Свидетели Иеговы в нацистской Германии
Основная статья: Свидетели Иеговы в Третьем рейхе
С 1933 по 1945 годы свидетели Иеговы (известные в Германии как Бибельфоршер — Исследователи Библии) были запрещены в нацистской Германии. Свидетели Иеговы отказывались признавать Гитлера фюрером, произносить нацистское приветствие, служить в нацистской армии и участвовать в производстве вооружений, хотя главной причиной преследований был отказ от несения воинской повинности (вероучение свидетелей Иеговы содержит полный запрет на участие в боевых действиях, вне зависимости от того, носит ли война агрессивный или оборонительный характер). Не менее 2000 германских свидетелей
Иеговы были заключёнными концлагерей по категории «Бибельфоршер» (лиловый треугольник), неустановленное число свидетелей Иеговы были заключёнными других категорий (политические, асоциальные, евреи и др.)[97]. Всего в нацистских концлагерях побывало около 11200 свидетелей Иеговы, из них 270 было расстреляно, ещё 1220 умерло от других причин[98].
Среди узников концлагеря Аушвиц-Биркенау категории IBV было зарегистрировано, по крайней мере, 138 человек, главным образом, немецкой национальности[99], всего свидетелей Иеговы в концлагере «Аушвиц-Биркенау» было не менее 387[97].
Директор исследовательского института при Американском мемориальном музее геноцида Майкл Баренбаум писал: «Это единственные люди, которых преследовали не за то, что они делали (или кем они были), а за то, что они не делали»[42].
Вместе с тем, критики организации указывают на попытки немецких свидетелей Иеговы найти взаимопонимание с нацистскими властями, чтобы предотвратить гонения на верующих. Так, на конгрессе, прошедшем 25 июня 1933 года в берлинском районе Вильмерсдорф, была принята резолюция, известная как «Декларация фактов» (нем. Wilmersdorfer Erklärung, англ. Declaration of facts)[100][101], которая была распространена тиражом в 2,1 миллиона экземпляров. В данной декларации свидетели Иеговы убеждали нацистское правительство в том, что они разделяют идеалы, провозглашённые нацистским правительством (семейные ценности, свобода вероисповедания, ответственность человека перед Богом), не поддерживают и не поддерживаются англо-американскимиимпериалистами и евреями, угнетающими германский народ, и не представляют угрозы для безопасности германского народа[источник не указан 561 день]. По мнению немецкого историка Габриэле Йонана, в действительности целью «Декларации» было опровергнуть обвинения в бунтарской деятельности и подчеркнуть политический нейтралитет свидетелей Иеговы. Обвинение в том, что это обращение содержало антииудейские высказывания и представляло собой попытку «заискивания» перед Гитлером, является, по мнению учёного, ошибочным[102].
Организация и управление
Руководящий центр в Нью-Йоркe — здание Watchtower
Для организации свидетелей Иеговы характерен иерархический принцип организации, называемый «теократическимправлением», отображающим их представления о том, что они являются организацией Бога на земле. До 1976 года основная руководящая роль принадлежала президенту Общества Сторожевой Башни. В результате организационных реформ 1976 года полномочия президента Общества были значительно урезаны. До 1938 года старейшины собрания избирались самими собраниями. В 1938 году демократический принцип управления собраниями сменился «теократическим», старейшины собрания начали назначаться высшим руководством организации.
Организация возглавляется Руководящим советом, штаб-квартира которого находится в Бруклине (Нью-Йорк).[103][15]. Члены Руководящего совета избираются самим Руководящим советом, обычно, после смерти члена совета, его отставки или исключения из членов совета. Как правило, членство в Руководящем совете является пожизненным. Все члены Руководящего совета принадлежат к классу 144 000 «помазанников», исповедующих надежду на небесную жизнь (в отличие от большинства, которые имеет «земную надежду», то есть, надеются на вечную жизнь на обновленной земле). Ежегодно Руководящий совет посылает своих представителей в разные регионы мира для обсуждения широкого круга вопросов с местными филиалами[15].
Руководство собраниями в странах мира осуществляется через местные филиалы (всего их на данный момент 91). В каждом филиале назначается комитет, который состоит из трех—семи, а порой и более членов и наблюдает за деятельностью в странах, находящихся в ведении этого филиала. В некоторых филиалах есть типографии, часть из них оборудована высокоскоростными ротационными печатными машинами
Страна или территория, подведомственная каждому филиалу, разделена на районы, объединяющие около 20 собраний. Руководство в районе осуществляется районным надзирателем. Ежегодно в каждом районе проводится два конгресса и один — для нескольких близлежащих районов[104]. Кроме того, каждое собрание обычно два раза в год посещает районный надзиратель, который помогает местным Свидетелям в организации и проведении проповеднической деятельности в территории данного собрания.
Непосредственно отдельным собранием (объединяющим от нескольких до 200 человек, в среднем около 100) руководит совет старейшин собрания.[103][15]
Вероучение
Специалист по христианской догматике религиовед А. В. Саввин отмечает «неоригинальность доктрины свидетелей Иеговы», указывая, что в их вероучении находятся заимствования доктринальных положений арианства, ереси фотиниан, Маркелла, Павла Самосатского, антитринитариев монархиан-динамистов, ереси евионитов, и в обрядовой практике — тетрадитов (четыренадесятников)[105].
Теология
Для свидетелей Иеговы характерно отрицание учения о Троице[15]. Богом считается только одна личность во Вселенной — Иегова. Они считают, что имя Иегова не распространяется на Иисуса Христа и Святой Дух, а другие наименования Бога считают титулами. Свидетели Иеговы считают, что они восстановили практику употреблении имени Иегова, которая существовала в христианстве первого века. В Переводе нового мира имя «Иегова» употребляется не только в Ветхом Завете, но и в Новом. По их убеждениям, Иисус открыл это имя первым христианам, которые будучи иудеями, придерживались до этого практики употребления имени «Адонай», которое использовалось при огласовке тетраграмматона «יהוה». Идея о возможности существования Бога в нескольких лицах считается заимствованной из язычества. Отсутствует разграничение понятий «Бог» (как сущность) и «личность Божества» или «ипостась» (как конкретный образ, «резервуар» или вместилище той же сущности), характерные для христианства. Иегова рассматривается как единственная личность, воплощающая только в себе все сверхъестественные свойства Бога. Критика ортодоксального учения о Троице основана на критике доказательств, ссылающихся на тексты Библии, и на проведении аналогий с языческими религиями.
Наименование «святой дух» не считается именем и на письме употребляется со строчной буквы. Святой Дух в представлении свидетелей Иеговы — это действующая сила Иеговы, а не личность и не часть Троицы.[10][15]
Христология
Свидетели Иеговы полагают, что Иисус Христос не является Богом, не всемогущ и не равен Богу-Отцу.[106] Но поскольку он исполнял волю Иеговы, то был им воскрешён. При этом Христос был не обычным человеком, а первым творением Иеговы, созданным раньше Адама. Он также воспринимается как божественный посланник (пророк Иеговы) и исполнитель его воли, бывший совершенным человеком на земле.[106][107]
Свидетели Иеговы считают, что Архангел Михаил — имя Иисуса Христа, действующего в небесной сфере, до рождения на Земле[15][108][109].
Так же свидетели Иеговы считают, что Иисус Христос — это Ангел бездны по имени Аваддон и Аполион. Себя же свидетели Иеговы называют «саранчой» под руководством этого Ангела бездны: "Она имеет над собой царя — ангела бездны. Имя его по-еврейски Аваддон … (Откр.9:11). «Иисус, как „ангел бездны“ и „губитель“, навел на христианский мир поистине губительную язву»[110]
Природа человека
Свидетели Иеговы отрицают учение о бессмертии души[15]. Душой считается сам человек, как и любое другое живое существо[15], или же его жизнь. По их мнению, человек после смерти может быть воскрешен и получить дар вечной жизни.
Природа человека после грехопадения Адама характеризуется как несовершенная. Совершенство люди могут приобрести только во время тысячелетнего периода после Армагеддона, называемого Днем суда.
Духом человека считается нематериальная безличная сила, благодаря которой человек живёт и с исчезновением которой он умирает[15]. Существование
умерших отрицается, но считается возможным, что демоны могут выдавать себя за умерших[15].
Поскольку учение о бессмертии души отсутствует, то соответственно в учении об аде и геенне огненной отсутствует представление о вечных мучениях. Ад понимается как обычная могила, а геенна — огненное озеро в книге Откровение (не буквальное, в понимании свидетелей Иеговы), под которым понимают полное уничтожение Богом не раскаивающихся грешников (такие люди не будут воскрешены никогда)[111]. Мучение «огнём и серою» в Отк. 14:10-11 понимается как провозглашение вести о том, что Иегова истребит всех грешников. Несущие весть мучения в их понимании — символическая саранча в Отк. 9:5, под которыми понимают самих свидетелей Иеговы, распространяющих «жалящую» весть — сотни миллионов книг, брошюр и журналов[112]