Социальная искусственность
Доклад по теме
«СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА»
I. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
1. Предистория социологии: Древний мир, Античность, «Возрождение» и «Просвещение»
Древний мир
Античность
«Возрождение» и «Просвещение»
Становление понятия
Огюст Конт и его «Курс позитивной философии»
Классический период
Карл Маркс
Макс Вебер – социология социального действия
Эмиль Дюркгейм – основатель французской школы социологии
II. КРИТЕРИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Чем социологическое знание отличается от других форм научного и ненаучного знания (например, от экономики, психологии, философии) – можно определить по критериям социологического знания.
Существует четыре группы критериев социологического знания:
1. Онтологические
2. Эпистемологические
3. Этические
4. Институциональные
Онтологические критерии
Онтология – область знания о бытии и основных принципах, которые лежат в его основе. Выявить онтологический критерий какого-либо знания – значит определить объект этой науки, выяснить, о чем содержащееся в ней знание.
Онтологические критерии социологического знания сводятся к тому, что это область знания об обществе, социальной реальности, социальных взаимодействиях, об их самых разных проявлениях и воплощениях. В общем, это сфера знания о том, как люди живут вместе, каковы основания и последствия этой совместной жизнедеятельности. Это наука, содержащая в себе некие высказывания и суждения о социальной реальности, трактовки о которой очень различны:
1. Социальный номинализм
2. Социальный реализм
3. Натурализм (материализм)
4. Спиритуализм (идеализм)
5. Редукционизм
6. Социальная естественность
7. Социальная искусственность
Трактовки социальной реальности
Социальный номинализм
Согласно социальному номинализму, социальная реальность – мнимая, фиктивная величина. Такие понятия, как «общество», «группа», «ассоциация», «союз» и другие социальные понятия – лишь имена, ярлыки для обозначения определенного множества индивидов.
Понятие номинализм происходит от лат. nominalis – относящийся к имени, именной (от лат. nomen – имя).
Социальный реализм
Данная трактовка противоположна предыдущей.
Согласно социальному реализму, общество является особой реальностью, существующей совместно с реальностью индивидов, образующих это общество.
«Общество» и другие понятия не сводятся к определенному множеству индивидов.
Натурализм (материализм)
Общество представляется исключительно природной (материальной) сущностью – сводится к природным факторам, трактуется, как часть природы, а не отдельно от нее.
Спиритуализм (идеализм)
Здесь общество представляется как сфера духа в различных воплощениях, как совокупность неких идеальных сущностей, взглядов, идей и мнений.
Редукционизм
Согласно редукционизму, общество может быть сведено к одной из социальных сфер, которая представляется наиболее важной. Например, к экономике, политике, культуре, религии, праву и т.д. Таким образом, редукционизм бывает экономическим, политическим, культурным, религиозным, правовым и т.д.
Понятие происходит от лат. reduction – сведение, приведение (к чему-либо).
Социальная естественность
Общество представляется как естественное образование.
А человек представляется как социальное, альтруистическое существо, подобно муравью или пчеле, которое не существует вне общества. Человек вне общества, по такой трактовке, пребывает в дочеловеческом, внечеловеческом состоянии.
И государство, исходя из логики данной трактовки, является продолжением изначально присущего человеку общественного состояния.
Социальная искусственность
Эта трактовка противоположна предыдущей.
Общество представляется искусственным образованием, созданным самим человеком – являющимся результатом действий человека, а не природной, естественной сущностью. То есть общество создано некими создателями: например, законодателями, монархами, мифическими персонажами, и т.д. Так, по выражению Томаса Гоббса, «общество – произведение искусства».
Человек – существо не общественное, антисоциальное.
Онтологические критерии социального знания:
· Общество – различные формы совместной жизнедеятельности, объединений, ассоциаций и взаимодействий людей.
· Общество отличается от таких категорий, как «люди», «человечество», «цивилизация», «государство», «нация», «этнос», «народ». Хотя может частично совпадать с этими категориями или где-то даже пересекаться.
· Общество не совпадает с отдельными своими сферами, изучаемыми отдельными науками (экономика, политология, религиоведение, культурология, правоведение и т.д.).
Типологии обществ
I. По способу ведения хозяйства:
· Собиратели, охотники, рыболовы;
· Скотоводческие общества;
· Аграрные;
· Индустриальные:
· Постиндустриальные.
II. По степени развития цивилизации:
· «Дикие»;
· «Варварские»;
· «Цивилизованные».
III. По способу производства (К. Маркс):
· Первобытнообщинные формации;
· Феодальные общественные формации;
· Буржуазные общественные формации;
· Коммунистические общественные формации.
Подытоживая, можно выразиться, что общество, группа или взаимодействие людей являются специфической реальностью, занимающей определенное место в системе мироздания и являющейся объектом различных высказываний.
Онтологических критериев (объекта социологии) недостаточно для определения того, что мы имеем дело с социологией. Нужны также другие критерии, главными из которых являются эпистемологические.