Дошкольное образование и воспитание

Социально-демографическая характеристика основных социальных групп, взаимодействующих в дошкольном образовании и воспитании.

Задачи дошкольного образования. Игра как ведущий вид деятельности. Институты образования и воспитания: детский сад, семья. Участие в дошкольном образовании других социальных институтов.

Образование и социализация. Интериоризация стереотипов общественного сознания через систему дошкольного образования и воспитания.

Школьное образование

Школа как центральный институт в системе образования. Основные социальные функции школы. Структура школьного образования. Изменение понятия “общее образование”.

Влияние общества на школу и школы на общество. Школа и государство. Школа и церковь.

Концепция общего и среднего образования в нашей стране. Цели задачи и базис школьного образования. Принципы организации школьного образования.

Российская школа: количественные, структурные и качественные параметры. Городская и сельская школы, их специфика. Государственные и частные школы. Альтернативные варианты образования.

Профессиональное образование

Сущность и задачи профессионального образования. Качественные параметры ступеней профессионального образования: вид труда, его функциональное содержание, уровень квалификации, состав учащихся, особенности их социального положения, структура учебного процесса, состав преподавателей .

Особенности функционирования профессионального образования. Профессионально-техническое образование, средне-специальное образование, высшее образование, система повышения квалификации. Негосударственное профессиональное образование. Качество образования как социологическая проблема.

Образование как сфера реализации жизненных интересов. Развитие общества и престиж образования в формировании жизненной карьеры. Проблема реализации возможностей в сфере образования.

Образование как институт для формирования и воспроизводства навыков, необходимых для рабочей силы. Рынок труда как регулятор развития системы образования. Динамика профессиональных ориентаций молодежи и ответ образовательных учреждений.

Непрерывное образование

Задачи непрофессионального образования и его формы. Пропаганда как один из методов обучения, воспитания. Функционирование форм и средств пропаганды в сфере образования, их роль в учебном процессе.

Самообразование как социальный феномен: понятие, функции, виды, проблемы изучения. Проблемы непрерывного образования. Взаимосвязь общего и профессионального образования. Самообразование в информационном обществе. Преемственность между различными звеньями системы образования.

5. Взаимодействие сферы образования с другими сферами общественной жизни

Влияние социальных факторов в сфере образования. Изменение предметного содержания учебного процесса, его методов, технологий, модели образования в целом. Изменение инфраструктуры сферы образования. Изменение микро- и макросоциокультурной среды учебного процесса. Влияние сферы образования на культурный и профессиональный потенциал выпускников, изменение социальной структуры и ее динамики.

Образование и экономика. Зависимость системы образования от экономических и технико-технологических факторов. Коммуникация между производством и образованием. Формирование заказа на специалиста. Использование молодых специалистов. Каналы взаимодействия производства и сферы образования: производственная практика, ”трудовые семестры”, частичная занятость во внеучебное время, шефская помощь. Финансирование системы образования.

Взаимодействия образования и политики. Институт образования как узел политических проблем, точка столкновения конфликтующих групп. Политические движения и институт образования. Взаимовлияние политических и социальных институтов в системе образования. Политические аспекты развития системы образования в России.

Образование и семья. Взаимодействие образования и семьи в процессах социализации. Изменение ролевых позиций человека в семье с переходом от одной системы образования к другой. Необходимость педагогического образования в семье. Демографический прогноз и вероятностное развитие системы образования в России.

Соотношение между прагматической (профессиональной) и общегуманитарной функциями образования.

6. Образование и социальная стратификация

Образование как фильтрующее устройство. Механизмы фильтрации в сфере образования и их динамика в связи с развитием общества. Социально-экономические регуляторы механизмов и интенсивности фильтрации. Основные элементы комплекса факторов, влияющих на академические успехи. Дифференциация обучения. Влияние плюрализации в российской системе образования на механизм фильтрации.

Образование и процесс формирования социальной структуры. Взаимовлияние социальной структуры и системы образования. Зависимость значения образования для достижения определенных статусов от экономического, социального, политического развития общества. Образование, статус, мобильность в различных обществах. Динамика ориентаций выходцев из различных слоев российского общества.

Социальная селекция и институт образования. Реализация интересов социальных групп в сфере образования и посредством образования. Влияние на перспективы социальной стратификации. Специфические фильтры советского периода, их видоизменение. Углубление социальной дифференциации в российской системе образования : анализ динамики. Проблема равенства шансов.. Социальная селекция и задача максимального использования интеллектуального потенциала общества.

7. Социальная структура сферы образования

Особенности и критерии выделения социальных групп в сфере образования (два подхода: место социальной группы в сфере образования, место социальных групп в общей социальной стратификации).

Классификационная схеме социальных групп сферы образования. Интеллигенция: традиционное понимание, функции, роль. Влияние научно-технического прогресса на численность и роль интеллигенции. Учащиеся и студенчество как особые социальные группы.

Тенденции изменения социальной структуры сферы образования. Вовлечение в образование все более широких слоев общества. Увеличение численности учащихся и обучающих, лиц, обслуживающих учебный процесс. Сближение социальной структуры общества и социальной структуры учащихся, тенденция разнообразия социально-ролевых позиций учащихся в учебной специализации. Взаимный обмен специалистами сферы образования и сфер производственной деятельности.

Особенности социально-ролевых позиций учащихся и обучающих. Вертикальная и горизонтальная стратификация учащихся. Критерии выделения страт, их социальные характеристики. Изменение социально-ролевых позиций учащихся и обучающих в истории общества.

Особый статус учителя и его роль. Профессионализм и социальное самочувствие педагогов. Социальный портрет учителя.

Роль ученика. Значение типологизации групп учащихся, критерии типологизации: доминантно-базисные признаки, культурно-характерологические признаки. Вторичная занятость учащейся молодежи. Динамика жизненных ценностей, отношение к социальным явлениям.

Взаимодействие основных социальных общностей в сфере образования.

8. Управление в сфере образования

Наши рекомендации