По содержанию конспектов выборочно проводится собеседование.
I часть
Формы самостоятельной работы студентов
В течение семестра каждый студент в обязательном порядке выполняет
следующие задания:
1. Изучение и конспектирование студентом 10 научных статей и 3 монографий по выбору студента из предлагаемого ниже списка (см. список ниже).Т.е. в сумме должно быть 10 баллов. Например, 7 статей + 1 монография или 4 статьи + 2 монографии.
2. Выполнение трех модульных контрольных работ.
Подготовка и сдача социологического этюда ( см. ниже 6.1.2).
4. Для получения премиальных балловстудент может подготовить
- письменное исследовательское задание и выступить с ним на занятии – 10 баллов
(см. перечень тем и рекомендации по выполнению ниже);
- подготовит реферат монографии ит выступить с ним занятии – 5 баллов за
каждое выступление (см. ниже «Список источников для реферирования»).
5. Контролировать уровень усвоения материала и степень готовности к экзамену
студенту поможет выполнение тестовых заданийпо соответствующим разделам
курса (см. ниже «Тесты).
6.1.1. Список источников для реферирования (1 статья – 1 балл, 1 монография – 3 балла)
1. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист новой прессы: типологические характеристики // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика.1994. N.3.
2. Свитич Л.Г., Ширяева А.А., Колесник С.Г. Российский и американский журналист (социологическое исследование) // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика.1995. N. 1 -2.
3 Засурский Я.Н. Исследователи журналистики и развитие отечественных СМИ // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2000. N. 1.
4. Федотова Л.Н. «Московская деловая неделя» – срез содержания // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика.1993. N. 6
5. Смирнова М.Г. Пресса и общество – опыт социологического исследования провинциального читателя // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика.1994. N. 1,2.
6. Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналисты о правах и свободах личности и средствах массовой информации (российско-американское исследование) // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика.1997. N. 3, 5.
7. Горчева А.Д. Основы манипулирования людьми в избирательном процессе // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2000. N. 1.
8. Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М., 1999.
9. Социология и пресса в период парламентских и президентских выборов 1995 и 1996 годов. Сб. Фонда гласности. М., 1996.
10. Воронова О.А. Журналистское произведение - итог и процесс нравственного выбора // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 1992. N.6.
11. Монастырская А.А. Роль социологической службы в работе редакции // Журналистика и социология. Россия, 90- е годы: Сб. статей / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. Спб., 2001.
12. Винченко В.М. Журналистское образование в США: от журналистики к массовым коммуникациям // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2010. N.1
13. Аникина М.Е. Социологическая информация в российских медиа // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2011. N 1.
14. Аникина М.Е. Журналист и социолог: грани сотрудничества и особенности профессиональной подготовки // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2011. N6.
15. Хруль В.М. Сознание аудитории как предмет междисциплинарного исследования // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2011. N4.
12. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001.
13. Чачановский А.А. В тенетах свободы: Политические проблемы взаимодействия властных структур, средств массовой информации и общества в новых геополитических условиях. М., 1995.
14. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. Пер. с франц. М., 1997.
15. Дзялошинский И.М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. М., 1996.
16. Паренти М. Демократия для немногих. Пер. с англ. М., 1990.
17. Сидоров В.А. Политическая культура средств массовой информации. М., 1994.
18. Иванян Э.А. От Джоржа Вашингтона до Буша: Белый дом и пресса. М., 1991.
19. Открывая Грушина. М., 2010.
20. Амиров В.М. Пресса в современных вооруженных конфликтах. Екатеринбург, 2010.
21. Кампфнер Джон. свобода на продажу: как мы разбогатели -- и лишились независимости. Пер. с англ. М., 2013.
По содержанию конспектов выборочно проводится собеседование.
6.1.2.Социологический этюд(5 баллов)
Социологический этюд представляет собою журналистское произведение, написанное в любой жанровой форме с активным использованием социологических методов труда журналиста и с обязательным включением социологических данных. Выбор темы - на усмотрение автора, но по согласованию с преподавателем
Социологические материалы могут быть представлены в виде схем, диаграмм, сравнительных таблиц, в форме интерпретации социологических фактов и явлений, развернутого комментария к ним и т. п.
Объем работы не менее трех страниц печатного текста (14 через 1,5, поля 2,0).
Все источники, использованные при подготовке задания, указываются в конце работы.
6.1.3. Индивидуальные исследовательские задания, рефераты(10 баллов)
1. Контент-анализ как социологический метод труда журналиста.
2. Статистическая группировка данных как социологический метод труда журналиста.
3. Выборочное исследование как социологический метод труда журналиста.
4. Наблюдение как социологический метод труда журналиста.
5. Эксперимент как социологический метод труда журналиста.
6. Интервью как социологический метод труда журналиста.
7. Публицистический прогноз как социологический метод труда журналиста.
8. Биографический метод как социологический метод труда журналиста.
9. Массовые опросы как социологический метод труда журналиста
10 .Проблема репрезентативности социологических исследований.
Каждое задание должно отражать следующие вопросы:
1. Цель, задачи, границы применения данного метода.
2. Методика организации и этапы проведения исследования.
3. Формы и способы репрезентации результатов исследования в журналистском
произведении.
4 .Конкретные примеры.
5. Список использованной научной и учебной литературы.