В марксистской теории личности главный аспект исследования посвящен |
При этом общественная сущность человека раскрывается тремя основными тезисами: |
1) |
Этот тезис выдвинут очень давно и противопоставляется односторонней биологической интерпретации человека. Человек является биологическим существом, но в то же время он - существо социальное, так как его существенные свойства возникают в процессе общественной жизни людей, имеют социальную природу. |
2) |
Труд обусловил кооперацию, способствовал развитию мышления и языка. Он является организующим элементом социальной жизни людей. |
3) |
Биологические свойства человека меняются в течение веков, а социальные - в исторически короткие сроки. |
Итак, предметом социологического анализа является не абстрактный, стоящий вне социальной структуры человек, а личность, которой присущи определенные социальные качества (типовые). Однако личность - не пассивный результат общественного развития, не механический продукт социального окружения. |
|
Каждый человек обладает неповторимыми индивидуальными чертами и определенной индивидуальной структурой, которые формируют его поведение. |
|
Социология должна показать социальное содержание личности, выявить, как определенные социальные факторы отражаются в ее структуре и действиях, поскольку понятно, что каждый человек проходит индивидуальный путь развития. |
|
Под влиянием социальной среды, непосредственных отношений с другими людьми, групповых отношений личность усваивает принятые в обществе нормы, ценности, привычки. |
Проникновение личности в общество, осознание ею своего места в социальной структуре характеризует процесс интеграции. |
Интеграция личности в обществе | |
|
Выделяют четыре уровня интеграции личности в обществе. |
1. Интеграция в социально-экономических отношениях | |
Данный вид интеграции начинается еще в детстве - опосредованно, через родительскую семью, школу и другие социальные институты. |
2. Функцио-нальная интеграция | |
Индивид выполняет в обществе множество функций, каждая из которых обладает своими особенностями, правилами, требует от человека определенного поведения. |
3. Нормативная интеграция | |
В итоге создается внутренняя структура личности, система побуждения к действиям. |
4. Межлич- ностная интеграция | |
Межличностные отношения во многом регулируют поведение людей, групп. Измерениями форм межличностных связей занимается социометрия. |
Близким к понятию "интеграция" является понятие "социализация". |
Социализация | |
В процессе социализации выделяют две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. |
Социальная адаптация | |
Адаптация означает приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным общностям, слоям, группам, институтам, организациям, условиям функционирования различных сфер общества. |
|
Интериоризация (от латинского intezioz - внутренний) | |
На основе взаимопереходов биогенных и социальных свойств формируются внутриличностные образования, в которых оказываются срощенными генетическое своеобразие и социальные качества личности. |
|
Марксистская теория предложила наиболее адекватное определение категории «личность». |
Личность | |
К элементам системы личности относят следующее: - - - - - - - - - |
Только устойчивая взаимосвязь этих элементов образует систему личности. |
Одно из направления марксисткой теории личности является ее типологизация. |
Социальная типология личности | |
Выделение типов личности аналогично типологии социальных общностей, сохраняется и некоторый идеологический отпечаток. |
1) в зависимости от общей социально-экономической системы, общественно-экономической формации | P |
2) в зависимости от социального слоя, класса | P |
3) в зависимости от национальных особенностей | P |
4) в зависимости от профессиональных особенностей | P |
5) в зависимости от социально-демографических особенностей - пола, возраста, семейного положения и т.д. | P |
6) в зависимости от других характеристик - территория проживания, принадлежность к политическим партиям, трудовым коллективам и т.д. | P |
Важно учитывать, что один и тот же человек обладает типичными свойствами различного порядка и, следовательно, может относиться к различным социальным типам. |
|
|
| | | | | | |
Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом. |
|
|
Социальный статус | |
|
|
Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один из них определяет его положение в обществе. |
|
|
|
|
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. |
|
|
|
|
Совокупность требований, предъявляемых со стороны общества индивиду в соответствии с его статусом, образует содержание социальной роли. |
Социальная роль | |
|
Каждый статус обычно включает несколько ролей. |
|
Т. Парсонс предложил описывать роли с помощью пяти характеристик: |
1) эмоциональной |
2) способом получения |
3) масштабом |
|
4) формализацией |
|
5) мотивацией |
Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств. |
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: |
|
Если кто-то не играет роли в соответствии с общественным ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. |
|
|
Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть, так называемый, |
|
|
Рассмотренные теории личности не являются противоположными, антагонистичными. Они, скорее, дополняют друг друга, описывая личность с разных исследовательских позиций. |
| | |