Развитие философии и естествознания в XVII-XVIII вв.

После коперниковского переворота в науке стремительно раз­рабатывались математические и экспериментальные методы ис­следования природы, шло комплексное накопление фактического материала и его систематизация.

На ускорение развития естествознания оказало влияние при­менение машин в производстве; изобретение часов, мельницы обусловило развитие теории равномерных движений, учения о трении, об измерении величины движущей силы и т.п.

В XVII в. появились новые социальные институты: светские учебные заведения, научные общества, обсерватории, академии, где ведутся кропотливые исследовательские работы.

Поскольку стержнем естествознания была механика и тесно связанное с ней усовершенствование техники, то закономерным итогом было формирование понятия механизма как методологи­ческой основы естественнонаучного и философского исследова­ния. Достигнув, наряду с математикой, крупных успехов, механика породила на свет эксперимент и наблюдение как систематический метод исследования, привела к изобретению множества техничес­ких приборов и инструментов. Еще одним крупным достижением того времени было начавшееся изучение электрических и магнит­ных явлений. Результатом стало оформление физики в качестве современной науки.

Быстро развивались ботаника, зоология, был введен термин «клетка», складывались основы анатомии человеческого тела, фи­зиологии, химии. Химики обратились к практическим нуждам ме­дицины и металлургии. Мощный импульс для своего развития хи­мия получила благодаря изысканиям Роберта Бойля (1627-1691), поставившего проблему исследования состава тел посредством



История социологии

Развитие философии и естествознания в XVII-XVIII вв. - student2.ru Развитие философии и естествознания в XVII-XVIII вв. - student2.ru Развитие философии и естествознания в XVII-XVIII вв. - student2.ru Развитие философии и естествознания в XVII-XVIII вв. - student2.ru химического анализа, в результате чего начало формироваться понятие «химический элемент».

Что касается философии, то перед ней встала задача обоб­щения естественнонаучных открытий в единую картину мира и разработки теории познания.

О теснейшей связи философии и естествознания сказано не­мало: наука оказывает влияние на формирование философских концепций, а философские теории — на развитие науки. Яркий пример — гениальный датский физик Нильс Бор, довольно долго выбиравший между философией и физикой. Еще одним ярчайшим примером может служить Исаак Ньютон (1643-1727), фундамен­тальное влияние которого на развитие естествознания, равно как и на мировоззрение своей эпохи, трудно переоценить.

Согласно Ньютоновой механике вселенная состоит из отдель­ных дискретных взаимно тяготеющих тел; движение этих тел носит строго детерминированный, механический характер и совершается в абсолютно пустом пространстве, которое является необходимым условием для существования материального мира; физический мир и его законы неизменны. Отвечая на вопрос: «Каким образом мог­ла быть приведена в движение солнечная система?», Ньютон не указывает никакой материальной причины и источника такого движения. Он уверен, что некогда оно было сообщено планетам «кем-то извне» в виде «первоначального толчка», и это с неиз­бежностью приводит его к теологическому способу мышления. По собственному признанию Ньютона, создавая «трактат, он все время имел в виду такие принципы, которые приемлемы для веру­ющего человека». Так, начиная с механики, Ньютон заканчивает постулатом «Божественного первотолчка».

Для знаменитого философа и создателя аналитической гео­метрии Рене Декарта (1569—1650) как для ученого образ абсолютно детерминированного мира, отличного от мира человеческих страс­тей и аффектов, обладает чрезвычайной нравственной ценностью. Более того, лишь представив человеческую жизнь чем-то вроде ме­ханизма, он смог представить себе людское бытие осмысленным и целесообразным.

Анализ науки XVII—XVIII вв. позволил Ф. Энгельсу заклю­чить, что она характеризуется в первую очередь выработкой свое­образного общего мировоззрения, центром которого является представление об абсолютной неизменности природы1.

См.: Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1955. С. 6.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 35

Последователи Ньютона и Декарта трактовали все природные процессы как механические. Классическим примером стремления объяснить все явления природы с помощью механики служат тру­ды французского математика и астронома Пьера Симона Лапласа (1749-1827). Он выдвинул сходную с Кантом космогоническую гипотезу (идею о развитии Солнечной системы из первоначаль­ной туманности) и, следуя ньютоновскому принципу «Физика, берегись метафизики!», стремился очистить научное мышление от философской метафизики. Хорошо известно, как на вопрос Наполеона «Почему в его "Системе мира" ничего не сказано о Боге?» Лаплас ответил, что не нуждается в этой гипотезе. Иными словами, Лаплас беззаветно верил в разум и стремился объяснить мир без ссылок на трансцендентные причины.

Несомненно, многие мировоззренческие взгляды того вре­мени формировались под прямым воздействием естествознания как «результата свободного рационального исследования» при­роды. В возможность свободного исследования верили, на него опирались, его оспаривали. Само же развитие естествознания и неразрывно связанной с ним философии свидетельствует о том, что узловым моментом эпохи было стремление к познанию зако­номерностей объективного материального мира с целью создания логических категорий и законов, объясняющих строение и функ­ции живой и неживой природы. Механицизм во многом предо­пределил теоретико-мировоззренческий базис и установки первых социологов, о чем свидетельствует история становления и развития социологии.

Развитие теории познания

Наши рекомендации