Политика гос-ва на рынке труда
Политика – ситема целенаправленных мер на решение опре-х проблем.
Активная политика: повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости. каждый здоровый человек должен зарабатывать средства для обеспечения своей семьи , а гос-во явл посредником, предоставляющим ему возможность занятости.
Цели: развитие гибкого рынка труда, вовлечение безработных в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, структурная перестройка.
Факторы: свободно избранная занятость, равенство возможностей и обращения, свобода объединения, сложившийся тип социально-трудовых отношений (в России- трипартизм), разнообразие условий, характерных для рынков труда различных стран и отдельных регионов внутри страны. Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и формированием эффективных методов их регулирования.Пассивная политика государства на рынке труда ограничена регистрацией ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы предоставления пособия по безработице, осуществлением неденежных форм поддержки.
Миграция рабочей силы
Миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех регионов России. Это один из самых сложных демографических процессов, т.к. на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных политических, экономических и социальных факторов. В настоящее время в России выделяют три типа миграции: 1.внутрянняя миграция, 2.миграционные связи с бывшими союзными республиками,3.миграция за приделы России. Регулирование миграционных процессов в области социальной политики государства реализуется по средствам комплекса административно правовых, организационно экономических, информационных и иных методов.
Основной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к ним.
Федеральная миграционная служба (ФМС) России была создана в июне 1992 г. Ее основными задачами являются прогнозирование миграционных процессов; защита прав мигрантов; организация внешней трудовой миграции и миграционного контроля; предоставление информации мигрантам (через органы государственной власти и местного самоуправления) о населенных пунктах, рекомендуемых для постоянного проживания, возможностях трудоустройства в них; доработка и корректировка долгосрочной федеральной миграционной программы от 9 августа 1994 г., направленной на решение проблем беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов из третьих стран; заключение с бывшими союзными республиками ежегодных соглашений о квотах на въезд в Российскую Федерацию, правах национальных меньшинств, имущественных правах мигрантов.
Служба занятости
ФГСЗ- структура специальных гос органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
Функции ФГСЗ: оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; разработка и реализация федеральной, территориальных и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения. содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников; организация профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации; осуществление социальных выплат Услуги предоставляются бесплатно. ФГСЗ организационно самостоятельна. Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы.
Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, ФГСЗ образовывает Государственный фонд занятости населения (ГФЗ). Порядок формирования и расходования средств ГФЗ определен Законом «О занятости населения в Российской Федерации».
Планирование средств на оплату труда работников
Основу организации оплаты труда составляют следующие элементы: техническое нормирование труда; тарифное нормирование труда; формы и системы оплаты труда.
С помощью технического нормирования труда устанавливают обоснованные нормы труда, необходимые для количественной оценки затрат труда на выполнение какой-либо работы. Нормы используют для определения расценок (размеров оплаты труда за единицу работы).
Тарифное нормирование труда обеспечивается тарифной системой, включающей тарифные ставки 1-го разряда, тарифные сетки, тарифно-квалификационные справочники, схемы должностных окладов для руководителей, специалистов и других служащих, систему доплат и надбавок к тарифной зарплате.
Формы и системы оплаты труда — это способы использования норм труда и тарифной системы для расчетов заработной платы работников с учетом особенностей их труда.
Организация оплаты труда в России в правовом порядке регламентируется и регулируется на различных уровнях: государственном, региональном, отраслевом и на уровне предприятий. В КЗоТе Российской Федерации и некоторых нормативных актах установлены правовые нормы регулирования трудовых отношений, и оплаты труда включительно. В законодательной форме устанавливается минимальной размер заработной платы (МРОТ), ниже которого не может быть месячная оплата труда работника, отработавшего полную норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда); периодичность ее индексации в связи с инфляцией; единая тарифная сетка для оплаты труда работников бюджетной сферы; районные коэффициенты к заработной плате работающих на предприятиях в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями и т.д.
ОТ в бюджетной сфере
Тарифное нормирование труда обеспечивается тарифной системой, включающей тарифные ставки 1-го разряда, тарифные сетки, тарифно-квалификационные справочники, схемы должностных окладов для руководителей, специалистов и других служащих, систему доплат и надбавок к тарифной зарплате.
Осущ-ся на основе ETC(шкала тарификации и ОТ всех категорий работников бюджетных отраслей) Каждая группа работников занимает в ETC соот-щий разряд(учитываются сложность выполняемых работ и квалификация)
с 1993 г. введена 18-разрядная ETC, регулирующая ОТ в диапазоне 1—10,07. Тарификация происходит путем аттестации раб-в на основе квалификационных требований. на предприятиях создаются аттестационные комиссии. На каждого аттестуемого работника его непосредственный руководитель готовит представление. В 1992 г. в ETC был заложен принцип нарастания тарифных коэф-ов от разряда к разряду. С 1-го по 3-й нарастание — 13% , с 6-го по 18-й — 11%. 1999 г. в ETC базируются на уменьшенном диапазоне новой ETC.
17. Организация оплаты труда
две формы ЗП: повременная и сдельная. При повременной ЗП начисляется по тарифной ставке, соответствующей присвоенному тарифному разряду с учетом отработанного времени. Сдельная- труд оплачивается по установленным сдельным расценкам за количество фактически изготовленной продукции. Формы заработной платы делятся на системы. Повременная имеет две системы: простую(Зп в соответствии с отработанным временем) и повременно-премиальную (простая повременная дополняется премиями)При сдельной: индивидуальная(умножается сдельная расценка за ед продукции на общее кол-во изготовленной продукции), коллективная, прямая, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, аккордная(сумму ЗП устанавливают по аккордному наряду, в котором указывают полный перечень всех работ ,их объем, расценку на одну операцию).
18. Премиальные системы.Премирование за основные результаты хоз деятельности: индивидуальное(при выполнении отдельных видов работ, требующих особых навыков для отдельных работников) и коллективное(премию начисляют на коллектив, а распределяют ее между работниками в соответствии с личным трудовым вкладом). Единовременное- выплата вознаграждения по итогам работы за год и т.д.; Специальные системы премирования — вознаграждение за экономию материальных ресурсов; создание новой техники.
Показатели(рост ПТ; повышение качества продукции, работ и услуг; снижение затрат на производство) и условия премирования должны зависеть от трудовых усилий коллектива. Размер премии дифференцируют в % в зависимости от величины средств, направляемых на премирование. Основным источником премиальных выплат является фонд потребления предприятия.
19. К элементам тарифной системы относятся также доплаты и надбавки тарифного характера, т.е. установленные в связи со спецификой данного вида труда (сферы его приложения) и действующие практически постоянно.
Доплаты - это выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. Доплата к заработной плате – это денежная сумма, которая выплачивается работникам сверх тарифной ставки (оклада) с учетом интенсивности и условий труда.
Надбавка к заработной плате – это денежная выплата сверх заработной платы, которая имеет своей целью стимулировать работников к повышению квалификации, профессионального мастерства, а также к длительному выполнению трудовых обязанностей в определенной местности или в определенной сфере деятельности (неблагоприятные климатические условия, вредность производства и т.д.). Для работников устанавливаются следующие виды доплат и надбавок:
· за работу в выходной и праздничный день;
· за работу в сверхурочное время;
· за работу в ночное время;
· за работу в многосменном режиме;
· за совмещение профессий;
· за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ;
· за выполнение обязанностей отсутствующего работника;
· бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы;
· надбавка за классность и др.
Доплаты за условия труда при повременной оплате начисляются за фактически отработанное время на рабочих местах с условиями труда, отклоняющимися от нормальных.
При сдельной оплате труда доплаты учитываются при расчете расценок, по которым начисляется заработная плата за объем работы, выполненной в таких условиях.
Для правильного расчета заработной платы на предприятии должны учитываться отклонения от нормальных условий работы, которые требуют дополнительных затрат труда и оплачиваются дополнительно к действующим расценкам.
ТК РФ закрепляет обязанность работодателя производить повышенную плату за труд в условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в ночное и сверхурочное время, в праздничные дни и др.).