Надежность методик в социальных науках
сти. Для решения этих задач требуется, чтобы каждый элемент совокупности имел равный шанс выбора. Чтобы рез-ты носили науч. характер, способ отбора единиц должен быть строго объективен и лишен всякой, даже бессознательной тенденциозности. В различии между приемами, к-рыми гарантируется объективность выбора, и коренятся принципиальные различия между отд. формами Н.в. (см. Выборка случайная, Выборка неслучайная).
Лит,: Четвериков Н. О выборочном иссл-и // Вест, статистики. 1919. № 8—12; Ковалевский А.Г. Основы теории выборочного метода // Уч. записки Саратовского ун-та. Саратов, ] 924; Бокунин Н. Ч., Чернышева Т.М. Методы выборочных обследований. Минск, 1997; Juo Poh Seng. Historical Survey of Development of the Sampling Theories and Practice // Journal of the Royal Statistical Society. Ser. A. 1958. V. CXrV. P. 2.
Г.Н. Сотникова
НАДЕЖНОСТЬ МЕТОДИК В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ- общая характеристика внутреннего единства, постоянства и устойчивости получаемых при применении методики индивидуальных оценок, выраженных в сумме баллов, «очков» и т.п. Термин введен в науч. оборот на VIIМеждунар. психотехнической конференции (Москва, 1931). Используются три нетождественных между собою и независимых показателя надежности. Первый показатель свидетельствует о надежности, интерпретируемой как однородность инструмента иссл-я. Этот показатель специфичен для методик в соц. науках. В обращении находятся два вида таких методик. В одном, по замыслу исследователя, все входящие в методику задания вопр. предназначены для выявления к.-то одного индивидуального признака (напр., либо умственного, либо сенсорного, либо техн. развития, либо сложившегося мнения о взаимоотношениях в коллективе, либо мнения о собственной обществ, активности и т.д.). В др. виде методик представлены неск. гр. заданий, вопр., и каждая гр.
предназначена для выявления особого индивидуального признака.
Подлежит выяснению вопр., действительно ли однородны в первом случае методика в целом, а во втором — каждая отд. гр. заданий. Это необходимо знать, когда об индивидуальной представленности исследуемого признака автор методики предполагает судить по сумме однонаправленных ответов (положительных или отрицательных) респондента. Для нахождения описываемого показателя используют «метод расщепления». После применения методики в выборке, соц. и психол. гомогенной, подсчитывают однонаправленные ответы респондентов отдельно по «четным» и «нечетным» заданиям, вопр. Др. способы расщепления: на первую и вторую пол. — вызывают возражения из-за возможного воздействия факторов тренировки, утомления. Затем сопоставляют ответы на «четную» и «нечетную» ч., напр. путем линейной корреляции, методом «хи-квадрат» или же прибегают к др. стат. приемам, раскрывающим тесноту связи. Полученный показатель интерпретируется как показатель надежности.
Второй показатель надежности выявляет стабильность, относительное постоянство самого изучаемого индивидуального признака. Бесспорно, что все индивидуальные признаки со временем изменяются. Вопр. в том: за какие периоды времени происходят существенные изменения, в каких условиях и с какой интенсивностью? Знать все это особенно необходимо, если иссл-е включает задачу построения прогноза относительно изучаемого признака. Чтобы найти описываемый показатель надежности, проводят одну и ту же методику в одной и той же выборке при одних и тех же условиях дважды, а затем сопоставляют рез-ты. Интервал между двумя применениями методики должен быть не менее 10—12 дней, чтобы респонденты не могли воспроизвести свои ответы по памяти. В нек-рых иссл-ях намеренно вводится воздействие, направленное на изучаемый признак. Индивидуальная восприимчивость респондентов к этому воздействию, вероят-