Поясняющий пример Диктатор

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Вводные замечания

Как мы помним, социализация — это процесс обучения культурным нормам и освоение социальных ролей. Он про­текает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, и, следова­тельно, выступают агентами социального контроля.

Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллекти­вом (семьей, группой друзей, учреждением или институ­том), то приобретает общественный характер и называется социальным контролем. Он выступает средством социальной регуляции поведения людей.

2. Элементы социального контроля

Когда мы говорим о социальном прогрессе и рассматриваем развитие общества, то концентрируем внимание на изменени­ях, инновациях и привнесении нового. Однако прогресс об­щества невозможен без сохранения старого, если оно кончено же заслуживает быть сохраненным для потомства. Своим по­томкам живущее поколение передает не только памятники ар­хитектуры. Это как раз не самое важное.

Гораздо важнее сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержа­ние культуры и без которых невозможна практика социаль­ных отношений, жизнедеятельность общества.

Переселившись на новое место, народ переносил с собой не памятники материальной культуры, а знания, обычаи, нормы и традиции. Памятники он создавал, и не хуже, на новом месте.

Сохранить живую ткань социальных отношений помогает социальный контроль — особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.

Он включает два главных элемента — нормы и санкции.

Нормы — предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

Санкции— средства поощрения и наказания, стимулирую­щие людей соблюдать социальные нормы.

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (напри­мер, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы го­сударства и многое другое составляют то, что делает общес­тво сплоченным целым, поэтому особенно ценится и охра­няется.

Ценности имеют две формы — внутреннюю и внешнюю. Первая получила в социологии специальное название — цен­ностные ориентации. Вторая сохранила за собой общее назва­ние «ценности».

Во втором, более широком значении, ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные при­вычки соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкать­ся в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний.

Социальные предписания — запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или не­формальной).

Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он «штрафует» тех, кто неправильно «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и так, как им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкнове­ния, ссоры и, как следствие, общественный хаос. Охрани­тельная функция иногда мешает ему выступать поборником прогресса, но социальный контроль и не стремится к обнов­лению общества. Эта — задача других общественных учреж­дений.

Социальный контроль — фундамент стабильности в об­ществе. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии, бес­порядкам, смуте и социальному раздору.

Итак, мы затронули одно из важнейших понятий социо­логии и выяснили, что социальный контроль по отношению к обществу выполняет:

• охранительную функцию,

• стабилизирующую функцию.

Рассмотрим обе составляющие социального контроля.

Но сначала выделим ключевые понятия, которые помо­гут закрепить усвоенный материал:

социальный контроль ценностные ориентации

социальные нормы охранительная функция

социальные санкции стабилизирующая функция

ценности социальные предписания

3. Социальные нормы

Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соотвествующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шабло­ны), предписывающие то, что люди должны говорить, ду­мать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый тип — это нормы, которые возникают и сущест­вуют только в малых группах (молодежных тусовках, ком­пании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных коман­дах). Они называются «групповыми привычками».

К примеру, американский социолог Элтон Мэйо в 1927 — 1932 годах, проводивший знаменитые Хоторнские экспери­менты, обнаружил нормы, которые применяли по отноше­нию к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:

• не держись со «своими» официально,

• не говори начальству то, что может навредить членам группы,

• не общайся с начальством чаще, чем со «своими»,

• не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

Второй тип — это нормы, которые возникают и сущест­вуют в больших группах или в обществе в целом. Они назы­ваются «общими правилами».

Когда мы рассматривали культуру, мы познакомились с большинством из них. Это обычаи, традиции, нравы, зако­ны, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский эти­кет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональ­ные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно классифицировать в зави­симости от того, насколько строго соблюдается их исполне­ние.

• За нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.

• За нарушение других норм жесткие санкции — тюрем­ное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочета­ния вызывает неловкость, ставит человека в затруднитель­ное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказа­ние.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а поте­ря библиотечной книги — пятикратным штрафом. В некото­рых обществах малейшие отступления от традиций, не гово­ря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все нахо­дилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н. э. и советские партийные органы в XX веке.

Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид:

□□□□ Привычки

□□□□□□ Обычаи

□□□□□□□□ Традиции

□□□□□□□□□□□ Нравы

□□□□□□□□□□□□□□ Законы

□□□□□□□□□□□□□□□□□□ Табу

Санкции помечены квадратиками, следовательно, чем их больше, тем строже наказание за нарушение нормы.

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости.

Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божес­тва, раскрытие государственной тайны), мягче всего — при­вычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, се­мейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Однако существуют групповые привычки, которые це­нятся очень высоко и за нарушение которых следуют стро­гие санкции. В тех же Хоторнских экспериментах новичков, нарушивших правила поведения, ждало суровое наказание: с ними могли не разговаривать, приклеить обидный ярлык («выскочка», «штрейкбрехер», «подсадная утка», «предатель»), вокруг них могли создать нетерпимую обстановку и заста­вить уволиться, к ним могли применить даже физическое насилие. Такого рода привычки получили название нефор­мальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контро­лирует соблюдение подобных норм, называется групповым ДАВЛЕНИЕМ.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

• регулируют общий ход социализации,

• интегрируют индивидов в группы, а группы — в об­щество,

• контролируют отклоняющееся поведение,

• служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удается достичь этого при помощи норм? Во-первых, нормы — это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая но­вичкам общаться с начальством чаще, чем со своими то­варищами, малая группа накладывает на своих членов оп­ределенные обязательства и ставит их в определенные от­ношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, общес­тве.

Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающе­го данную норму человека окружающие ждут вполне одноз­начного поведения. Когда одни пешеходы движутся по пра­вой стороне улицы, а идущие навстречу — по левой, возни­кает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъек­тов действия, само действие, ожидание, оценку и средст­ва.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

• как стандарты поведения (обязанности, правила) или

• как ожидания поведения (реакция других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет

собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о нор­ме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соот­ветствует вполне конкретное ожидание членов семьи, над­ежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от этой нормы карается очень строго. То же самое можно сказать о южно-европейских народах. Итальян­ская мафия возникла как неформальная норма защиты чес­ти семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступни­ков от принятого стандарта поведения карало все сообщест­во.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим?

Нормы — стражники ценностей. Честь и достоинство се­мьи — одна из важнейших ценностей человеческого сообщес­тва с древнейших времен. А обществом ценится то, что спо­собствует его стабильности и процветанию. Семья — основная ячейка общества и забота о ней — его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстриру­ет свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Пос­кольку защита семьи — основа ее выживания, то выполне­ние этой важнейшей функции в традиционном обществе де­лает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает спо­ров о том, кто первый — муж или жена. В результате укреп­ляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности проде­монстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.

Как видим, социальные нормы действительно стражни­ки порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы — правила поведения, ценности — абстрактные понятия о том, что есть добро и зло, правильное и неправильное, должное и недол­жное.

Выделим ключевые понятия:

нормы законы

ценности табу

привычки стандарты поведения

обычаи ожидания поведения

традиции

4. Социальные санкции

Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Санкции — охранники норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нор­мы. Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценнос­тей и со стороны санкций.

Социальные санкции — разветвленная система вознаграж­дений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за ДЕВИАНТНОСТЬ.

Конформизм представляет собой внешнее согласие с об­щепринятым, потому что внутренне индивид может сохра­нять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том.

Конформизм — цель социального контроля. Однако це­лью социализации конформизм не может быть, ибо она до­лжна завершаться внутренним согласием с общепринятым. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негатив­ные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа

  Ф+ Ф-
н+ н-

ПОЗИТИВНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ

ФОРМАЛЬНЫЕ

НЕФОРМАЛЬНЫЕ

Рис. 16. Типология социальных санкций

сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата (рис.16):

Формальные позитивные санкции (Ф+) — публичное одобрение со стороны официальных организаций, правительства, учреждения, творческого союза): правительственные на­грады, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким до­лжностям и почетным функциям (например, избрание пред­седателем правления).

Неформальные позитивные санкции (Н+) — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дру­жеская похвала, комплименты, молчаливое признание, до­брожелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных ка­честв, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф—) — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительствен­ными указами, административными инструкциями, пред­писаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, от­лучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н—) — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порица­ние, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддержи­вать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжела­тельный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельето­на, разоблачительная статья.

Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля.

Вывод:санкции вместе с ценностями и нормами они со­ставляют механизм социального контроля.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, кото­рые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяж­кое преступление — тюремное заключение. Когда мы ожида­ем от другого человека определенного поступка, то надеем­ся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое це­лое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Применение социальных санкций в одних случаях требу­ет присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Уволь­нение оформляется отделом кадров учреждения и предпол­агает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебно­го разбирательства, на основании которого выносится су­дебное решение. Привлечение к административной ответствен­ности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, пред­полагает присутствие официального транспортного контро­лера, иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета.

Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц. Санкции никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санк­ций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать

САМОКОНТРОЛЕМ.

Обобщим сказанное и сделаем выводы,социальные санк­ции представляют собой систему вознаграждений и наказа­ний. Они делятся на четыре типа: позитивные и негативные, формальные и неформальные. В зависимости от способа вы­несения санкций — коллективного или индивидуального — социальный контроль может быть внешним и внутренним (самоконтроль). По степени интенсивности санкции бывают строгими, или жесткими, и нестрогими, или мягкими.

Выделим ключевые понятия:

санкции типология санкций:

самоконтроль формальные позитивные

девиантность формальные негативные

механизм социального контроля неформальные позитивные

конформизм формальные негативные

Самоконтроль

Самоконтроль называют еще внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины.

Вопреки нормам подобающего поведения человек влюб­ляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику или желает смерти близ­кому. В таких случаях у человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть — проявле­ние внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе­на сфера подсознания или бессознательного, состоящая из сти­хийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

Сознание — самая дешевая и самая эффективная форма социального контроля. Но создается она как результат са­мого дорого и подчас неэффективного процесса — социа­лизации, в ходе которой индивиду приходится бороться с собственным подсознанием, т. е. с самой неуправляемой си­лой.

В отличие от муравьев, пчел и даже обезьян человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к само­контролю. О взрослом человеке, не умеющем контролиро­вать себя, говорят, что он «впал в детство». Импульсивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей. Импульсивное по­ведение поэтому называют инфантилизмом. Напротив, пове­дение в соответствии с рациональными нормами, обязатель­ствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости.

Приблизительно на 70% социальный контроль осущест­вляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу прихо­дится прибегать к внешнему контролю.

И наооборот. Чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозит развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия. Так возникает замкнутый круг, в который на протяжении ми­ровой истории попадало не одно общество. Имя этому кру­гу — ДИКТАТУРА.

Часто диктатуру устанавливают на время, во благо граж­данам и с целью навести порядок. Но она задерживается надолго, во зло людям и приводит к еще большему произ­волу. Почему же гостья становится хозяином в доме? При­выкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивают внутренний контроль. Постепенно они дегра­дируют как социальные существа, способные брать на себя ответственность и обходиться без внешнего принуждения (т. е. диктатуры). Иначе говоря, при диктатуре их никто не учит вести себя в соответствии с рациональными нормами.

Поясняющий пример Диктатор

Цезарю за триумфальные победы в Африке присвоили звание диктатора. Но диктатор не равен повелителю Рима. Вольные римляне не могли терпеть над собой повелителя, напоминавшего им царя. Однако Цезарь не претендовал на титул императора, т. е. повелителя Рима. Он устал унижаться перед сенатом, вымаливая у него нужные решения. Цезарь прекрасно понимал символичность должности диктатора, т. е. триумфатора и распорядителя Рима. Только император вла­дел титулом божественной власти. Цезарь хотел быть царем и Рима, и Римской империи. Однако хитроумный сенат раз­решал ему носить лишь титул повелителя Римской импе­рии.

Часто происходит так: одну диктатуру свергают ради ус­тановления другой, быть может, еще более жесткой. Замкну­тый круг превращается в безысходный тупик.

Почему такое случается? Дело в том, что взявшиеся за уничтожение старой диктатуры обычно подвергают сомне­нию самую разумность принудительных норм, исподволь под­готавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам. Отказав в разумности старой диктатуре, люди стремятся построить общество вообще безо всякого принуж­дения. Выходит анархия. Ее верный признак — отсутствие у граждан самоконтроля, ощущение вседозволенности. Чтобы усмирить хаос, и вводится новая диктатура. Но, оказывает­ся, и она обречена, ибо при ней не формируется менталитет самоконтроля.

Великолепным примером служит Россия, где декабрис­ты, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на осно­вы социального порядка, были оправданы общественным мнением потому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение принудительным нормам. На смену им при­шли большевики, поначалу строившие общество всеобщего равенства и свободы, но неизбежно пришедшие к очередной диктатуре в надежде усмирить произвол гражданской войны и первых лет нэпа.

Сделаем главный вывод: самоконтроль — проблема сугубо социологическая, ибо степень его развития характеризует преобладающий в обществе социальный тип людей и скла­дывающуюся форму государства. Итак: при развитом само­контроле высока вероятность установления демократии, при неразвитом — диктатуры.

Выделим ключевые понятия:

самоконтроль диктатура

сознание инфантилизм

Наши рекомендации