Кризис традиционной мужской роли
Одной из стратегий несостоявшейся маскулинности может стать своего рода эскапизм, или, другими словами, инфантилизация — когда мужчина старается всеми силами избегать какой бы то ни было ответственности и на работе, и в частной жизни. Нежелание создавать семью служит гарантом определенной свободы, в том числе и на рынке труда. Главной ценностью становятся поддержание своего стиля жизни, мир хобби и прочих приватных практик. Эта модель маскулинности является отчетливо альтернативной по отношению к гегемонистической. В принципе, она уже хорошо известна и не является специфически российской. Ее апробировали, в частности, битники и хиппи — презирая брак, семью и домашние обязанности, они противопоставляли себя "обычным мужчинам", вынужденным много работать, чтобы заботиться о своих домашних [30]. Однако в данном случае речь идет скорее об ее имитации, или, точнее, незавершенности: наши "эскаписты" предпринимают попытки трудоустройства, иногда даже относительно успешные, и отнюдь не чужды ценностям потребительства. Но если желаемого уровня жизни достичь не удается, стратегия состоит не в интенсификации усилий, а сознательном эскапизме, причудливо сосуществующем с минимизацией бытовых потребностей. Главной целью становится сохранение своего "Я-концепта" и стиля жизни любой ценой. Есть основания предполагать, что это не столько сознательно выбранная "другая" маскулинность "непонятных мужчин", сколько форма защиты, позволяющая примириться с положением профессионального аутсайдера.
Маргинализация
Е. Здравомыслова и Е. Чикадзе показали, что неумеренное употребление алкоголя является важной составной частью российской мужской гендерной культуры и было распространено как в советский, так и в постсоветский периоды. Ими был описан целый ряд сценариев, приводящих мужчин к алкоголизму, среди которых фигурировал и стиль жизни, и влияние культурной среды, и личные качества [7]. Само по себе употребление мужчинами крепких алкогольных напитков в российском контексте отнюдь не считается признаком личной несостоятельности, наоборот, скорее работает на образ "аутентичной мужественности" — но только до того момента, когда возникающие вследствие этого проблемы не становятся реальным препятствием в карьере либо в приватной сфере. Настоящий мужчина "умеет пить", и это не должно вредить его профессиональным качествам. Если же он теряет из-за этого работу — значит, реализация маскулинного сценария дала серьезный сбой. В ряде случаев можно говорить о том, что алкоголизм стал главным фактором поведения мужчин на рынке труда, предопределив их трудовую биографию, состоящую из коротких эпизодов работы или подработки, которые заканчиваются неизбежным увольнением "по пьянке". Речь здесь идет не о более или менее постоянной "фоновой" выпивке, являющейся привычной практикой для очень многих мужчин, а именно об алкоголизме, который делает адекватное выполнение трудовых функций практически невозможным. Перед тем, как окончательно спиться, многие "алкоголики" переживают более или менее длительную переходную стадию, когда постоянного места работы уже нет, но есть большое количество разнообразных подработок. Вырученные деньги немедленно пропиваются. При этом у большинства из них остается иллюзия, что бросить пить можно в любой момент, что устройство на работу — не проблема, стоит только найти подходящее место. Поддерживается интенсивная коммуникация с довольно широким кругом приятелей-собутыльников. "Алкоголики" доступными им средствами стремятся поддерживать символический образ собственной маскулинности, подчеркивая, что сами, добровольно выбрали свой стиль жизни.
* * *
Р. Бреннон сформулировал четыре основные компоненты "мужской роли": (1) необходимость отличаться от женщин; (2) необходимость быть лучше других; (3) необходимость быть независимым и самодостаточным; (4) необходимость обладать властью над другими [31]. Речь идет о классических свойствах того типа гегемонистической маскулинности, который сложился в западном обществе. Это не значит, что они не имеют ничего общего с доминантным типом современной российской мужественности, но для российских мужчин, особенно имевших опыт советской социализации, акценты могут быть расставлены несколько иначе. Так, советское государство, игравшее столь важную роль в определении характера гендерной системы, не предполагало для своих граждан, в том числе мужчин, никаких ресурсов независимости или автономности. Каналы распределения власти также обеспечивали абсолютное преимущество государственных структур, которые подрывали возможности обладания властью мужчинами как социальной группой — властные отношения были возможны почти исключительно в рамках официальных иерархий. И хотя в верхних государственных эшелонах мужчины преобладали, власть как таковая принадлежала скорее не носителю статусной позиции, а самой статусной позиции, человек же, ее занимающий, в любой момент мог легко быть смещен. Личные амбиции, стремление к лидерству тоже в какой-то степени гасились коллективистской идеологией, стремлением не выделяться, "быть, как все". Как пишет Ю.А. Левада, "специфическое "наше" — это боязнь "высовываться"… Нарушитель этой неписаной нормы сталкивается не только с моральными, но и с насильственными санкциями" [32, с. 301]. Все эти особенности не отменяют свойства "подлинной маскулинности", а создают ситуацию, при которой их проявление чрезвычайно затруднено. Этим во многом объясняется тот факт, что наиболее распространенной реакцией на кризисную ситуацию у мужчин является фактический отказ от амбиций и готовность довольствоваться малым: предыдущий исторический и социокультурный опыт легитимизирует такой тип поведения, делает его нежелательным, но допустимым, в том числе и для мужчины. Таким образом, единственное, что остается от "классической мужественности" — это необходимость отличаться от женщин. Поэтому "несостоявшаяся маскулинность" позволяет значительное падение статуса, заработка, способности обеспечивать семью при условии, что остается "настоящее мужское занятие".
Помещение в центр маскулинной идентичности профессионального успеха (как главного критерия профессионализма) приводит к необходимости своего рода гиперусилий, то есть необходимости не просто хорошо выполнять свою работу, но вкладываться в нее целиком, что часто создает огромные психофизиологические нагрузки. В то же время профессионализм как основа жизни так важен, что некоторые мужчины готовы работать даже бесплатно, чтобы подтвердить свою личностную состоятельность. Фиксация на профессиональной самооценке как базе для личностной самооценки в целом создает определенные препятствия при выстраивании стратегии занятости. Стремление сохранить любой ценой свой профессиональный статус может уменьшать шансы трудоустройства.
Компромисс в виде устройства на низкооплачиваемую работу или на работу не по специальности угрожает, помимо прочего, и личностной целостности. В таком случае возможности адаптации к новой ситуации весьма ограниченны: маскулинный комплекс этому препятствует. Достигнутая в результате компромисса новая профессиональная позиция воспринимается как непрерывная череда унижений.
Отдельную проблему составляет позиционирование себя по отношению к другим людям: жене, родителям, другим мужчинам. Можно предположить, что наиболее болезненны как раз отношения с другими мужчинами, потому что женщина может пожалеть, от родителей можно дистанцироваться, но сопоставление с другими мужчинами ставит беспощадную оценку собственной маскулинной состоятельности. Боязнь выглядеть в глазах других мужчин недостаточно мужественным может быть реальным препятствием при трудоустройстве.
Проект успешной маскулинности предполагает не только хорошо оплачиваемую профессиональную работу, но и признание своей состоятельности со стороны других членов ближайшего социального окружения.
Можно сказать, что постсоветская версия несостоявшейся маскулинности связана не только с проблемами на рынке труда, но и с недостатком позитивных версий легитимного маскулинного сценария. При этом традиционные критерии того, что значит быть "настоящим мужчиной", значительно подорваны советским и постсоветским опытом. Главным (и единственным) оставшимся критерием мужественности служит отличие от женщин: эта "остаточная" маскулинность определяется скорее через отрицание, чем наличие сущностно необходимых черт: мужчина — это не женщина.
1 Термин "гендерный порядок" обозначает "исторически конструируемый паттерн властных отношений между мужчинами и женщинами и соответствующие ему определения фемининности и маскулинности" [24, p. 98, 99].
ЛИТЕРАТУРА
- Гурко Т. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России / Под ред. В. Ядова. М.: ИС РАН, 1998. С. 173–195.
- Кон И. Гомосоциальность и гомосексуальность: О природе мужского общения. [В печати.]
- Мещеркина Е. Институциональный сексизм и стереотипы маскулинности // Гендерные аспекты социальной трансформации / Под ред. М. Малышевой. М. ИСЭПН, 1996. С. 196–206.
- Синельников А. Мужчины и патриархатная власть // Вы и мы. 1998. N 1. С. 19–21.
- Ушакин С. Видимость мужественности // Женщина не существует: Современные исследования полового различия / Под ред. И. Аристарховой. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1999. С. 116–131.
- Kukhterin S. Fathers and Patriarchs in Communist and Post-Communist Russia // Gender, State and Society in Soviet and Post-Soviet Russia. London: Routledge, 2000. P. 71-90.
- Zdravomyslova E. Chikadze E. Scripts of Men’s Heavy Drinking // Idantutkimus. 2000. Vol. 2. No. 7. P. 35-51.
- Мещеркина Е. Бытие мужского сознания: Опыт реконструкции маскулинной идентичности среднего и рабочего класса // О муже(N)ственности / Под ред. С. Ушакина. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 268–287.
- Clatterbauch K. Contemporary Perspectives on Masculinity: Men, Women, and Politics in Modern Society. Boulder: Westview Press, 1990.
- Здравомыслова Е., Темкина А. Феминистский перевод: Текст, автор, дискурс // Хрестоматия феминистских текстов: Переводы. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.
- Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. N 3/4. С. 171–185.
- Здравомыслова Е., Темкина А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. 2000. N 11. С. 15–23.
- Pleck J. The Myth of Masculinity. Cambridge: MA: MIT Press, 1981.
- Connell R. Masculinities. Cambridge: Polity Press, 1995.
- Carrigan T., Connell R., Lee J. Toward a New Sociology of Masculinity // Theory and Society. 1985. Vol. 14. P. 551-604.
- Mionkind M., Rodin J. The Embodiment of Masculinity: Cultural, Psychological and Behavorial Dimension. London: Sage, 1987.
- Pleck J. The Male Sex Role: Definitions, Problems, and Sources of Change // Journal of Social Issues. 1976. Vol. 32. P. 155-164.
- Ashwin S. Gender, State and Society in Soviet and Post-Soviet Russia // Gender, State and Society in Soviet and Post-Soviet Russia / Ed. by S. Ashwin. London and New York: Rotledge, 2000. P. 1-129.
- Yuval-Davis N. Gender and Nation. London: SAGE, 1997.
- Чернова Ж. Романтик нашего времени: С песней по жизни // О муже(N)ственности / Под ред. С. Ушакина. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 452–478.
- Тартаковская И. Мужчины и женщины в легитимном дискурсе // Гендерные исследования. 2000. N 4. С. 246–265.
- Jourard S. Some Lethal Aspects of the Male Role // Men and Masculinity / Ed. by J. Pleck, J. Sawyer. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1974. P. 21-29.
- Здравомыслова Е., Темкина А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе // О муже(N)ственности / Под ред. С. Ушакина. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 432–451.
- Connell R. Gender and Power: Society, the Person and Sexual Politics. Cambridge: Polity Press, 1987.
- Kiblitskaya M. "Once We Were Kings": Male Experiences of Loss of Status at Work in Post-Communist Russia // Gender, State and Society in Soviet and Post-Soviet Russia. London: Routledge. 2000. P. 90-105.
- Meshcherkina E. New Russian Man: Masculinity Regained? // Gender, State and Society in Soviet and Post-Soviet Russia. London: Routledge, 2000. P. 105-118.
- Ашвин С. Утверждение мужской идентичности на рынке труда современной России // Рубеж. 2001. N 16/17. С. 5–24.
- Ashwin S. Male Social Exclusion in Contemporary Russia. Paper presented to the 5th ESA Conference. Helsinki, August-September 2001.
- Bernard J. The Good-Provider Role: It’s Rise and Fall // American Psychologist. 1981. Vol. 36. No. 1 (January). P. 1-12.
- Ehrenreich B. The Hearts of Men. London: Pluto, 1983.
- Brannon R.C. No "Sissy Staff": The Stigma of Anything Vaguely Feminine // The Forty Night Percent Majority / Ed by D. David, R. Brannon. Reading, MA: Addison-Wesley, 1976.
- Левада Ю. От мнений к пониманию: Социологические очерки. 1993–2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000.