Социально-философские условия возникновения и развития социологии в России

Факультет социальных и гуманитарных наук

Кафедра социологии и гуманитарных наук

Планы семинарских занятий по курсу «Социология»

Для студентов всех направлений и специальностей

Составил: кандидат исторических наук,
доцент Ямщиков С. В.

Дубна, 2012.

Уважаемые студенты!

Социально-гуманитарное образование является одним из способов современной социализации человека, воспитания культурной личности и приобщения к общечеловеческим ценностям. Главная функция социологического образования – формирование социального мышления, понимания социальных проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения. Курс социологии призван развернуть перед вами целостную, многоуровневую картину социальной жизни, показать сложные взаимосвязи общества и личности, дать вам необходимый любому образованному человеку минимум знаний о социальных реалиях, нормах социального поведения, социокультурных ценностях.

Формы изучения социологии в университете весьма разнообразны: лекции, семинары, консультации, самостоятельная работа, зачёт. Семинарские занятия представляют одно из ведущих направлений учебного процесса в университете. Они проводятся по наиболее важным, сложным проблемам курса. Главная задача семинара заключается в углублении и закреплении знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы.

Для эффективного участия в семинаре подготовку к нему рекомендуется вести в следующей последовательности. В начале необходимо ознакомиться с содержанием очередной темы по программе. Затем, используя рекомендуемую литературу и конспекты лекций, следует изучить все положения данной темы и ответить на проблемные вопросы. При изучении литературы необходимо делать краткие выписки, что способствует лучшему усвоению материала и облегчает его использование в ходе семинара.

На семинаре очень важно выслушать вступительное слово преподавателя, уяснить цель и задачи семинарского занятия. Следует внимательно слушать выступления своих товарищей и быть готовым выступить с дополнением, высказать своё понимание проблемы. Желательно, чтобы ваше выступление на семинаре было свободным, аргументированным. Выступление по основному вопросу семинара не должно превышать 10 – 12 минут. На выступление с рефератом отводится не более 15 минут. Дополнения могут занимать до 5 минут. Количество дополнений и вопросов к выступающему не ограничено.

Материал курса может быть хорошо усвоен лишь в том случае, если его изучение будет проводиться регулярно, систематически, дозировано и ритмично, в течение всего семестра.

Желаю успехов!

СЕМИНАР 1 — 2

ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ СОЦИОЛОГИИ

Проблемы для обсуждения

1. Зарождение социальной мысли и её развитие в религиозных и философских учениях древности

1.1. Представления первобытных людей об обществе.

1.2. Социальная мысль в религиозных учениях буддизма, даосизма, конфуцианства.

1.3. От социальной мифологии к социальной теории: социальные идеи Платона и Аристотеля.

Социальная мысль от средневековья к Новому времени

2.1. Средневековые социально-политические концепции.

2.2. Социальная мысль эпохи Возрождения.

2.3. Обществоведение в XVII – начале XVIII вв.

Непосредственные предшественники социологии

3.1. Французские просветители о человеке и обществе.

3.2. Социологические взгляды представителей немецкой классической философии.

3.3. Основные направления социально-политической мысли XIX в.

Социально-философские условия возникновения и развития социологии в России

4.1. Социальная мысль в России XVII – XVIII вв.

4.2. Основные направления социально-политической мысли России XIX в.

Основная литература

Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие / А. Б. Гофман — М. : КДУ, 2008. — 240 с.

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 1. Теория и методология. М., 2003. С. 3 — 43, 154 — 157.

Елсуков, А. Н. Предыстория социологии : учебно-методическое пособие / А. Н. Елсуков, А. Н. Данилов. – Минск : ТетраСистемс, 2011. – 192 с.

Социология: Учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2011. – с. 46 – 48.

Ямщиков С. В. Социология. Часть I. Дубна. 2002. Тема 2.

СЕМИНАР 3 - 4

СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

Проблемы для обсуждения

1. О. Конт и возникновение позитивистской социологии

2. Органическая теория общества Г. Спенсера

3. Теория социального реализма и научный метод в социологии Э. Дюркгейма

4. Социологическая теория марксизма

5. Понимающая социология М. Вебера и Г. Зиммеля

6. Социологический психологизм

Основная литература

Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие / А. Б. Гофман — М. : КДУ, 2008. — 240 с.

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 1. Теория и методология. М., 2003.

История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Осипов. М., 1999.

Социология: Учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2011. – с. 49 – 58.

Ямщиков С. В. Социология. Часть I. Дубна. 2002. Тема 3.

СЕМИНАР 5

США – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В ХХ ВЕКЕ

1. Прикладной характер американской социологии. Американская социология труда и управления

2. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса и Р. Мертона

3. Бихевиористская социология и теория социального обмена

4. Символический интеракционизм

Основная литература

Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие / А. Б. Гофман — М. : КДУ, 2008. — 240 с.

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 1. Теория и методология. М., 2003.

История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Осипов. М., 1999.

Социология: Учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2011. – с. 58 – 63.

Ямщиков С. В. Социология. Часть I. Дубна. 2002. Тема 3.

СЕМИНАР 6

СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ

1. Социологическая мысль в дореволюционной России.

2. Институционализация российской социологической науки и её развитие в 20—30-х гг. ХХ века.

3. Советская социология 50—80-х гг. ХХ века.

4. Современное состояние и перспективы социологической науки в России.

Основная литература

Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие / А. Б. Гофман — М. : КДУ, 2008. — 240 с.

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 1. Теория и методология. М., 2003.

Социология: Учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2011. – с. 63 – 71.

Ямщиков С. В. Социология. Часть I. Дубна. 2002. Тема 3.

СЕМИНАР 7

ОБЩЕСТВО : СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ

Проблемы для обсуждения

1. Типология обществ

2. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества

3. Эволюционный и революционный пути развития общества

Основная литература

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 4. Общество: Статика и динамика. М., 2004.

Социология: Учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2011. – Гл. 10, 11, 12.

Ямщиков С. В. Социология. Часть II. Дубна. 2003. Темы 1 — 5.

СЕМИНАР 8

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Проблемы для обсуждения

1. Понятие личности. Социализация, её формы и агенты

2. Понятие, основные признаки и классификация социальных общностей

3. Основные черты, структура и функционирование социальной организации

4. Понятие «социальный институт». Виды и функции социальных институтов

Основная литература

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 5 Социальная структура. М., 2004. Раздел II.; Т. 7. Человек. Индивид. Личность. М., 2005; Т. 8. Социализация и образование. М., 2005; Т. 9. Возрасты человеческой жизни. М., 2005; Т. 11. Культура и религия. М., 2007.

Социология: Учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2011. – Гл. 3 – 9.

Наши рекомендации