Место и роль курсовой работы в учебном процессе
Составитель:к.ф.н., доцентСалиев Р.З.,к.ф.н., доцент Сенникова Е.Д., к.ф.н., доцент Асылгужин Х.Б.
Место и роль курсовой работы в учебном процессе
Курсовая работа по теории и истории социологии является одним из важных этапов в подготовке студентов специальности «Социология» в системе высшего образования.
Курсовая работа должна помочь не только углубленному освоению монографической литературы, статей, творчества классиков социологии, содержания тех или иных социологических школ и направлений (этому, известно, способствуют и другие формы работы – рефераты, доклады, контрольные работы, конспектирование первоисточников, семинарские занятия). Написание курсовой – работа качественно иного уровня. Чтобы осознать ее специфику необходимо четко представлять отличие курсовой работы от таких форм работы студента как реферат, доклад, контрольная работа.
1.1. Реферат бывает 2-х разных видов:
1) Обычно рефератом называется краткое изложение содержания книги, научной статьи, включающее основные и фактические сведения и выводы, определения их места в освещении поднятой в них проблемы. Такое определение реферата дает ГОСТ 79-77 «Реферат и аннотация». В учебном процессе такие рефераты используются редко. Они публикуются в отраслевых реферативных журналах.
2) В вузах используется вторая разновидность реферата – это изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Содержательно реферат представляет собой более или менее полный обзор литературы с выделением основных идей каждого автора, группировку концепций по различным точкам зрения. Главное, что должен показать студент – это умение работать с литературой, начиная с ее поиска в библиотечных и интернетовских системах, и кончая оформлением списка литературы. Это не так уж и мало. Реферат оценивается высоко, если исполнитель показал умение работать с научной литературой, вычленять главное, проблемное из контекста, логично и грамотно излагать прочитанное, оформлять научный текст, составлять библиографию. А если студент просто списал свой реферат с какой-то известной книги, не сославшись при этом на автора или буквально переписал несколько абзацев из одного источника, несколько - из другого, не сумев их сгруппировать или связать с научной проблемой и этим ограничивается, такой реферат никому не нужен, а главное – он ничему не научит самого студента.
Объем реферата должен быть не менее 5-и и не более 15-20 страниц через два интервала. Реферат, как видим, не содержит элементов научной новизны, в нем используются готовые научные знания. В курсе по истории социологии реферат традиционно используется в 1-ом семестре, когда изучается предыстория социологии. Студенты дневного отделения пишут реферат, а студенты-заочники пишут контрольную работу.
1.2. Доклад – дается студенту с тем, чтобы он выступил с ним на семинарском занятии. Доклады обычно даются при подготовке к семинарским занятиям в целях более углубленного освоения какого-то вопроса семинара. Лучше всего если доклад готовится конспективно, тезисно и в свободной устной форме доносится для членов своей группы.
Доклад успешен тогда, когда хорошо воспринимается на слух, подается докладчиком интересно. И это нужно сделать в короткое время – не более 10 минут. Важные моменты - определения, конкретные имена и названия произведений, даты и цифры, - должны быть выделены так, чтобы ваши коллеги могли их записать. Очень важно в начале доклада назвать научные источники, использованные в процессе подготовки, а в конце сделать выводы. Чтобы реализовать вышесказанные требования недостаточно переписать готовый текст из книги или статьи, а необходимо «перелопатить» хотя бы два-три источника. Необходимо глубоко вникнуть в проблему, чтобы суметь ответить на вопросы преподавателя и слушателей. В целом, доклад по содержанию напоминает реферат, но он адаптируется для устного сообщения.
1.3. Контрольную работу по истории социологии студенты-заочники выполняют как одну из форм самостоятельного изучения программного материала.
Для этого преподаватель предлагает перечень тем и методику выбора конкретного задания. Студент не позднее одного месяца до начала сессии должен получить «зачет» за выполненную работу, что служит основанием для вызова на сессию. В случае несвоевременного выполнения работы, студенту будет отказано в вызове на сессию. Контрольная работа – не научная работа, получив тему контрольного задания студент приступает к изучению всей программы, намеченной на данный семестр. Для чего подбирает учебные пособия, обязательную и дополнительную литературу, составляя выписки или конспект. Только после того, как будет прочитан программный материал, исполнитель приступает к написанию контрольной работы: составляет план и в соответствии с вопросами плана пишется текст. Необходимые требования: наличие титульного листа и развернутого плана, использование первоисточников и дополнительной литературы (монографии, журналы, статьи), ссылки на источники обязательны.
Критерием положительной оценки является раскрытие пунктов плана, грамотное изложение темы научным языком, при этом допускается осмысленное переложение своими словами текстов.
Работа не засчитывается в случаях, когда тема не раскрыта или обнаружится факт дословного списывания, неряшливое оформление. Объем контрольной работы должен быть не более 10 машинописных (через 1,5 интервала) страниц.
На дневном отделении контрольные работы также практикуются. Они бывают аудиторные и домашние. Первые проводятся под наблюдением преподавателя в аудитории, где исключаются использование учебников и конспектов, и выполняют функцию контроля, определяя уровень освоения студентом лекционного и семинарского материала. По содержанию задание может включать осмысление теоретического материала или решение тестов. Работа оценивается преподавателем высоко (а возможно кафедрой, деканатом, проверяющими различного уровня), если вопрос студентом правильно понят, ответ изложен грамотным научным языком, достаточно аргументирован, имеются примеры, называются и анализируются произведения, входящие в число обязательных, изложение носит последовательный, логичный характер, без ненужной словесной «воды», абстрактных общих фраз.
«Домашние» контрольные работы студентов дневного отделения носят более творческий характер. Они выполняются вне аудитории, требуют большей степени самостоятельности. Вопросы обычно более проблемные, характер и ответы на них требуют использования материалов лекций, семинаров, монографий и журнальных публикаций.
Но контрольная работа все-таки не научная работа даже в приблизительном смысле. Это просто показ студентом того, как он освоил лекционный и «семинарский» материал.
Контрольные работы могут быть фронтальные (выполняет вся группа, курс) и индивидуальные: последние готовят обычно неуспевающие.
Контрольные выполняются в определенный срок. Продолжительность во времени может гибко варьироваться преподавателем в зависимости от сложности и числа заданий.
1.4. Курсовая работа (КР) по теории и истории социологии от всех выше перечисленных видов работ отличается уже тем, что не является вспомогательной формой контроля знаний. Если оценка за реферат или контрольную всего лишь влияет на исход зачета или экзамена, то оценка за курсовую вносится в зачетную книжку наравне с экзаменационными оценками. Иначе говоря, курсовая работа имеет статус экзамена.
К курсовой работе предъявляются качественно иные требования. Поэтому стандартом по специальности «социология» курсовая работа предусматривается только по 4-ем фундаментальным учебным дисциплинам – общей социологии, методике и технике социологических исследований, истории социологии и современным теориям социологии. Если на первом курсе курсовая работа по «Общей теории социологии» объективно носит большей частью характер реферата, так как студент-первокурсник еще не обладает достаточным теоретическим багажом, а только-только вникает в сущность тех или иных концепций, то к моменту написания курсовой работы по истории социологии третьекурсником уже накоплен определенный теоретический багаж, навыки работы со специальной литературой, поэтому курсовая работа по истории социологии должна быть самостоятельным, творческим исследованием с элементами научной новизны. Студенту предоставляется достаточно большая свобода в выборе темы, методах исследования, использования и осмысления собранного материала, путях анализа и обобщения.
Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателем и утверждается кафедрой.