Социологические концепции образования и знания середины и второй половины ХХ в западной литературе.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тверской государственный университет

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

управления и социологии

Л.Е. Мошкова

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

для студентов 4 курса очной формы обучения

специальность 040201.65 СОЦИОЛОГИЯ

Обсуждено на заседании кафедры социологии и политологии

24 февраля 2012 г.

Протокол №7

Зав. кафедрой

В.А. Михайлов

Составитель:

к.и.н., доцент

Парахонская Г.А.

Тверь, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образование в настоящее время находится в центре внимания научной и общественной мысли, так как вынуждено отвечать на запросы меняющегося общества, соответствовать требованиям будущего. Необходимо формировать новый тип мышления, новое сознание, новое понимание человеком своего места в мире.

Социология образования утвердилась как отраслевая социологическая дисциплина.

Курс «Социология образования» позволяет студентам более глубоко и осмысленно изучать и анализировать процессы, происходящие в образовании и современном российском обществе. Социология образования рассматривает роль и место образования в жизни общества, его социальные функции и задачи, проблемы и противоречия, пути их разрешения и способы выхода из кризисных состояний, образовательные институты и системы, виды деятельности и процессы взаимодействия социальных общностей, включенных в сферу образования, прогнозирование и предвидение возможных его трансформаций и изменений.

В курсе использовано единство исторического, теоретического и эмпирического аспектов. Анализ развития и состояния образования в России и за рубежом дает возможность сопоставить социологические данные и процессы, происходящие в различных странах.

Социология образования, являясь отраслевой социологией, тесно связана с философией, педагогикой, психологией.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью курса является выработка целостных представлений о реальных общественных и образовательных процессах и оснащение обучающихся современными способами и методами анализа общественной ситуации и образовательной траектории личности.

ЗАДАЧИ:

- показать возможности использования классических идей в современной социологии образования;

дать представление о влиянии образования на социальную мобильность;

- рассмотреть влияние общественных потребностей на развитие образования;

- дать характеристику образования как социального института;

- раскрыть социальную структуру сферы образования.

Показать возможности использования социологических методов исследования сферы образования.

ЗНАНИЯ: знать зарубежные и отечественные концепции ведущих социологов образования в контексте исторического и современного опыта, функции образования, структуру сферы образования, уровни, формы и типы образования, социальную структуру сферы образования, особенности коллектива в сфере образования, управление в сфере образования, мировые тенденции в сфере образования.

УМЕНИЯ:

- уметь организовать и провести социологическое исследование в области образования

- уметь использовать междисциплинарный подход в изучении образовательных процессов

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ:

Образование как социальная ценность, ценность системы образования в различных культурах, человек как центр образовательного процесса, гуманизм и свобода выбора в образовании

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

1. Предпосылки социологии образования

Социально-экономические и научные предпосылки социологии образования. Трактовка образования в позитивистской и натуралистической социологии (О.Конт, Г.Спенсер). Идеи образования в концепции К. Маркса. Проблемы образования в творчестве представителей психологического направления и классической немецкой социологии (Л.Уорд, Г.Лебон, Ч.Кули, Г.Зиммель, М.Вебер). Становление социологии образования. Концепции социологии образования и воспитания в социологическом творчестве Э. Дюркгейма. Взгляды П.А. Сорокина на образование и школу как на социальный институт. Социологические идеи образования в работах К. Манхейма.

Социологические концепции образования и знания середины и второй половины ХХ в западной литературе.

Определение предмета социологии образования. Актуальные проблемы социологии образования. Качественный скачок в развитии образования на Западе в 1960-1970-х гг. Американская и европейская позиции в социологии образования. Причины развития социологии образования, основные проблемы и подходы. Р. Будон и “выравнивание шансов” в социальной мобильности. Конфликтологический подход к образованию. Структурный функционализм о роли образования: Т. Парсонс, А. Турен. Концепции феноменологической социологии: Д. Силвермэн. Роль образования в “морализирующей” социологии.

Исследования проведенные в 60-70 гг. ХХ в.в США: и в Европе ( Франция) :У. Сьюзи, Д. Нельсон, Ф. Безаг, Дж. Тропеа, Д. Аллен, Р. Арчер; Дж. Коулмэн; П. Бурдье, Л. Танги; В. И. Дронкерс (Нидерланды). Разработка проблем образования в странах Восточной Европы.

Развитие теории в 80-90- е гг. ХХ в. современное состояние науки.

Ориентации социологии знания. М. Шелер и К. Манхейм о ее проблемах. Социология образования и социология знания: поиск их взаимодействия в творчестве П. Бергера и Т. Лукмана. Проблема первичной и вторичной социализации. Соотношение образования и знания.

Наши рекомендации