Cнoвныe этaпы пocтpoeния гипoтeз: выдвижeниe гипoтeз; фopмyлиpoвкa (paзpaбoткa) гипoтeз; пpoвepкa гипoтeз.

20. Методы экспериментирования. Эксперимент- это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие специальные условия, которые должны способствовать обнаружению, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отношений объектов или проверки истинности. Он предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение некоторых сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств. Эксперимент есть база для развития всех отраслей анализ. Основных сфер для эксперимента три: лабораторный эксперимент, производственный, социальный. Эксперимент явл важным элементом практики, поэтому он выступает как основа формирования гипотез и теорий. Эффективность эксперимента определяется глубиной и всесторонностью обоснования условий проведения эксперимента и целей его. Преимущества: в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в чистом виде, эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экспериментальных условиях, важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость. Классификации: проверочные, поисковые, мысленный, реальный, модельный, качественный, количественный. Эксперимент- важнейший элемент деятельности менеджера, роль которого особенно возрастает в условиях переходной экономики. Предполагает: планирование, проектирование, проведение, обработку и анализ результатов, разработку рекомендаций и усовершенствований.

21. Полемика — это аргументированное обсуждение в группе исследовате­лей проблем и способов их решения. Трудно представить себе исследование, которое было бы проведено без полемики. Даже очевидные вещи иногда имеют различные оценки, тем более проблемы, требующие своего решения. Для исследователя полемика являет­ся необходимым элементом исследования, потому что она помогает находить дополнительные аргументы, оттачивать формулировки, укреплять позиции и мысли, конкретизировать рекомендации, усиливать доказательства. Полеми­ка позволяет превращать предположения в убеждения. В научной и исследовательской полемике главными принципами являют­ся следующие. 1. Стремление понять оппонента в его мотивах, позиции, аргументах, знании предмета (проблемы), типе мышления. 2. Избегать абсолютного отрицания правильности мнений, относясь к ним скептически и аналитически, но доброжелательно. 3. Иметь четкую цель полемики и проводить ее в вопросах, высказыва­ниях, аргументах и доказательстве. 4. Оценивать выводы, предложения, мысли, а не их автора. Относиться с уважением к оппоненту. 5. В выражении своей позиции стремиться в максимальной степени к четкости и аргументированности, конкретности и ясности. 6. Определять понятия, которыми выражаете мысли, на которых строите доказательства. 7. Посредством вопросов уточнять позиции, обнаруживать слабые места в полемике, мотивировать дополнительные аргументы. 8. Избегать оперирования мнением авторитетов или формальных лиде­ров, должностных лиц. 9. В исследовательской полемике нельзя устанавливать истину мнением большинства, голосованием. 10. Основой полемики должны быть результаты или методологические подходы, формулируемые на профессиональной основе. Ведь поле­мику можно вести на основе "здравого смысла". И очень часто, даже в исследовательской среде, обсуждение проблем скатывается к "здравому смыслу", к доказательству желательного, а не объективно­го. Исследователь должен оперировать понятиями вероятности и дока­зывать степень вероятности. 11. Продуктивность полемики определяется и продолжительностью вре­мени и распределением времени в процессах полемических высказы­ваний. Полемика не должна вестись по "замкнутому кругу". В полемике большое значение имеет выяснение и анализ тезисов оппо­нента. Это делается по следующей схеме: содержательная ясность понятий, которыми оперирует оппонент, — эмпирическая и практическая ценность понятий — модальность тезиса, аргументация и фактология тезиса — логика использования аргументов.

22. Моделирование как метод исследования. В процессе научного познания, научных исследований важную роль играет такая форма деятельности, как моделирование. Под моделированием в широком смысле понимают не только процесс построения, изучения и совершенствования моделей, но и использование их в научных исследованиях, в том числе и экспериментальных, а также применение их непосредственно в процессах планирования, управления, прогнозирования, контроля и т.д.

Моделирование как метод исследования является мощным инструментом познания на протяжении всей истории развития человечества. Одним из примеров созданной человеком системы моделей, адекватно отражающей широкий класс явлений и процессов реального мира, являются модели классической механики.

23. Теоретико - эмпирические методы исследования. Теоретико-эмпирические методы исследования могут включать: метод абстрагирования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучение в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели (замещающей реальный объект исследования); метод анализа и синтеза, основанный на использовании при исследовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез). Например, применительно к исследованию процессов в СУ анализ позволяет подразделить его на операции, выявить в нем связи и отношения, а синтез дает возможность соединить все операции, связи и отношения и составить технологическую схему; метод индукции и дедукции, основанный на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция); метод моделирования, использующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т.п. Результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.

24. Специфические методы исследования систем управления. Специфические - это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности. Наиболее важными из специфических методов являются методы исследования документов, проведения ограниченного эксперимента, социологических исследований. Существуют также методы тестирования, коллективного анализа, социометрических оценок, деловых и инновационных игр, методы имитационного моделирования.

1. Методы изучения документов. Проблемы управления можно исследовать посредством изучения документов. Всякое управление связано с движением информации, которая фиксируется в документах. Для исследователя это богатый материал. Только необходимо обработать его по заранее составленной схеме. Эффективность исследования по документам зависит от состава документов, их содержания, формы и информационной классификации. К сожалению, очень часто бывает, что для получения наиболее ценных или даже просто надежных результатов исследования не хватает информации, потому что система документации не предусматривает использование ее в целях исследования. Все методы изучения документов можно разделить на две большие группы: традиционные и формализованные. В свою очередь в каждой из этих групп можно вычленить особые подразделы. При изучении документов применяется и так называемый метод контент-анализа (анализ содержания). Контент-анализ предполагает извлечение социологической информации из документальных источников. 2. Методы социологических исследований управления. Он позволяет оценить состояние системы управления по факторам реальной деятельности персонала, интересам и ценностям человека, его отношения к существующим проблемам и понимания этих проблем. Социологические исследования бывают разнообразными - наблюдение, интервьюирование, анкетирование. В практике исследования управления социологические исследования, если они подготовлены и проведены достаточно корректно, дают богатую информацию для исследователя.

25. Метод экспериментирования «Деловая игра».

Одним из эффективных методов исследования управления является также метод экспериментирования. Он заключается в создании необходимых для исследования условий деятельности и установлении на этой основе факторов, причин, свойств тех или иных явлений, в учете их в последующей деятельности. Но использование этого метода имеет ряд серьезных ограничений. Исследование управления - это изучение деятельности человека, с которым следует экспериментировать очень осторожно и совершенно открыто. Принято считать, что деловая игра - это способ обучения, развития навыков и способностей выбирать и принимать управленческие решения, это стимулирование коммуникаций, проявление и развитие творческих способностей, обмен опытом, мотивирование образовательной активности, позиционирование личности. Однако можно назвать и еще одну функцию деловой игры - это функция исследования посредством управленческого эксперимента. Действительно, деловая игра может быть не только методом обучения, но и методом исследования управления.

26. Метод тестирования.

Особым методом исследования управления, наиболее популярным в современных условиях и, пожалуй, достаточно эффективным, является метод тестирования. Тест - это метод изучения глубинных процессов деятельности человека посредством его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления. Большую роль в исследовании при помощи тестирования играет конструкция теста. Тест включает набор высказываний и оценок по определенной проблеме или ситуации. Оценки могут быть упрощенные (типа «согласен» - «не согласен») или шкалированные (типа «совершенно верно», «верно», «скорее верно, чем неверно», «трудно сказать», «скорее неверно, чем верно», «неверно», «совсем неверно»). Шкала может иметь цифровые оценки в виде рейтинговых коэффициентов или выбора степени согласия. Конструкция теста должна предполагать возможность обработки его результатов по определенным статистическим программам. Каждый тест имеет ключ, позволяющий обработать полученную информацию в соответствии с целями тестирования. При составлении теста необходимо учитывать его основные характеристики: надежность, валидностъ тестов - способность отражать и измерять то, что они должны отражать и измерять по замыслу, целям. В управлении при помощи тестирования можно исследовать проблемы использования ресурсов (в частности, важнейшего из них - времени), уровень квалификации персонала, распределение функций управления, сочетание формального и неформального управления, стиль управления и пр.

27. Метод экспертных оценок. В исследовании управления широкое распространение имеет метод экспертных оценок. Это объясняется сложностью многих проблем, их происхождением из «человеческого фактора», отсутствием надежных экспериментальных или нормативных инструментов. Экспертиза - это мнение, идея, решение или оценка, основанные на реализации ценного опыта специалиста, глубоких знаниях предмета исследования и технологиях качественного анализа. Экспертиза бывает индивидуальная и групповая. При групповой экспертизе большое значение имеют подбор группы экспертов и методология итоговой обработки результатов ее работы. Заключение экспертов представляет собой документ, в котором фиксируется ход исследования и его итоги. При этом выводы и мнения экспертов могут иметь как категоричную («да», «нет»), так и вероятностную (в виде предположения, ранжирования, коэффициента предпочтительности и пр.) форму.

28. SWOT анализ. Особой разновидностью экспертного метода, пользующейся большой популярностью, является оригинальный метод SWOT-анализа. Он получил такое название по первым буквам четырех английских слов, которые в русском переводе означают: Сильные и Слабые стороны, Возможности и Угрозы. Эта методология может использоваться в качестве универсальной. Особый эффект она имеет при исследовании процессов в социально-экономической системе, которой присуща динамичность, управляемость, зависимость внутренних и внешних факторов функционирования, цикличность развития. По методологии этого анализа проводится распределение факторов, характеризующих предмет исследования по этим четырем составляющим с учетом принадлежности этого фактора к классу внешних или внутренних факторов. В результате появляется картина соотношения сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей, которая подсказывает, как следует изменить ситуацию, чтобы иметь успех развития. В исследовании систем управления предметом этого метода могут быть различные проблемы развития управления. Например, эффективность, персонал, стиль, распределение функций, структура системы управления, механизм управления, мотивация, профессионализм, информационное обеспечение, коммуникации и организационное поведение и пр. Использование специально подготовленных и отобранных экспертов или внутренних консультантов позволяет повысить эффективность этого метода.

29. Метод синектики – вариант целенаправленного использования для поиска новых идей методов мозговой атаки и аналогии. Высокая эффективность найденных решений достигается за счет последовательного отхода, отчуждения от решаемой проблемы, получения ее новых образов в процессе формулирования символической аналогии. На первом этапе использования данного метода (цель которого – исключение тривиальных идей, группой синекторов) проводится спонтанная мозговая атака, завершающаяся формулировкой проблемы «как она понята», после чего начинается собственно решение задачи. Далее следуют процедуры систематического отчуждения от проблемы путем последовательного проведения аналогий: прямой аналогии, личной аналогии или эмпатии, фантастической аналогии, символической аналогии. Возврат и формулировка окончательного технического решения осуществляется после проведения прямой аналогии с техническим решением, сформулированным ранее на основе одной или нескольких символических аналогий. Указанная структура процедур синектики с учётом психологических сложностей, возникающих при организации и проведении мозговой атаки, обусловливает труднодоступность этого метода. Участник сеанса синектики должен обладать развитым метафорическим мышлением, не только хорошо разбираться в технических проблемах, но и обладать художественными способностями. В России метод синектики пока не получил широкого распространения.

30. Метод мозгового штурма. Метод мозгового штурма - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Сложность творческой ситуации в том, что ее решение часто лежит далеко за пределами обычных представлений (перечитайте пример по водку в начале данной статьи). В то же время у каждого человека в голове существуют некие «фильтры» (социальные, профессиональные и т.п.), которые не дают развиваться неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему слишком смелыми – опасаясь критики, насмешек со стороны коллег и начальства и т.п. Если же эти фильтры убрать, то можно если и не повысить качество идей, то по крайней мере увеличить их количество.

Метод дельфи - это технология, которая применяется для прогнозирования и экспертизы. Метод был разработан в 1953 году Гордоном и Хелмером в RAND Corp. Суть метода состоит в структурировании процесса групповой коммуникации, направленном на создание условий эффективной работы группы над комплексной проблемой. Метод дельфи использует итерративные независимые опросы экспертной панели, которые позволяют определять вероятность, значение и следствие факторов, тенденций и событий, связанных с обсуждаемой проблемой. После первого тура опросов участники экспертной панели получают все ответы, данные другими участниками, без указания авторов ответов. Этот прием позволяет экспертам уточнить и скорректировать свои позиции. Главное преимущество метода состоит в возможности получить развернутые, прозрачные и объективные результаты.

31. Эксперимент условно можно разделить на три этапа: подготовительный, организационный, итоговый. Подготовительный этап включает планирование эксперимента. Определяется цель эксперимента. Подбираются объекты (классы, школы) в качестве экспериментальных и контрольных групп. Выделяется предмет исследования. Определяется длительность эксперимента, продумываются конкретные методики (анкеты, интервью), устанавливаются контрольные, факторные и нейтральные признаки, по которым можно судить об изменениях, происшедших в объекте. Выбираются способы контроля протекания эксперимента, определяются формы фиксации результатов, способы их обработки. Организовывается апробация на небольшом числе испытуемых, а при необходимости вносятся корректировки.

Этап проведения эксперимента включает изучение начального состояния всей системы, для этого необходимо сделать контрольный срез. На данном этапе необходимо выявить условия и специфику экспериментальной работы, провести инструктаж участников, если таковые имеются. Необходимо продумать и осуществить фиксацию данных о ходе эксперимента, то есть формы регистрации промежуточных срезов.

По итогам первого констатирующего среза подбираются контрольный и экспериментальный классы. Контрольный и экспериментальный классы должны быть одинаковы по количеству учащихся, возрасту, текущей успеваемости, профессиональной подготовке учителя. В первом констатирующем срезе в контрольном классе исследуемые параметры должны быть выше, чем в экспериментальном, а после проведения формирующего эксперимента наоборот – ниже. В этом случае будет доказана выдвинутая гипотеза и можно говорить об эффективности предлагаемых методов обучения.

32. Эффективность исследования. Эффективность исследования — это нахождение такого вари­анта проведения исследования, который показывает кратчайший путь к успеху; это одна из характеристик исследования, которая показывает соотношение затрат усилий (или ресурсов) на его про­ведение и результата (или степени достижения цели). Эффективность исследования систем управления обусловлена спецификой социально-экономических систем, ядром которых является человек. Связи, благодаря которым существуют эти си­стемы, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, мотивах и установ­ках. Поэтому все изменения в деятельности предприятий связа­ны с человеком и обусловлены причинной связью и зависимос­тью. Задача исследования — раскрыть и изучить эти причины. Эффективность исследований управления может определять­ся в зависимости от факторов, обусловленных классификацией исследований: целевого назначения, области применения, результатов, источников финансирования, уровня постановки (заданная, инициативная), новизны поставленных задач, конструктивности. На практике эффективность измеряется соотношением затрат усилий, т.е. ресурсов и результатов (степень достижения цели). 2 группы факторов эф-сти: 1.факторы исследовательского потенциала управления. 2.принципы его(потенциала) использования.

33. Фактологическое обеспечение исследования. Факт- это случившееся, происшедшее явление, произошло на самом деле и его невозможно отрицать, но исследование не может обойтись без фактов. Теоретическое и практическое значение фактологического материала определяется методологией исследования. Методология помогает устанавливать взаимосвязь фактов и направляет ход дальнейшего исследования. Она выступает в качестве основания отбора фактов по степени их значимости, важности анализа и упорядочения. Поэтому фактологический материал содержит две стороны: теоретико-методологическую, обусловленную методологией, составляющей основу исследования, и эмпирическую. Можно сформулировать следующие прин­ципы и методы работы с фактами: • проверка на объективность. Только объективные факты могут обес­печить успех исследования; • отношение к сущности. Факты должны быть существенными, что надо учитывать и при поиске, и при отборе фактов; • соответствие предмету исследования. • принцип оценки источника факта. Когда оценивается достоверность фак­та, необходимо оценивать и надежность источника его получения; • принцип рационального сопоставления, сочетания и соединения фактов. Каждый факт в отдельности не обязательно способствует формулированию какого-либо вывода, но соединение фактов демон­стрирует тенденции, характерные черты и особенности явления; • принцип научной интерпретации факта, т.е. объяснение фак­та с позиций истинности, объективности.

34. Планирование и виды работ. Планирование исследования, как уже указывалось, необходимо для расчета и определения организационных характеристик его проведения, распределения используемых ресурсов в организационном и временном пространстве, ограничения времени, определения последовательности проведения исследовательских работ (этапов исследования), установления точек и методов контроля. План исследования — это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.План представляет собой организационную конкретизацию программы исследования. Он как бы соединяет содержание проблемы с организационными возможностями и вариантами ее практического решения.

Алгоритм — это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем. В этом случае составляется гибкий план исследований, учитывающий его алгоритм, в котором, в свою очередь, находит отражение сложность и неординарность проблемы. В плане такого типа указываются не жесткие, а нормативные величины сроков выполнения различных работ, имеются дополнительные пункты согласования и оценки результатов.

35. Принципы планирования. Планирование исследования необходимо для расчета организационных характеристик его проведения, распределения использования ресурсов во времени, определения последовательности проведения исследовательских работ (этапы исследования), установления точек контроля. В плане указывают нормативные величины сроков выполнения работ, дополнительные пункты согласования и оценки результатов и пр. Принципы планирования: конкретность и ясность заданий, реальность (нормативность), трудоемкость, организационная четкость (взаимодействие исполнителей ), интеграция работ, возможная параллельность выполнения работ, контролируемость и ответственность.

36. Особенности исследовательского мышления менеджера. Современные тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. Возникает понятие менеджер исследовательского типа. Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Современные условия управления - потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях - организации, методологии и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа. Их особенность - обостренное внимание исследовательскому подходу к решению всех проблем, разработке управленческих решений. Но в более детальном представлении можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа. а) Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы. б) Умение превентивно, т.е. тогда, когда они еще в зародыше, ставить проблемы. в) Системное и панорамное "восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта. г) Умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения. д) Способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации. е) Развитая психологическая саморегуляция. ж) Способность к имитации функций различных членов коллектива. з) Психологическая проницательность. и) Способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного. к) Способность привлекать людей к совместной деятельности. л) Способность быстро перестраиваться психологически. и) Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера. н) Способность к латентному (скрытому) руководству.

37. Оценки в ИСУ. Принципы оценивания. Оценка — это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оцен­ки является показатель. На оценках построены анализ, норматив­ное регулирование функционирования и развития, поиск и опре­деление тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по со­вершенствованию управления. Чем более точную оценку может сделать менеджер или исследователь, тем больше вероятность ус­пешного, рационального решения. Оценки могут быть программно-тестовыми и экспертными. Первые очень широко используются в настоящее время, поскольку компьютерная техника открывает в этом отношении большие воз­можности. Оценки разделяются также на коллективные и индивидуальные, точные и приблизительные, эпизодические и периодические, общие и локальные, простые и сложные. Принципы: • принцип научности. Оценка всегда основана на методике ее проведения. • принцип целевого назначения (важное дополнение предыдущего принципа). • принцип разнообразия, полноты и системности. • принцип количественной определенности оценки.

38. Система показателей. Показатель — это оцененная соответствующим образом харак­теристика явления. Показатели выполняют три функции в управлении:1. показатель является формой представления информации. 2. показатель является средством анализа целей, ситуаций, про­блем, решений. 3. показатели всегда связаны с интересами человека, существу­ют в поле его интересов, ибо отражают его деятельность, которой не может быть без приложения и реализации интересов. Поэтому показатель может выступать (и выступает) в качестве средства сти­мулирования и мотивации эффективности деятельности. На по­казателях строится система мотивации. И чем точнее показатели отражают интересы, тем эффективнее система стимулирования и мотивации. Именно эти функции показателя в управлении и определяют требования, которые к ним предъявляются: • требование валидности, т.е. соответствие показателя конкрет­ным целям его использования. • требование размерности, Недопустимо механическое соединение в одном показателе факторов различной размерности, например натуральных и экономических, социальных и технических; • требование измеряемости, возможности количественной оцен­ки. Показатели могут иметь словесную форму но могут иметь и количественное измерение, измерения могут быть приблизительными, поряд­ковыми, усредненными. • требование допустимой простоты. Чем проще показатель по конструкции, расчетам, условиям использования, структуре ин­формации, тем эффективней им оперировать.

39. Виды оценки параметров управления. Оценки могут быть различными. Их выбор в каждом конкрет­ном случае определяется как характером исследуемых проблем, так и возможностями оценивания. Многие параметры управления невозможно измерить достаточно точно, а некоторые — даже выделить и каким-либо образом отграничить. По области и масштабам оценивания тех или иных ситуации можно выделить оценки общие и локальные. В зависимости от необходимости расчетов оценки могут быть простыми и сложными. В сложных оценках нередко наблюдаются нарушение валидности показателей, смещение акцентов актуаль­ности и важности, потеря информации. В зависимости от продолжительности проведения оценки раз­деляются на эпизодические и периодические. Первые вызываются конкретной ситуацией, возникновением и обострением новых проблем, вторые — систематическим исследованием управления, мониторингом качества. По критерию точности измерения параметров оценки разде­ляются на точные и приблизительные (предварительные, ориенти­ровочные, порядковые). Последние способствуют экономии ре­сурсов, но глубокий анализ и ответственные исследования долж­ны основываться на предельно строгих и точных оценках. По организации оценивания можно выделить оценки коллектив­ные и индивидуальные. Часто используется их сравнительный ана­лиз. При этом необходимо учитывать параметры и коллектива, и личности. В зависимости от методики проведения оценки разделяются на тестовые и экспертные. Тестовая оценка может быть очень эффективной, но зависит от качества тестов, а успех экспертной оценки в значительной мере определяется принципами формирования экспертных групп и организации их работы. В зависимости от получения информации и методики ее обра­ботки можно выделить статистическую и нестатистическую оценки. Искусство исследования помимо всего прочего проявляется и в выборе вида оценок в конкретных обстоятельствах.

40. Роль мышления. Одной из важных характеристик человека, имеющей большое значение в его деятельности, является мышление. Мышление — это активный процесс отражения действительности в сознании человека, опирающийся на знания, интуицию, привычки и навыки и определяющий поведение человека в конкретной ситуации. Мышление формируется, изменяется и развивается в процессе жизнедея­тельности по мере накопления опыта, получения образования, в профессио­нальной деятельности. Менед­жер должен работать не только с людьми, но и работать над развитием не­которых собственных качеств. Это особенно важно относительно развития его мышления. По критерию динамики мышления можно выделить следующие его типы: догматическое, приверженное какой-либо идее без оцен­ки ее актуальности и значимости; стереотипное, характерное для людей, склонных мыслить принятыми шаблонами; гибкое, т.е. способное меняться в соответствии с развитием науки, практичес­кими потребностями эффективной деятельности. В зависимости от степени индивидуальности можно выделить: мышление индивидуализированное, в котором наиболее ярко про­являются индивидуальность, неординарность личности, что час­то играет положительную роль в исследовательской деятельнос­ти. По факторам

методологии можно выделить мышление аспектное, системное, концептуальное. Аспектный тип мышления характеризуется поиском какого-нибудь главного аспекта проблемы. Наиболее эффективным типом мышления является мышление системное. Концептуальный тип мышления — это некоторая модификация системного типа, его «усилитель» и «стабилизатор». По механизму мышления можно выделить ассоциативное, не­посредственное и интуитивное мышление. Типология мышления имеет большое значение в практике организации и проведения исследовательской деятельности, по­зволяя сформировать исследовательские группы по критериям типологических характеристик и их гармонического взаимодей­ствия в исследовательской деятельности.

41. Менеджер исследовательского типа. Любое исследование представляет собой процесс, в котором помимо выбранных методов исследования, объекта исследования и др. не менее важную роль играют состав и компетентность рабочей исследовательской группы. Одним из основных требований, которым должна соответствовать исследовательская группа, является компетентность членов, ее составляющих. Так в нее должны входить специалисты по непосредственно исследуемой проблеме, специалисты общего профиля - экономисты, главный бухгалтер, главный технолог и так далее. Кроме того исследовательская группа должна привлекать для работы большое количество специалистов со стороны, особенно тех, кто занимается конкретно исследовательскими проблемами, статистов и социологов. Следующее требование - исследовательская группа должна обладать достаточной мобильностью, чтобы в процессе исследования менять в соответствии с изменяющейся обстановкой и условиями работы свои принципы деятельности. Кроме того, исследовательская группа должна включать в себя специалистов, которые могут осуществить работу от начала до конца, т.е. осуществить исследовательский процесс от формулирования проблемы и постановки целей, до формулирования конечных выводов, включая составление программы, ее исполнение, сбор и анализ информации.

42. Креативное образование современного менеджера. Сегодня возникает понятие как «менеджер исследовательского типа, или «Креативный менеджер». Каждый менеджер в своей работе проявляет черты индивидуальности. Современное управление испытывает потребность в исследования. Эта потребность реализуется в различных проявлениях – орг-ции управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы. Одним из последствий реализации той потребности является возникновение «креативных менеджеров». Их особенность- обостренное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, решение проблем, разработке управленческих решений. Можно выделить следующие черты креативного менеджера: проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где кажется, их нет; умение формулировать проблему, когда она еще не зародилась; экспрезентативность – умение делать верные заключения при дефиците информации; психологическая проницательность, позволяющая распознавать сущность людей; аттрактивность - способность привлекать людей к совместной деятельность, не прибегая к средствам материального или административного принуждения. Принцип реализации креативного образования менеджера, кото­рое формируется в образовательных процессах, закрепляется и проявляется в практической деятельности и развивается в процес­сах исследования.

Наши рекомендации