Метод сравнительно-исторический
в ходе истории соц. формы подвергаются сложным и глубоким преобразованиям и трансформациям.
Социал. анализ предполагает в кач-ве одного из своих условий построение моделей истор. развития, выявление или построение идеального типа изучаемой соц. формы. Истор. время может элиминировать ряд посредствующих звеньев и тем самым затруднить сравнительную реконструкцию соц. форм и процессов.
Возникновение М.с.-и. связано с поворотом науч. мысли к историзму. Вначале изменяемость соц. форм трактовалась как восходящая линия от простого к сложному (теория прогресса в соц. философии Просвещения от А, Тюрго до Ж. Кондорсе) и сравнение производилось между разл. этапами прогресса социального в истории. Выявление несовпадений логической системы с истор. последовательностью поставило проблемы соотношения истор. и логического методов (Г. Гегель, К. Маркс). При этом была осознана не только важность понятий системы, к-рая детерминирует взаимодействие своих элементов, и гомологии, но и историчности системы, ее целостности, самоорганизации и самодетерминации.
В соц-и 19 в. интерес к М.с.-и. связан с О. Контом и Г. Спенсером, к-рые считали М.с.-и. осн. методом соц-и и делали акцент на эволюционистской, линейно-поступательной трактовке изменений соц. форм. Э. Дюркгейм, делая акцент в соц. морфологии на сравнении, видел в сравнительной соц-и соц-ю как таковую. В рус. соц-и Н.К. Михайловский подчеркнул роль аналогического метода в обществ, науках, М.М. Ковалевский перешел от сравнительно-исторического изучения форм права к сравнительно-историческому иссл-ю разл. институтов социальных (семьи, собственности, государства). При этом он подчеркивал, что «историко-сравнительный метод больше заботится об установлении сходства, чем о выделении черт различия». К.М. Тахтарев, Н.А. Рожков и др. давали сравнительное иссл-е разл. истор. форм хоз-ва, экон. быта, экономики,
гос-ва, проводя различие между статикой социальной и динамикой социальной, между иссл-ем обществ, явлений в их движении, развитии и анализом взаимоотношений обществ, явлений, взятых в состоянии покоя, равновесия в каждый данный момент обществ, жизни. Н.И. Ка-реев, Н,П. Павлов-Сильванский делали акцент на анализе сходства явлений, общности их происхождения, наличия сходных причин и фундаментальных, изначальных структур их генезиса.
В совр. соц-и существуют разл. варианты М.с.-и.: 1) сравнительно-сопоставительный метод, к-рый выявляет соотношение элементов внутри одной и той же соц. формы или между разл. формами; 2) историко-типологическое сравнение, объясняющее сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиям^ развития и выдвигающее истор. -конк*р. соц, форму в кач-ве идеального типа;1 для сопоставления разл. форм; 3) историко-генетиче-ское сравнение, когда сходство явлений объясняется как рез-т их родства по происхождению; 4) структурно-типологический метод, в к-ром опред. соц. структура выступает в кач-ве сконструированного типа для анализа иных соц. структур. С помощью М.с.-и. в соц-и 20 в. проводился анализ разл. ин-тов (семьи — Р. Бенедикт, М. Мид и др., порядка и образовательных систем — Т. Парсонс, функций власти — М. Фуко, полит, партий и бюрократии — Р. Михельс, В. Парето и др.).
Во 2-й пол. 20 в. в структуре М.с-и. произошли существенные изменения: 1) если ранее приоритет отдавался изучению соц. форм и анализировались законы гомологии форм, а не функций, то в кон. 20 в. М.с.-и. обогатился достижениями социол. функционализма и проводится истор. сравнение функций тех или иных соц. ин-тов, гр. и т.д.; 2) утрачивает свою значимость дихотомия синхронии и диахронии, присущая соц-и 19 в., и в сон-и кон. 20 в, начинаются поиски объединения этих двух подходов; 3) в совр. соц-и система рассматривается как источник детерминации и причин-
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
ных связей внутри уровней исследуемой целостной системы (идея супердетерминации у структуралистов Л. фон Берта-ланфи, Л. Альтюссера и др,); 4) по-новому ставится проблема универсального в истор. изменчивых и разнородных соц. формах и функциях.
Концепция эквивалентности культ.-истор. типов (от Н.Я. Данилевского до А. Тойнби) накладывала запрет на обсуждение проблемы универсальности в смене этих форм и в конечном счете подчеркивала равноправие и равнозначи-мость всех культ.-истор. и соц.-истор. форм, впадая тем самым в релятивизм. Компаративистская соц-я строит новые типологии сравниваемых соц. форм (хоз-ва, быта, гос-в, партий, гр. соц., кл. и др.), подчеркивая приоритетность и универсальность опред. соц. формы и функции, выделенной на основе ряда методол. и теор. критериев и предпочтений в конструируемой матрице соц. форм и функций. Споры между социологами опред. тем, насколько обоснованным явл. выбор той или иной соц. формы для сравнительно-исторического анализа их многообразия, вариативности и истор. изменчивости. Одним из наиб, перспективных компаративистских иссл-й в соц-и было иссл-е Б. Муром сходства и различий между полит, системами восьми стран. Соц. изменения в компаративистской перспективе рассматривались в трудах Р. Нисбета и Ч. Тиле. В эволюционных концепциях Парсонса модернизации и конвергенции использовалось многообразие переменных для осуществления сравнения разл. об-в, их динамики и соц. процессов.
Поворот соц-и к иссл-ю «отд. случаев» (case studies) ослабил интерес к методам компаративистики, а затем модифицировал и М.с.-и. В совр. соц-и применяются сравнительный профильный анализ (cross-sectional analysis), когда сравниваемые формы рассматриваются в один и тот же момент времени, межвременной анализ (crpsss-time analysis), используются методы прямого и косвенного сравнения между странами (crosscountry), между гос-вами (cross-national),
межкультурное (cross-cultural) и меж-социетальное (cross-societal) сравнения. В 1980-е гг. появились транснац. (transnational) и транскультурные (trans-cultural) сравнительные иссл-я. Соц-я выявила ряд трудностей применения М.с.-и., в части., при определении значения переменных, характеризующих аналитические единицы, выбранные для сравнения, вал ид н ости признаков соц. единиц в рамках одного об-ва и их вариативность в рамках мн, об-в и др.
Лит.: Михайловский Н.К. Аналитический метод в обществ, науках // Отечественные записки. 1869. № 7; Ковалевский М.М. Сравнительное истор. правоведение и его отношение к соц-и // Сб. по обществ.-юридическим наукам. Вып. 1. СПб., 1889; Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. СПб., 1896. С. 13; Шпет Г.Г. История как проблема логики: критические и методол. иссл-я. М., 1916; Рожков И.А. Русская история в сравнительно-историческом освещении (Основы соц. динамики). Т. 1 — 12. Пг.; Л.; М., 1918—1926; Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Пг., 1923; Тахта-рев К.М. Сравнительная история развития чел. об-ва и обществ, форм. Ч. 1. Пг., 1924; Сравнительная соц-я. Избр. произ. М., 1995; Andresky S. The Uses of Comparative Sociology. Berkeley, 1963; Moore B. Social Origins of Dictatorchip and Democraty. Boston, 1966; Nisbet R. Social Change and History: Aspects of the Western Theory of Development, N,Y., 1969; Comparative Methods in Sociology, Berkeley, 1971; Parsons T. Comparative Studies and Evolutionary Change // Comparative Methods in Sociology. Berkeley, 1971; Tilly Ch. Big Structures, Large Processes, Huge Comparisons. N.Y., 1984; Ragin Ch. The Comparative Method. Berkeley, 1987; Cross-national Research in Sociology. Newbury Park, 1989.
А.П. Огурцов
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК -
специфический социол. метод получения информации об объекте с помощью знаний специалистов — экспертов в оп-
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
ред. области. Экспертные оценки широко используются в прогнозировании, при определении целей соц. развития или принятии плановых решений, помогают оценить значимость показателей и проверить кач-во инструментария, применяемого ДЛЯ сбора данных, повысить обоснованность практических рекомендаций и т.д. Повышение объективности рез-тов оценок экспертов достигается целым рядом логических и стат. процедур полбора специалистов, орг-ции их опроса, обработки рез-тов экспертизы. Совокупность этих процедур и называется Ч.э.о.
В основе экспертизы обычно лежит вопросник, с помощью к-рого осуществляется сбор требуемой информации. В классическом варианте вопросник отсутствует при свободном интервью, аналитических экспертных оценках и т.п. Вопросник, или анкета, — это структурно организованный набор вопр., каждый из к-рых логически связан с центральной задачей экспертизы. Вопр. анкеты в ..1ВИСИМ0СТИ от их содержания делятся на три гр.: I) данные о самом эксперте: его возрасте, стаже рабогы, образовании, науч. звании, узкой специальности; 21 вопр. по существу исследуемой проблемы; 3) вопр., позволяющие оценить мотивы, к-рых придерживался эксперт в -воем анализе. Вопр. по одной подпроб-леме устанавливаются в порядке постепенного перехода от более общих ко вес более специфическим, конкр. Вопросник должен отвечать требованиям целостности, логической последовательности и завершенности. Существует широкий диапазон конкр. методик опроса экспертов. В зависимости от основания классификации их можно разделить на след. р.: I) во характеру взаимосвязи экспертов между собой — методы очного и за-чного опроса экспертов; 2) 00 процедуре согласования оценок — одноразовые методы и итеративные; 3) по численности экспертов — индивидуальные методы и групповые.
Очные методы опроса экспертов намолены на интенсификацию начально этапа иссл-я — разведки. Привле-
чение специалистов, представляющих разд. области знания и т.з., позволяет расширить подход к изучаемой проблеме, учесть возможные связи и опосредования. Эти методы дают весьма надежные рез-ты. Однако проведение очной экспертизы представляет собой довольно трудоемкий процесс. Кроме того, существенным недостатком этих методов явл. вероятность нежелательных искажений информации из-за психол. влияния организаторов опроса или авторитета признанных специалистов на участников экспертизы. Для исключения действия этого фактора принимаются специальные организационные меры. Очные методы:
1) свободное интервью — индивидуальный метод проведения экспертизы, когда исследователь лично обращается к известным ему специалистам за консультацией без к.-л. заранее состаатсн-ного жесткого плана беседы. Интервью имеет разведывательную цель. Число экспертов, как правило, невелико (10—15 чел.), поэтому большое значение имеет подбор специалистов. Желательно, чтобы они представляли разл. в науч. отношении т.з.;
2) «мозговая атака» — коллективная очная работа экспертов. Цель этого метола — найти пути решения сложной науч. или практической проблемы. Заседания гр. экспертов проводятся по определенным правилам, различающимся в зависимости от тина «мозговой атаки»: а) прямая «мозговая атака» или метол комиссий. Предусматривает формулирование проблемы с выделением ее центрального пункта и затем выдвижение и обсуждение предложений по решению проблемы: б) обмен мнениями или метод отнесенной оценки. Ставится задача не только определить возможные пути решения проблемы, но и достичь единства взглядов по поводу достоинств и недостатков выдвинутых идей, а также выработать коллективные предложения. Обсуждение проходит в нсск. туров, причем в каждом послед, от экспертов требуется получить более согласованные оценки; в) стимулирование наблюдения.
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
Поставленная задача решается не в общем виде, а переносится на воображаемый (а иногда и реальный) объект, составляется «сценарий», по к-рому и проигрываются возможные варианты решения проблемы согласно общим правилам «мозговой атаки».
Достоинства заочных методов заключаются в их относительной простоте и дешевизне. Однако надежность данных меньше, чем при проведении очной экспертизы, поскольку нек-рые вопр. эксперт может истолковать субъективно, а на др. не дать ответа.
Заочные методы;
1) аналитические экспертные оценки.
Представляются в виде докладной за
писки, опирающейся на глубокий ана
лиз возможных путей развития рассмат
риваемого процесса (явления, объекта).
Метод относится к гр. индивидуальных
методов;
2) специально подготовленные оп
росные листы — анкеты. Рассылаются
экспертам, в к-рых они должны, как
правило, в развернутой форме изложить
свое мнение по существу поставленных
вопр.;
3) формализованный опрос или анкетирование в привычном для социологов смысле слова. Цель метода — выяснение мнения большинства специалистов, оценка ими тех или иных аспектов решения поставленной проблемы. Получаемая т.о. информация подлежит не только качественному, но и количественному анализу;
4) метод шкалированных оценок. Направлен на получение количественной информации с помощью измерения отношения специалистов к предмету экспертизы по той или иной шкале: номинальной, ранговой, метрической. Обработка рез-тов такой экспертизы, проведенная с привлечением аппарата матем, статистики, дает ценную аналитическую информацию;
5) дельфийская техника (метод Дель-фи). Разработана в 1950-е гг. в США. Метод предусматривает многократный анкетный опрос одной и той же гр. экспертов с применением шкалированных
оценок. Экспертиза проводится в неск. этапов. Как правило, для достижения согласованного рез-та необходимо 4—6 итераций. На каждом этапе экспертов информируют о рез-тах предыдущих опросов и просят обосновать свое мнение, если оно сильно расходится с мнением большинства членов гр. В то же время эксперт может остаться и при своем мнении: несмотря на стремление сблизить оценки, разные т.з. допускаются и в кон. экспертизы. На каждом этапе эксперт дает свою оценку в виде числа по заранее подготовленной шкале. После завершения очередной итерации оценки стат. обрабатывают, вычисляют, напр. медианы и квартили. Предполагается, что в средних квартилях, соседних с медианой, собраны наиб, предпочтительные оценки, к-рые и следует принимать в расчет. Медиана принимается за характеристику группового отсчета, а предпочтительный диапазон квартилей — за показатель разброса индивидуальных оценок. Крайние оценки обсуждаются всеми экспертами. В кач-ве характеристики группового отсчета может использоваться и средняя арифметическая. В конечном счете выбор характеристики центра ряда зависит от особенностей экспертизы, в т.ч. от численности гр. экспертов, процедуры получения и согласования информации, сути исследуемой проблемы и возможности представления данных в количественной форме.
Групповая экспертная оценка может считаться надежной только при условии достаточной согласованности ответов опрашиваемых. В общих чертах метод Дельфи характеризуется след. особенностями: а) анонимностью экспертов, достигаемой с помощью вопросников или др. способами индивидуального опроса; б) регулируемой обратной связью, к-рая осуществляется за счет проведения неск. туров опроса, причем рез-ты каждого тура сообщаются экспертам; в) групповым ответом, к-рый получается с помощью стат. методов и отражает обобщенное мнение участников экспертизы. К недостаткам метода относится невозможность столкновения в споре разл. мне-