Проблемы и противоречия развития общественной культуры.

Культура («возделывание», воспитание) — термин распространился в первой половине 19 века.

Культуру можно рассматривать как:


  • Совокупность видов человеческой деятельности (деятельный подход)

  • Система сбора, переработки организации информации, циркулирующей между социальными группами (информационно- семиотический подход)

  • Степень реализации социальных сил человека (гуманистическая теория)

  • Система человеческих ценностей (аксеологический подход)

  • Уровень развития социума (цивилизационный подход)


Культура — исторически изменяемая совокупность форм и результатов, созданных человеком ценностей и мер освоения им этих ценностей.

Виды культуры

По функциональному назначению:


  • Материальная (удовлетворяет материальные потребности человека в одежде, пище, жилье)

  • Духовная (развитие духовного мира личности: литература, музыка, искусство)


Духовная культура может содержать какие-либо идеи:


  • По специфике человеческой деятельности (художественная, политическая, экологическая); по генезису (народная — основана на традициях, не имеет автора; ученая);

  • по востребованности (актуальная — востребована в данный момент; потенциальная);

  • по доступности (массовая — упрощенная культура, не требует специальной подготовки: сериалы, возникли с появлением СМИ; элитарная — необходима подготовка для восприятия данной культуры)


Субкультура — культура какой-либо социологической группы (молодежь, город, село)

Контркультура — характеристика, которая противостоит господствующей культуре.

Социология культуры — отрасль социологического знания, раздел социологии, изучающий особенности развития и функционирования культуры во взаимодействии с социальными объектами и процессами, т.е. влияние культуры на общество и наоборот:


  • Какие ценности базовые/фундаментальные?

  • Культурная политика власти

  • Культурный уровень различных групп населения.


Процесс развития культуры:


  1. Эволюционный подход (от простого к сложному)

  2. Теория конфликта (главное движущая сила развития культуры — конфликт)

  3. Циклический подход (выделяют фазы, которые повторяются и возвращаются)


Функции культуры:


  • Информационная (через символы, образы); Коммуникативная (освоение культурны ценностей); Ценностная; Нормативная (оценка ценностей); Интегративная (сплочение социальных обществ); Социализирующая; Индивидуализирующая (самореализация); Трансляционная (передача опыта); Системообразующей функцией культуры является человекотворчество.


Культура современного российского общества

В России долгое время лидировала традиционалистская культура: постоянное воспроизводство сложившихся норм, скептическое отношение к новациям, неразвитая индивидуальность.

В России социалистические ценности были адаптированы мощным фундаментом традиционалистской культуры, оформилось оригинальное детище — разновидность традиционной культуры в марксистском обличии.

Мода (лат. «правило») — непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни, культуре; в узком смысле — смена форм и образцов одежды.

Функции одежды:


  • Утилитарная (защищает); Эстетическая; Унификация; Инновационная ; Актуализация традиции (каждая модная вещь со временем становится обыденной); Коммуникативная (мода сообщает об определенной группе населения, подростки); Функция социализации (кто и что должен носить); компенсаторная; престижная (стремление носить модную одежду); функция психофизической разрядки; сексуальная.


В обществе главенствующие позиции должны занять демократические позиции. Мы переосмысливаем интересы общества; открыта вся культура прошлого, вернулась культура русского зарубежья.

Проблемы культуры:


Вестернизация культуры (унификация); Вместе с реальными достижениями с запада проникают образцы китча; Культурная политика государства (нехватка ресурсов на возрождение культуры); Комерционализация культуры; Массовая утечка талантов на запад; Нарушение правил авторства, развитие пиратской промышленности; Одомашнивание культуры; Общий низкий уровень культурной инфраструктуры в поселенческом и региональном разрезе; Засорение русского языка; Исчезновение цензуры привело к снижению качества культуры; Для большей части населения культура — это средство досуга, релаксации, в меньшей степени — эстетическое освоение действительности.

32.Образование как социальный феномен: сущность, структура, функции.

Наши рекомендации