Социологические концепции образования и знания середины и второй половины ХХ в западной литературе.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тверской государственный университет
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
управления и социологии
Л.Е. Мошкова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
для студентов 4 курса очной формы обучения
специальность 040201.65 СОЦИОЛОГИЯ
Обсуждено на заседании кафедры социологии и политологии
24 февраля 2012 г.
Протокол №7
Зав. кафедрой
В.А. Михайлов
Составитель:
к.и.н., доцент
Парахонская Г.А.
Тверь, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образование в настоящее время находится в центре внимания научной и общественной мысли, так как вынуждено отвечать на запросы меняющегося общества, соответствовать требованиям будущего. Необходимо формировать новый тип мышления, новое сознание, новое понимание человеком своего места в мире.
Социология образования утвердилась как отраслевая социологическая дисциплина.
Курс «Социология образования» позволяет студентам более глубоко и осмысленно изучать и анализировать процессы, происходящие в образовании и современном российском обществе. Социология образования рассматривает роль и место образования в жизни общества, его социальные функции и задачи, проблемы и противоречия, пути их разрешения и способы выхода из кризисных состояний, образовательные институты и системы, виды деятельности и процессы взаимодействия социальных общностей, включенных в сферу образования, прогнозирование и предвидение возможных его трансформаций и изменений.
В курсе использовано единство исторического, теоретического и эмпирического аспектов. Анализ развития и состояния образования в России и за рубежом дает возможность сопоставить социологические данные и процессы, происходящие в различных странах.
Социология образования, являясь отраслевой социологией, тесно связана с философией, педагогикой, психологией.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью курса является выработка целостных представлений о реальных общественных и образовательных процессах и оснащение обучающихся современными способами и методами анализа общественной ситуации и образовательной траектории личности.
ЗАДАЧИ:
- показать возможности использования классических идей в современной социологии образования;
дать представление о влиянии образования на социальную мобильность;
- рассмотреть влияние общественных потребностей на развитие образования;
- дать характеристику образования как социального института;
- раскрыть социальную структуру сферы образования.
Показать возможности использования социологических методов исследования сферы образования.
ЗНАНИЯ: знать зарубежные и отечественные концепции ведущих социологов образования в контексте исторического и современного опыта, функции образования, структуру сферы образования, уровни, формы и типы образования, социальную структуру сферы образования, особенности коллектива в сфере образования, управление в сфере образования, мировые тенденции в сфере образования.
УМЕНИЯ:
- уметь организовать и провести социологическое исследование в области образования
- уметь использовать междисциплинарный подход в изучении образовательных процессов
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ:
Образование как социальная ценность, ценность системы образования в различных культурах, человек как центр образовательного процесса, гуманизм и свобода выбора в образовании
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
1. Предпосылки социологии образования
Социально-экономические и научные предпосылки социологии образования. Трактовка образования в позитивистской и натуралистической социологии (О.Конт, Г.Спенсер). Идеи образования в концепции К. Маркса. Проблемы образования в творчестве представителей психологического направления и классической немецкой социологии (Л.Уорд, Г.Лебон, Ч.Кули, Г.Зиммель, М.Вебер). Становление социологии образования. Концепции социологии образования и воспитания в социологическом творчестве Э. Дюркгейма. Взгляды П.А. Сорокина на образование и школу как на социальный институт. Социологические идеи образования в работах К. Манхейма.
Социологические концепции образования и знания середины и второй половины ХХ в западной литературе.
Определение предмета социологии образования. Актуальные проблемы социологии образования. Качественный скачок в развитии образования на Западе в 1960-1970-х гг. Американская и европейская позиции в социологии образования. Причины развития социологии образования, основные проблемы и подходы. Р. Будон и “выравнивание шансов” в социальной мобильности. Конфликтологический подход к образованию. Структурный функционализм о роли образования: Т. Парсонс, А. Турен. Концепции феноменологической социологии: Д. Силвермэн. Роль образования в “морализирующей” социологии.
Исследования проведенные в 60-70 гг. ХХ в.в США: и в Европе ( Франция) :У. Сьюзи, Д. Нельсон, Ф. Безаг, Дж. Тропеа, Д. Аллен, Р. Арчер; Дж. Коулмэн; П. Бурдье, Л. Танги; В. И. Дронкерс (Нидерланды). Разработка проблем образования в странах Восточной Европы.
Развитие теории в 80-90- е гг. ХХ в. современное состояние науки.
Ориентации социологии знания. М. Шелер и К. Манхейм о ее проблемах. Социология образования и социология знания: поиск их взаимодействия в творчестве П. Бергера и Т. Лукмана. Проблема первичной и вторичной социализации. Соотношение образования и знания.