Социокультурные основания нормативной регуляции
Нормы позитивного права, в силу их относительного характера, не в состоянии эффективно регулировать человеческое поведение. Правосознанию необходимы абсолютные нормативные основания, соотносящиеся с глубинными структурами человеческой психики, с потребностью людей в общепризнанном трансцендентном авторитете. В силу недостаточности одного лишь юридического, полицейского контроля священник, грозящий «адом» реальным и потенциальным грешникам, дополнял институты полиции и тюрьмы. Дальновидные законодатели не отвергают Бога, видя в нем помощника, контролирующего соблюдение социальных норм посредством угрозы сверхчувственными, посмертными карами. Умные политики тоже уважают религию, даже если сами не верят в Бога. Те государства, где отвергается религия, сами выбивают у своих народов из-под ног одну из главных опор морали, а значит и права. Оторванное от религии право целиком становится относительным и условным. Атеистически ориентированные индивиды и группы принимают законы, если признают их целесообразными и выгодными для себя. Но они же с легкостью их отвергают, если не видят в них пользы. Религия вносит в право элементы абсолютности и непреложности, позволяет интегрировать его нормы и принципы в единое целое. Она же вводит в споры между различными правовыми доктринами и системами высшего третейского судью — Бога.
Е. В. СПЕКТОРСКИЙ:
ХРИСТИАНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
ПРАВА
Евгений Васильевич Спекторский (1875-1951) — российский правовед, философ, социолог, культуролог. Окончил Варшавский университет. Был профессором, деканом юридического факультета, а затем ректором Киевского университета.
Спекторский эмигрировал из России в 1920 г., преподавал в Белградском и Люблянском университетах. В 1947 г. переехал в США и впоследствии стал профессором Православной духовной академии Св. Владимира в Нью-Йорке.
Основные работы: «Очерки по философии общественных наук» (1907); «Проблема социальной физики в XVII веке» (1910—1917); «Понятие общества в античном мире: Этюд по семантике обществоведения» (1911); «Номинализм и реализм в общественных науках» (1915); «Государство» (1918); «Христианство и культура» (1925); «Начала науки о государстве и обществе» (1927); «История социальной философии» (1932); «Либерализм» (1935).
Спекторский анализировал социальные и морально-правовые проблемы в широком культурологическом контексте, активно разрабатывал концепцию юридической культуры, считая идею справедливости ее смысловым, нормативным и ценностным ядром. Для ученого развитие права и правосознания представлялось неотрывным от истории религии, нравственности, искусства и философии. Он считал, что христианство сыграло определяющую роль по отношению к европейскому праву, институтам государственности.
По мнению Спекторского, европеец как социальный тип «юридического человека», обладающий развитым правосознанием и ревностно оберегающий свои права и свободы, сформировался под непосредственным влиянием христианской антропологии. Идеи личности, свободы, прав человека не смогли бы сложиться в европейской философии в их настоящем виде без одухотворяющего воздействия на них христианских культурных ценностей.
• 371 •
Н. С. ТИМАШЕВ:
СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА
КАК НОМОГРАФИЧЕСКАЯ
ДИСЦИПЛИНА
Николай Сергеевич Тимашев (1886-1970) — русско-американский исследователь проблем социологии права. Был профессором Петроградского политехнического института. После эмиграции в 1921 г. преподавал в университетах Чехословакии, Франции, США.
В США Тимашев опубликовал большую часть своих исследований, в том числе книги «Введение в социологию права» (1939); «Кризис марксистской теории права» (1939); «Три мира: либеральное, коммунистическое и фашистское общество» (1946).