Техника вопросно-ответного хода
ü Оратор задаёт самому себе вопросы, отвечая на них, самостоятельно выдвигая и опротестовывая различные сомнения и возражения относительно предмета дискуссии.
ü Особенности:
– тщательная проработка задаваемых себе вопросов, так чтобы они были значимы для собеседников (то, что они сами хотели, но ещё не успели спросить)
– наличие достаточной аргументации
Эмоциональные восклицания
ü позволяют привлечь внимание слушателей к предмету разговора, стимулируют вовлеченность собеседников в процесс.
ü восклицательные предложения придают эмоциональную окраску речи и передаются с помощью:
– интонации (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию),
– междометий (ах, увы и др.),
– восклицательных частиц междометного, местоименного и наречного происхождения (ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др.).
ü При использовании восклицаний в речи необходимо придерживаться принципа целесообразности.
Инверсия
ü сознательно нарушается последовательность членов предложения, выделяемые слова могут быть вынесены вперед (указывая на то, что они являются главным объектом фразы) или назад (приобретая дополнительное значение, смысловой оттенок).
4. Работа с «вампирами внимания»
ü Вампиры внимания – внештатные ситуации отвлекающие внимание аудитории во время выступления спикера.
ü Виды:
– Класс «С» - незначительные события, незамеченные аудиторией (открывшееся окно, пролетевшая муха)
Действия: игнорирование.
– Класс «В» - событие, замеченное половиной аудитории
Действия: остановить речь, прокомментировать ситуацию (кратко), продолжить.
– Класс «А» - ситуации, полностью меняющие ход выступления
Действия: сделать перерыв, сократить или перенести выступление.
Управление спором
Спор- столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления др. стороны
Виды споров:
ü по цели (поиск истины; убеждение оппонента или аудитории; победа; спор ради спора),
ü по количеству участников (один (спорит сам с собой), два, несколько),
ü по форме проведения (устные/письменные, организованные/неорганизованные).
Аргументация
Аргумент (лат. argumentum) – суждение (или совокупность взаимосвязанных суждений), приводимое в подтверждение истинности какого-либо другого суждения (или теории) [Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983]/
Требования к аргументам:
ü истинность,
ü достоверность,
ü не должны противоречить друг другу,
ü должны опираться на авторитетные источники (объективно авторитетные и воспринимаемые аудиторией как авторитетные).
Формы обоснования тезиса
Прямое доказательство:
ü ведется непосредственно с помощью аргументов: дается прямая ссылка на аргументы, факты, подтверждающие что-либо, ссылка на общепринятую норму.
Косвенное доказательство (от противного)
ü ведется путем выдвижения антитезиса (допущения) и установления его ложности.
Формы опровержения тезиса
Прямое опровержение тезиса(«сведение к абсурду»).
ü Условно допускают истинность выдвинутого оппонентом положения и выводят логически вытекающие из него следствия: «Допустим, что оппонент прав и его тезис является истинным, но в этом случав из него следует...». Если окажется, что это следствие противоречит объективным данным, то его признают несостоятельным. Далее делается вывод о несостоятельности тезиса.
Опровержение доказательств:
ü Доказывается неточность излагаемых фактов, в правильности доводов . В случае установления ложности аргументов тезис считается необоснованным.
Опровержение демонстрации:
ü показывают, что в рассуждениях оппонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Для окончательного опровержения следует доказать несостоятельность содержания самого тезиса