Техника вопросно-ответного хода

ü Оратор задаёт самому себе вопросы, отвечая на них, самостоятельно выдвигая и опротестовывая различные сомнения и возражения относительно предмета дискуссии.

ü Особенности:

– тщательная проработка задаваемых себе вопросов, так чтобы они были значимы для собеседников (то, что они сами хотели, но ещё не успели спросить)

– наличие достаточной аргументации

Эмоциональные восклицания

ü позволяют привлечь внимание слушателей к предмету разговора, стимулируют вовлеченность собеседников в процесс.

ü восклицательные предложения придают эмоциональную окраску речи и передаются с помощью:

– интонации (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию),

– междометий (ах, увы и др.),

– восклицательных частиц междометного, местоименного и наречного происхождения (ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др.).

ü При использовании восклицаний в речи необходимо придерживаться принципа целесообразности.

Инверсия

ü сознательно нарушается последовательность членов предложения, выделяемые слова могут быть вынесены вперед (указывая на то, что они являются главным объектом фразы) или назад (приобретая дополнительное значение, смысловой оттенок).

4. Работа с «вампирами внимания»

ü Вампиры внимания – внештатные ситуации отвлекающие внимание аудитории во время выступления спикера.

ü Виды:

– Класс «С» - незначительные события, незамеченные аудиторией (открывшееся окно, пролетевшая муха)
Действия: игнорирование.

– Класс «В» - событие, замеченное половиной аудитории
Действия: остановить речь, прокомментировать ситуацию (кратко), продолжить.

– Класс «А» - ситуации, полностью меняющие ход выступления
Действия: сделать перерыв, сократить или перенести выступление.

Управление спором

Спор- столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления др. стороны

Виды споров:

ü по цели (поиск истины; убеждение оппонента или аудитории; победа; спор ради спора),

ü по количеству участников (один (спорит сам с собой), два, несколько),

ü по форме проведения (устные/письменные, организованные/неорганизованные).

Аргументация

Аргумент (лат. argumentum) – суждение (или совокупность взаимосвязанных суждений), приводимое в подтверждение истинности какого-либо другого суждения (или теории) [Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983]/

Требования к аргументам:

ü истинность,

ü достоверность,

ü не должны противоречить друг другу,

ü должны опираться на авторитетные источники (объективно авторитетные и воспринимаемые аудиторией как авторитетные).

Формы обоснования тезиса

Прямое доказательство:

ü ведется непосредственно с помощью аргументов: дается прямая ссылка на аргументы, факты, подтверждающие что-либо, ссылка на общепринятую норму.

Косвенное доказательство (от противного)

ü ведется путем выдвижения антитезиса (допущения) и установления его ложности.

Формы опровержения тезиса

Прямое опровержение тезиса(«сведение к абсурду»).

ü Условно допускают истинность выдвинутого оппонентом положения и выводят логически вытекающие из него следствия: «Допустим, что оппонент прав и его тезис является истинным, но в этом случав из него следует...». Если окажется, что это следствие противоречит объективным данным, то его признают несостоятельным. Далее делается вывод о несо­стоятельности тезиса.

Опровержение доказательств:

ü Доказывается неточность излагаемых фактов, в правильности доводов . В случае установления ложности аргументов тезис считается необоснованным.

Опровержение демонстрации:

ü показывают, что в рассуждениях оппонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Для окончательного опровержения следует доказать несостоятельность содержания самого тезиса

Наши рекомендации