Цели и задачи освоения дисциплины

Рабочая программа дисциплины

СОЦИОЛОГИЯ

Направление подготовки

080200.62 – «Менеджмент»

(профиль – «Производственный менеджмент АПК»)

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

Очная и заочная

Казань 2012

Составитель: Саетгалиева Ф.Ф. , кандидат философских наук, доцент

«__» ________ 2012_г.

Программа составлена в соответствии с документами:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 – «Менеджмент» (профиль – «Производственный менеджмент АПК»)

утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «__» _____20__г. №___

2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлениям подготовки 080200.62 – «Менеджмент» (профиль – «Производственный менеджмент АПК»)

утвержден ректором ФГБОУ ВПО Казанский ГАУ «__» __________20__г.

3. Рабочий учебный план по направлениям подготовки 080200.62 – «Менеджмент» (профиль – «Производственный менеджмент АПК»)

(

утвержден ректором Казанского ГАУ «___» ________20__ г. (протокол №___ ).

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры __философии и права «___» ___________ 20___ (протокол № ___)

Зав. кафедрой Нежметдинова Ф.Т. ____________

(роспись)

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии ____________Института экономики

«___».__________20____г. (протокол №____)

Пред.метод.комиссии ________________ Ф.И.О.

(роспись)

Согласовано:

Декан (директор) ________________ Ф.И.О. «__» ________ 201_г.

(роспись)

Содержание

Аннотация …………………………………………………………………….. .4

1. Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………… 5

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………………………. 5

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины………… ...6

4. Содержание дисциплины…………………………………………………….8

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………. 8

4.2. Содержание разделов дисциплины……………………………………… .9

4.3. Тематический план дисциплины для студентов

очной формы обучения…………………………………………………..13

4.3.1.Тематический план дисциплины для студентов-заочников…………..15

4.4. Практические занятия (семинары)………………………………………..16

4.5. Лабораторные работы …………………………………………………......17

4.6. Самостоятельная работа …………………………………………………...17

4.7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)………………………..18

5. Образовательные технологии……………………………………………….18

6.Учебно-методическое обеспечение СРС. Оценочные средства

для текущего контроля успеваемости, промежуточной

аттестации по итогам освоения дисциплины…………………………………19

6.1. Виды внеаудиторной СРС………………………………………………….19

6.2.Формы контроля по дисциплине ………………………………………….22

6.3.Методические указания к видам контроля СРС

и критериях их оценивания……………………………………………………..22

6.4Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля…...24

6.4.1. План семинарских занятий……………………………………………….24

6.4.2. Примерная тематика социологических исследований…………………44

6.4.3. Методические рекомендации к проведению пилотажного

социологического исследования………………………………………….46

6.4.4.Примерная тематика «Круглых столов»………………………………….48

6.5.Контрольно-измерительные материалы

для промежуточной аттестации…………………………………………61

6.6. Контрольные вопросы к зачету ………………………………………........68

6.7. Примерные тестовые задания ……………………………………………...70

6.8.Методические указания к выполнению контрольной работы

студентами-заочниками и критериях ее оценки…………………………….....73

6.9.Тематика контрольных работ………………………………………………..77

6.10.Методические советы по подготовке и проведения зачета……………...78

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…….78

8. Средства обеспечения освоения дисциплины…………………………….....81

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………81

10. Методические рекомендации по организации изучения

дисциплины ……………………………………………………………………..81

10.1. Рейтинговая система для оценки успеваемости студентов……………..81

10.2. Распределение рейтинговых баллов

по модулям при оценке текущей работы студента-очника……………..82

10.3. Распределение рейтинговых баллов

по модулям при оценке текущей работы студента-заочника…………..82

10.4. Общая схема начисления баллов по видам занятий………………… …84

10.5.Пояснительная записка по использованию балльно-рейтинговой

системы для оценки контрольной работы……………………………………....84

11. Межкафедральное согласование смежных вопросов дисциплины………85

Аннотация

Социология как наука об обществе возникла менее двухсот лет назад. Ее основателем считается французский мыслитель О.Конт.

В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающая общество в целом. Социология изучает поведение людей как представителей больших социальных групп, субъектов социального взаимодействия, которое возникает, формируется и развивается в социальных организациях и социальных институтах общества. Она представляет собой единство теоретического и эмпирического знания, которые социологи получают при помощи опроса, наблюдения и анализа документов. Полученные таким образом данные социология группирует, классифицирует и обрабатывает на основе предметов математической статистики. В результате получается социально-типическая картина поведения, ценностных ориентаций и мнений людей.

Социология – логически стройная система достоверного знания – позволяет выводить закономерности и тенденции в протекании социальных процессов, прогнозировать будущие события. Она опирается на изучение не индивидуального поведения и внутреннего мира человека, а на знание о взаимодействии социальных общностей, классов и институтов, имеющих исторически устойчивый, инерционный характер. Поэтому социологии удается делать глобальные обобщения, выводить макросоциальные закономерности, опираясь на информацию, собранную на микросоциальном уровне.

Изучение студентами социологии является первым шагом в освоении методов социологического анализа, который может применяться во многих областях деятельности: для корректировки поведения членов организации и построения эффективных управленческих структур, при подборе и расстановке кадров организации, комплектовании управленческих команд, для разработки конкурентных стратегий для фирм, ориентации фирмы на рынке, при изучении потребительских предпочтений, при проведении оценки эффективности рекламной кампании и т.д.

Общеобразовательная программа данной учебной дисциплины подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и отражает все установленные дидактические единицы.

Программа курса построена таким образом, чтобы сформировать у обучающихся логически последовательное и системное знание по основным социологическим принципам, категориям и концепциям.

Структура дисциплины:

Модуль 1. Социологическое знание

Модуль 2.Основные составляющие общества

Модуль 3. Теории социологии

Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Социология» являются:

· рассмотреть социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе и соотнести их с широкой картиной исторического развития;

· показать структуру и особенности предмета, особенности современного теоретического социологического знания, содержательное наполнение общей социологической теории и определить возможные перспективы научного поиска;

· структурировать основные разделы общей социологии,

· дать современные представления об их содержательном наполнении.

· показать систему логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых раскрывается природа (структура и генезис) тех или иных социальных структур, явлений и процессов.

Задачи дисциплины:

· способствовать подготовке широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований;

· помочь студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в современной России, тем самым сформировать у студентов обостренное чувство социальной реальности;

· исследовать острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную и гражданскую позицию, ценностные ориентации, в том числе и профессиональные;

· раскрыть основное содержание курса социологии, остановиться на наиболее значительных его проблемах, показать многообразие научных социологических направлений, школ и концепций, с том числе и русской социологической школы;

· сформировать у студентов понимание сущности и роли социологии в современном мире и ознакомить с последними достижениями мировой и отечественной социологической науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО:

Учебная дисциплина «Социология» относится к базовой (обязательной) части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП бакалавриата (направление обучения - 080200.62 – «Менеджмент»).

Изучение социологии предполагает предварительное освоение следующих дисциплин учебного плана: «обществоведение», «История России», «всемирная история», «Философия».

Приступая к изучению дисциплины «Социология», студенты должны владеть знаниями в области европейской истории и философии, иметь представление о закономерностях формирования и особенностях социально-философской проблематики Нового времени, уметь анализировать, сопоставлять, экстраполировать полученные знания применительно к вновь изучаемому курсу. Вместе с тем студенты должны быть готовы к саморазвитию, осознанию значимости своей будущей профессии, требующей применения в будущем полученных профессионально-профильных знаний в практической деятельности. Для успешного усвоения материала курса студенты должны обладать основами знаний предмета социологии, ее роли и функции в современном обществе, структуры и понятийного аппарата общей социологической теории.

Социология является основополагающей для изучения следующих дисциплин: «Политология», «Культурология», «Управление персоналом»,

«Организационное поведение», «Мировая экономика».

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

«Социология»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенцийв соответствии с ФГОС ВПО и ООП по данному направлению подготовки:

а) общекультурных компетенций:

Ø обладать знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;

Ø обладать способностью занимать активную гражданскую позицию;

Ø быть готовым анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

Ø обладать способностью находить организационно-управленческие решения и быть готовым нести за них ответственность;

Ø стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

Ø осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

Ø владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

б) общепрофессиональных компетенций:

Ø осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

Ø быть готовым использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач;

Ø стремиться применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования;

Ø уметь использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

а) знать:

- основные положения социологической науки;

- социологическое понимание личности, культуры, семьи, социальные изменения, формирование мировой системы, место России в мировом сообществе;

- взаимосвязь социологии с другими общественными и гуманитарными дисциплинами;

- историю социологической мысли;

- современные социологические теории.

б) уметь:

- самостоятельно анализировать научную литературу;

- осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать;

- применять полученные теоретические знания на практике и использовать социологическую информацию в своей деятельности;

- осмысливать общественные явления и ориентироваться в них.

в) владеть:

- навыками социологического анализа, беспристрастного объективного научного подхода к проблемам;

- иметь навыки работы с социологической литературой (специальной литературой по проведению эмпирических социологических исследований).

- методологией познавательных действий в сфере управления.

Содержание дисциплины

Наши рекомендации