Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Формальный контроль исторически возник позже неформального — в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй.

Хотя, несомненно, его предвестников мы без труда об­наружим и в более ранний период — в так называемых вождествах, где четко обозначился круг формальных санкций, официально применяемых к нарушителям, например, смер­тная казнь, изгнание из племени, отстранение от должности, а также всевозможные виды вознаграждений.

Однако в современном обществе значение формального контроля сильно возросло. Почему? Оказывается, в сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому его называют локальным (местным). Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Он глобален.

Его осуществляют специальные люди — агенты формаль­ного контроля. Это лица, специально обученные и получа­ющие зарплату за выполнение контрольных функций. Они — носители социальных статусов и ролей. К ним причисля­ют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных ра­ботников, специальных должностных лиц церкви т. д.

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах то в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, закон. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаме­национным оценкам, правительство — системе налогообло­жения и социальной помощи населению, государство — по­лиции, секретной службе, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.

Сделаем выводы:внешний контроль подразделяется на не­формальный (он основан на неписаных правилах) и фор­мальный (основан на писаных нормах-законах). Второй воз­ник позже первого и используется главным образом в со­временном обществе. У того и другого есть агенты и инсти­туты контроля.

Методы контроля в зависимости от применяемых санк­ций подразделяются на:

• жесткие,

• мягкие,

• прямые,

• косвенные.

Их название отличается от того, что вы узнали о типах санкций (вспомните их), но содержание тех и других во многом сходное. Четыре метода контроля могут пересекаться.

Пример:

1. Средства массовой информации относятся к инстру­ментам косвенного мягкого контроля.

2. Политические репрессии, рэкет, организованная пре­ступность — к инструментам прямого жесткого контроля.

3. Действие конституции и уголовного кодекса — к ин­струментам прямого мягкого контроля.

4. Экономические санкции международного сообщества — к инструментам косвенного жесткого контроля.

Кроме того, в организациях (учреждениях и на предпри­ятиях) существуют:

• общий контроль,

• детальный контроль.

Пример:

1. Если менеджер дает подчиненному задание и не кон­тролирует ход его выполнения, то он прибегает к общему контролю.

2. Если менеджер вмешивается в каждое действие, по­правляет, одергивает и т. п., он использует детальный конт­роль.

Последний называют еще надзором. Надзор осуществляет­ся не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в не­основной социальный институт. Надзор разрастается до раз­меров крупномасштабной социальной системы, покрываю­щей всю страну. В такую систему входят:

сыскные бюро,

детективные агентства,

полицейские участки,

служба осведомителей,

тюремные надзиратели,

конвойные войска,

суды,

цензура.

Другой разновидностью социального контроля является общественное мнение, о чем мы поговорим позже.

Сделаем выводы:типология методов контроля включа­ет, в одном случае мягкие и жесткие, прямые и косвенные методы, в другом — общий и детальный контроль. Част­ным случаем последнего выступает надзор, который в то­талитарном обществе разрастается до крупномасштабной сис­темы.

Выделим ключевые понятия:

внешний контроль надзор

агенты и институты контроля методы контроля:

формальный контроль мягкие

неформальный контроль жесткие

общий контроль прямые

детальный контроль косвенные

Общественное мнение

Общественное мнение — совокупность представлений, оце­нок и суждений здравого смысла, разделяемых большинст­вом населения либо его частью.

Оно есть в производственном коллективе, небольшом по­селке, оно есть у социального класса, этнической группы и общества в целом. Воздействие общественного мнения, по­жалуй, самое сильное.

Поясняющий пример

После второй мировой войны в США вошло в моду куре­ние. Курить в квартире или в офисе считалось обычным делом. Но в 1957 году медики доказали, что оно губительно воздей­ствует на организм. Общественное мнение американцев резко изменилось: в средствах массовой информации развернулась широкая кампания за здоровый образ жизни. Сегодня ку­рильщики стали объектом всеобщего осуждения. Нездоровое пристрастие может повлиять на социальный статус и пре­стиж, курильщиков не принимают на некоторые работы. С ними борются всем обществом.

Другой пример — осуждение общественным мнением в России проекта переброски северных рек, наблюдавшееся в конце 80-х годов. Против государственной монополии, ог­ромного числа научных институтов, получающих от проекта денежные средства, и чиновников вначале поднялась не­большая группа интеллигенции. Затем, после поддержки этого осуждения телевидением и прессой, оно переросло в широ­кое общественное движение. Мнение большинства измени­лось, а вскоре было принято государственное решение о при­остановлении финансирования проекта.

Социология очень широко изучает общественное мнение. Это ее основной предмет.

Анкетные опросы и интервью направлены прежде всего на него. Социологию часто отождествляют с изучением об­щественного мнения.

Его исследуют двумя способами:

• либо опрашивают типичных граждан, а затем обобща­ют статистические данные;

• либо опрашивают не типичных, а самых активных. Их зовут лидерами общественного мнения.

Наши рекомендации