социальные аспекты глобализации. |
7. | Тема 2.3. Социальный конфликт. | Социальный конфликт: определение, основные концепции (Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Э. Боулдинг). Типология социальных конфликтов. Механизмы социального конфликта. Управление конфликтом. |
8. | Тема 2.4. Личность и общество. | Проблема личности в социологической науке. Социализация: понятие, факторы, этапы, агенты и институты. Социальный статус и роль личности: определение и типы. Статусный набор личности. Ролевой конфликт. Социальная адаптация и дезадаптация. |
9. | Тема 2.5. Культура и общество. | Культура и общество. Социальные функции и свойства культуры. Социокультурная регуляция: язык, ценности, идеология. Система социальных норм. Норма и девиация. Типология социальных норм: правовые, этические, эстетические, этикет, семейные. Девиантное поведение: определение, концепции, типология, функции. Социальная природа девиации и пути коррекции. Социальный контроль: определение, механизмы, система санкций. |
10. | Тема 2.6. Социальное управление. | Социальное управление: понятие, задачи и принципы. Структуры и функции социального управления. Методы социального управления. Уровни социального управления (государство, регион, организация). Система управления как совокупность социальных отношений. |