Факторы личной мобильности студентов вузов

МОБИЛЬНОСТЬ- (от лат. mobilis - подвижный), подвижность, способность к быстрому передвижению, действию.

Мобильными людьми себя считают практически все студенты (63%). В большей степени мобильными себя воспринимают студенты, которые учатся на «отлично» (74%) и те, которые добросовестно относятся к заданиям преподавателей и, выполняя их, стараются найти нестандартные решения и предложить свое видение проблемы (76%). В первую очередь это связано с тем, что самооценка у этих студентов гораздо выше, чем у тех, в чьих зачетках преобладают отметки «удовлетворительно». Немобильными людьми себя считают лишь 19% опрошенных. Все же, такой ответ преобладает у студентов часто не сдающих экзамены с первого раза (32%).

Таблица «Самооценка мобильности»

  Всего Курс Успехи в учебе отношение к выполнению заданий
    5-6 учусь в основном на «отлично» в основном на «хорошо» преобладают «удовлетворитель часто сдаю экз не с перв раза обычно беру гото-вые материалы; использую гото-вые алгоритмы ищу нестандар-тные решения
В1. Самооценка мобильности                      
1 –скорее да
2 – скорее нет
3 – затрудняюсь ответить

Самооценка мобильности у студентов тесно связана с уровнем дохода семьи. В семьях, в которых на человека приходится свыше 30 тысяч рублей, мобильными себя считают 77% опрошенных.

Зависимость мобильности от
уровня дохода семьи
 
до 15 тыс. руб.
15-30 тыс. руб.
свыше 30 тыс.

Рис. Самооценка мобильности

Более мобильными себя считают студенты 4 курса (74%). Возможно, это связано с тем, что студенты младших курсов еще не осознают сложности своей будущей жизни и профессии (построения семьи, возвышение по карьерной лестнице и т.д.), а 5-6 курс столкнулись с этой проблемой уже лицом к лицу, и немного спустили свои амбиции на земля, так как после выпуска из университета им надо успешно трудоустроиться. (см. табл. выше)

Пол не сильно оказывает влияние на уровень мобильности студентов. Однако стоит отметить, что больший процент мужчин (67%), чем женщин (59%) считают себя мобильными.

Выражение мобильности студентов проявляется в следующих показателях:

· изучение иностранных языков (42%)

· совмещение работы с учебой (36%)

· совмещение учебы с научной работой (12%)

· получение одновременно двух разных специальностей (9%)

· планы получения в дальнейшем второго высшего образования (30%)

· обучение дополнительно на курсах (9%)

· выезд за рубеж для учебы / работы (3%)

· занятие общественной работой одновременно с учебой (9%)

· участие в художественном творчестве, конкурсах (10%)

· участие в общественных, волонтерских организаций (7%)

· планы поступления после окончания учебы в аспирантуру (8%)

· другое (3%)

Изучение иностранных языков (42%), совмещение работы с учебой (36%), планы на получение второго высшего образования (30%), совмещение учебы с научной работой (12%) и участие в творческих конкурсах (10%) являются наиболее частыми ответами в вопросе выражения социальной мобильности. По сравнению с другими вузами, изучение иностранных языков большинство студентов отмечают в УлГТУ (56%), однако это относится к студентам социально-гуманитарной и экономической сферы.

На вопрос о причинах, которые заставляют студентов быть мобильными, мы получили следующие данные:

· влияние и пример окружающих людей (29%)

· воспитание (31%)

· воздействие информации в вузе (22%)

· воздействие СМИ (12%)

· требование родных (53%)

· личное желание (8%)

· политическая, экономическая ситуация в обществе, стране (2%)

Причем, то, что на мобильность воздействует информация в вузе, отмечают в основном студенты 5-6 курсов (27%). Так как мобильность у старшекурсников развита в большей степени, чем у младших и они способны уловить больше информации, которую преподносит университет. При остальных условиях процент практически одинаков, это говорит о том, что личные показатели мало влияют на то, почему студент является мобильным.

По результатам исследования сложился список личных качеств, которыми должен обладать успешный и мобильный человек:

Факторы личной мобильности студентов вузов - student2.ru

Рис. Качества успешного и мобильного человека

Наши рекомендации