Понятие и состав науки административного права.

Тема 4. Наука административного права.

Понятие и состав науки административного права.

Согласно определению, данному в философской энциклопедии: «Наука - это система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих мето­дов познания, выражаются в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается практикой. Наука - система понятий о явлениях и закономерностях внешнего мира или духовной деятельности людей, дающая возмож­ность предвидения и преобразования действительности, «духовного производства», имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, вырабо­танные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования».

Науки согласно общей классификации обычно разделя­ют на естественные (естествознание или точные науки) и гуманитарные. К первой категории относят физику, хи­мию, биологию, астрономию и другие, ко второй - философ­ские и социальные науки.

Наука по своей сути является системой развивающихся знаний о мире, т.е. непрерывно изменяющихся и поэтому никогда не могущих дать полного и законченного представ­ления о мире в целом.

В литературе по административному праву авторы чрезвычайно редко уделяют внимание науковедческим воп­росам. В связи с этим часто в исследовании вопросов, связанных с отраслью права, отсутствуют полнота и ясность.

Так, предмет и система административного права в отдельных науках смешивались с предметом и системой науки административного права, а вопрос о системе науки подменялся вопросом о системе изложения учебного материала.

Наука тесно связана с производ­ством, систематизацией и практическим применением зна­ний. Наука является важнейшим условием эффективности управления.

Основное социальное назначение государства и права заключается в управлении обществом. В значительной мере именно с помощью государственно-правовых институтов упорядочиваются и развиваются общественные отноше­ния, т.е. осуществляется социальное управление. Однако управление может успешно выполнять свои задачи только при условии, если его организация будет осуществляться на научных началах.

Наука позволяет постоянно совершенствовать управле­ние по следующим причинам.

1. Управленческий процесс характеризуется повторяе­мостью, цикличностью, поскольку подчиняется определенным закономерностям, которые можно исследовать, выявлять, учитывать. Наука же как раз и призвана выявлять закономерности, которые являются предметом ее изучения.

2. Представляя собой, совокупность знаний, выражен­ные в идеях, понятиях, классификациях, наука обобщает познанные закономерности и выступает в виде своеобраз­ной «социальной памяти» человечества, без которой невозможно никакое управление.

3. Наука обладает прогностической функцией, так как непосредственные цели науки заключаются не только в описании и объяснении, но и в предсказании явлений и событий в действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

Разные науки изучают управленческие процессы с разных позиций. Наиболее общие закономерности управления исследуются кибернетикой, которая может быть определена как общая теория управления, как наука об оптимальном управлении. В самом процессе социального управления участвуют различные социальные институты (не обязательно политического характера), которые всесторонне анализируются представителями данной отрасли права. Наряду с наукой социального управления можно выделить и науку государственного управления, которая значительно уже по своему предмету. Наука государственного управления изучает его субъекты, государственную управленческую деятельность и складывающиеся в ходе ее осуществления управленческие отношения, причем как урегулированные административным правом, так и не регулируемые им.

Особая роль принадлежит теории государства и права, поскольку она имеет методологическое значение для науки административного права и других отраслей права.

Наука административного права возникла сравнитель­но недавно, в первой половине XIX в., когда появились первые работы русских ученых-полицеистов, обосновывающих важную роль полиции в охране общественного порядка, обеспечении безопасности граждан.

Наука административного права, во-первых, включает деятельность специалистов в данной области знаний, выражающуюся в изучении, объяснении административно-правовых явлений; во-вторых, представляет собой определенную сумму накопленных, осмысленных и систематизи­рованных знаний о нормах административного права, административно-правовых институтах, понятиях и кате­гориях.

Следовательно, наука административного права - это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сфере административного права, как совокупности соответствующих правовых норм и их применения органами и должностными лицами исполнительной власти.

В процессе накопления и обработки научных знаний об административном праве используются определенные ме­тодологические средства, которые помогают обработке этих знаний, превращению их в систему продуманной и понятно изложенной информации.

К таким средствам, образующим состав науки админи­стративного права, относятся предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология, категории науки, отраслевая библиография, история науки.

В правоведении понятие «состав науки» разрабатывали С.С. Алексеев и О.А. Красавчиков. С.С. Алексеев отмечает, что состав науки - «это совокупность частей, из которых складывается содержание науки». О.А. Красавчиков срав­нивает состав науки со зданием, употребляя выражение «здание науки».

Каждая из частей науки имеет важное значение, и поэтому игнорирование одной из них отрицательно сказывается на науке в целом и вследствие этого - на практической деятельности. Например, в науке административного права недостаточно развитыми являются такие ее элементы, как терминология и история.

Язык науки административного права состоит из специальных терминов и общеобязательных слов. Термины связаны с определенными понятиями и категориями, отражающими управленческие реальности.

Наши рекомендации