Социально-философские условия возникновения и развития социологии в России
Факультет социальных и гуманитарных наук
Кафедра социологии и гуманитарных наук
Планы семинарских занятий по курсу «Социология»
Для студентов всех направлений и специальностей
Составил: кандидат исторических наук,
доцент Ямщиков С. В.
Дубна, 2012.
Уважаемые студенты!
Социально-гуманитарное образование является одним из способов современной социализации человека, воспитания культурной личности и приобщения к общечеловеческим ценностям. Главная функция социологического образования – формирование социального мышления, понимания социальных проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения. Курс социологии призван развернуть перед вами целостную, многоуровневую картину социальной жизни, показать сложные взаимосвязи общества и личности, дать вам необходимый любому образованному человеку минимум знаний о социальных реалиях, нормах социального поведения, социокультурных ценностях.
Формы изучения социологии в университете весьма разнообразны: лекции, семинары, консультации, самостоятельная работа, зачёт. Семинарские занятия представляют одно из ведущих направлений учебного процесса в университете. Они проводятся по наиболее важным, сложным проблемам курса. Главная задача семинара заключается в углублении и закреплении знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы.
Для эффективного участия в семинаре подготовку к нему рекомендуется вести в следующей последовательности. В начале необходимо ознакомиться с содержанием очередной темы по программе. Затем, используя рекомендуемую литературу и конспекты лекций, следует изучить все положения данной темы и ответить на проблемные вопросы. При изучении литературы необходимо делать краткие выписки, что способствует лучшему усвоению материала и облегчает его использование в ходе семинара.
На семинаре очень важно выслушать вступительное слово преподавателя, уяснить цель и задачи семинарского занятия. Следует внимательно слушать выступления своих товарищей и быть готовым выступить с дополнением, высказать своё понимание проблемы. Желательно, чтобы ваше выступление на семинаре было свободным, аргументированным. Выступление по основному вопросу семинара не должно превышать 10 – 12 минут. На выступление с рефератом отводится не более 15 минут. Дополнения могут занимать до 5 минут. Количество дополнений и вопросов к выступающему не ограничено.
Материал курса может быть хорошо усвоен лишь в том случае, если его изучение будет проводиться регулярно, систематически, дозировано и ритмично, в течение всего семестра.
Желаю успехов!
СЕМИНАР 1 — 2
ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ СОЦИОЛОГИИ
Проблемы для обсуждения
1. Зарождение социальной мысли и её развитие в религиозных и философских учениях древности
1.1. Представления первобытных людей об обществе.
1.2. Социальная мысль в религиозных учениях буддизма, даосизма, конфуцианства.
1.3. От социальной мифологии к социальной теории: социальные идеи Платона и Аристотеля.
Социальная мысль от средневековья к Новому времени
2.1. Средневековые социально-политические концепции.
2.2. Социальная мысль эпохи Возрождения.
2.3. Обществоведение в XVII – начале XVIII вв.
Непосредственные предшественники социологии
3.1. Французские просветители о человеке и обществе.
3.2. Социологические взгляды представителей немецкой классической философии.
3.3. Основные направления социально-политической мысли XIX в.
Социально-философские условия возникновения и развития социологии в России
4.1. Социальная мысль в России XVII – XVIII вв.
4.2. Основные направления социально-политической мысли России XIX в.
Основная литература
Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие / А. Б. Гофман — М. : КДУ, 2008. — 240 с.
Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 1. Теория и методология. М., 2003. С. 3 — 43, 154 — 157.
Елсуков, А. Н. Предыстория социологии : учебно-методическое пособие / А. Н. Елсуков, А. Н. Данилов. – Минск : ТетраСистемс, 2011. – 192 с.
Социология: Учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2011. – с. 46 – 48.
Ямщиков С. В. Социология. Часть I. Дубна. 2002. Тема 2.
СЕМИНАР 3 - 4
СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
Проблемы для обсуждения
1. О. Конт и возникновение позитивистской социологии
2. Органическая теория общества Г. Спенсера
3. Теория социального реализма и научный метод в социологии Э. Дюркгейма
4. Социологическая теория марксизма
5. Понимающая социология М. Вебера и Г. Зиммеля
6. Социологический психологизм
Основная литература
Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие / А. Б. Гофман — М. : КДУ, 2008. — 240 с.
Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 1. Теория и методология. М., 2003.
История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Осипов. М., 1999.
Социология: Учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2011. – с. 49 – 58.
Ямщиков С. В. Социология. Часть I. Дубна. 2002. Тема 3.
СЕМИНАР 5
США – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В ХХ ВЕКЕ
1. Прикладной характер американской социологии. Американская социология труда и управления
2. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса и Р. Мертона
3. Бихевиористская социология и теория социального обмена
4. Символический интеракционизм
Основная литература
Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие / А. Б. Гофман — М. : КДУ, 2008. — 240 с.
Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 1. Теория и методология. М., 2003.
История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Осипов. М., 1999.
Социология: Учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2011. – с. 58 – 63.
Ямщиков С. В. Социология. Часть I. Дубна. 2002. Тема 3.
СЕМИНАР 6
СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ
1. Социологическая мысль в дореволюционной России.
2. Институционализация российской социологической науки и её развитие в 20—30-х гг. ХХ века.
3. Советская социология 50—80-х гг. ХХ века.
4. Современное состояние и перспективы социологической науки в России.
Основная литература
Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие / А. Б. Гофман — М. : КДУ, 2008. — 240 с.
Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 1. Теория и методология. М., 2003.
Социология: Учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2011. – с. 63 – 71.
Ямщиков С. В. Социология. Часть I. Дубна. 2002. Тема 3.
СЕМИНАР 7
ОБЩЕСТВО : СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ
Проблемы для обсуждения
1. Типология обществ
2. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
3. Эволюционный и революционный пути развития общества
Основная литература
Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 4. Общество: Статика и динамика. М., 2004.
Социология: Учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2011. – Гл. 10, 11, 12.
Ямщиков С. В. Социология. Часть II. Дубна. 2003. Темы 1 — 5.
СЕМИНАР 8
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Проблемы для обсуждения
1. Понятие личности. Социализация, её формы и агенты
2. Понятие, основные признаки и классификация социальных общностей
3. Основные черты, структура и функционирование социальной организации
4. Понятие «социальный институт». Виды и функции социальных институтов
Основная литература
Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 5 Социальная структура. М., 2004. Раздел II.; Т. 7. Человек. Индивид. Личность. М., 2005; Т. 8. Социализация и образование. М., 2005; Т. 9. Возрасты человеческой жизни. М., 2005; Т. 11. Культура и религия. М., 2007.
Социология: Учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2011. – Гл. 3 – 9.