Для подготовки к экзамену по курсу
ВОПРОСЫ
«СОЦИОЛОГИЯ»
(2011/2012 учебный год, дневное отделение, IV курс, 7-й семестр)
- Социология как наука. Предмет и методы социологии. Соотношение социологии и других гуманитарных и социальных наук. Значение и роль социологии в современном обществе.
- Основные этапы и направления развития социологической мысли.
- Социологические взгляды О. Конта. Учение о трёх стадиях духовного и социального развития. Социальная статика и социальная динамика. Объективность общества.
- Социальный органицизм Г. Спенсера. Типология обществ. Природа социальной эволюции.
- Социология марксизма. Материалистическое понимание истории. Понятие общественно-экономической формации. Род, племя, народность, нация как исторические формы общности людей. Классы и классовые отношения.
- Социальные идеи марксизма и общество XX века.
- «Социологизм» Э. Дюркгейма как мировоззрение. Предмет социологии и понятие социального факта. Структура социологической науки. Понятия «социальная норма» и «социальная патология». Социология религии.
- «Понимающая» социология и теория социального действия Макса Вебера. Объективность социологического исследования. Категория «идеального типа» и её применение в социально-исторических исследованиях.
- Структурно-функциональный подход в социологии.
- Теория конфликта в социологии. Концепция «социального действия» Т. Парсонса.
- Концепции социального конфликта.
- Социология и архитектура. Взаимосвязь социальных и архитектурно-градостроительных категорий.
- Законы функционирования и развития общества. Формы проявления и механизмы действия социальных законов.
- Проблема соотношения объективного и субъективного в социологии.
- Структура и функции социологического знания. Специфика социологического знания.
- Отрасли социологического знания.
- Теоретический и эмпирический уровни социологического знания. Теоретическая и прикладная социология.
- Понятие социологической парадигмы и их многообразие.
- Специальные социологические теории и эмпирические исследования.
- Основные этапы и направления развития социологической мысли.
- Общество и человек. Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”.
- Активность человека: поведение; действие; социальное действие.
- Социология личности. Типология личности. Этапы социализации личности.
- Индивидуализация и унификация. Девиантное поведение личности.
- Социальное взаимодействие. Теории социального взаимодействия.
- Понятия «социальная среда» и «социальный статус».
- Социальные общности. Типы социальных общностей.
- Социальная группа. Типология социальных групп. Объективные и субъективные критерии классификации социальных групп.
- Социальная организация.
- Понятие социальной структуры. Типология социальных структур.
- Понятие социальной инфраструктуры и ее связь с архитектурной проблематикой.
- Социально-демографические отношения. Воспроизводство населения. Проблемы размещения, занятости и старения населения. Социально-демографическая структура общества.
- Социология семьи и брака. Исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития. Функции семьи.
- Социально-этнические отношения. Этносоциология. Внутринациональные и межнациональные процессы в обществе. Нация и культура. Социально-этническая структура общества.
- Социально-профессиональная структура общества.
- Социология труда и трудовых коллективов.
- Социология рабочего, внерабочего времени и досуга.
- Социально-классовые отношения. Статика и динамика социально-классовой структуры общества.
- Дифференциация и интеграция общества. Расслоение общества. Социальное неравенство. Власть и авторитет.
- Взаимодействие общества и природы. Географическое направление в социологии. Мальтузианство. Социал-дарвинизм.
- Социально-экологические проблемы современного общества. Социальная экология.
- Социально-территориальные общности. Формы расселения. Миграция населения. Социально-территориальная структура общества.
- Урбанизация и системы расселения. Взаимодействие социальных и пространственных факторов в процессе урбанизации.
- Социология города и социология деревни. Специфика города и деревни как среды жизнедеятельности человека. Социальные функции поселения, его типы. Образ, уровень, качество и стиль жизни городского и сельского населения.
- Город как объект социологического исследования. Типология городов. Социально-пространственная характеристика города. Взаимодействие районов и зон города.
- Культура как социологическое понятие. Культурные универсалии. Культурная традиция.
- Потребности, интересы и ценности. Ценностно-нормативные подсистемы: обычай, мораль, право. Целостность и конфликтность ценностно-нормативной системы.
- Общественное сознание. Социологические аспекты изучения идеологических отношений в обществе.
- Социология образования. Функции образования. Образование как фактор сохранения и развития национальных культур.
- Социология религии. Сакрализация и секуляризация. Нетрадиционные религии. Атеизм.
Литература:
· Большойтолковый социологический словарь (Collins). Тома 1, 2: Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2001.
· Здравомыслов А.Г.Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.
· Здравомыслов А.Г.Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 317 с.
· Мигель А. де40 миллионов испанцев 40 лет спустя. – М.: «Прогресс», 1985. – 432 с.
· На изломахсоциальной структуры. – М.: Мысль, 1987. – 315 с.
· Научно-техническаяреволюция, урбанизация и рабочий класс. – М.: Наука, 1972.
· Нормыи ценности повседневной жизни: Становление социалистического образа жизни в России, 1920 - 30-е годы / Под ред. Т. Вихавайнена. - СПб.: Журн. "Нева", 2000. - 480 с.
· Посохин М.В.Город для человека. – М.: Издательство «Прогресс», 1980. – 220 с.
· Рабочаякнига социолога. – М.: Издательство «Наука», 1983. – 478 с.
· Рабочийи инженер: Социальные факторы эффективности труда / Под ред. О.И. Шкаратана. – М.: Мысль, 1985. – 271 с.
· Рагон М.Города будущего. – М.: Мир, 1969.
· Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 318 с.
· Роббер М.-А., Тильман Ф.Психология индивида и группы: Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1988. -256 с.
· Садохин А.П.Этнология: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 256 с.
· Смоляр И.М. Новые города. – М.: Стройиздат, 1972.
· Социально-демографическийпортрет студента. – М.: Мысль, 1986. – 96 с.
· Социология/Г.В. Осипов (руководитель авт. кол.), Ю.П. Коваленко, Н.И. Щипанов, Р.Г. Яновский. – М.: Мысль, 1990.
· Староверов В.И.Город и деревня. – М.: Политиздат, 1972.
· Стильработы и образ жизни руководителя: Анализ проблемы, рекомендации / Сокр. перев. с нем. / Рук. авт. колл. К. Ладензак. – М.: Экономика, 1985. – 280 с.
· Тернер Дж.Структура социологической теории. – М.: «Прогресс», 1985. – 471 с.
· Трущенко О.Е. Престиж центра. Городская социальная сегрегация в Москве.- М.: Socio-Logos, 1995. - 112 с.
· Уллас Н.Н.Структура расселения и жизненная среда человечества. – «Архитектура СССР», 1967, №6.
· Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1997. – 344 с.
· Хореев Б.С.Городские поселения СССР. – М.: Мысль, 1968.
· Штомпка П.Социология. Анализ современного общества / Пер. с польск. С.М. Червонной. – М.: Логос, 2005.
· Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: “Добросвет”, 1999.
· Яргина З.Н., Хачатрянц К.К.Социальные основы архитектурного проектирования. –М.: Стройиздат, 1990.
· Яхиел Н. Социология и социальная практика: Пер. с болг. – М.: «Прогресс», 1985. – 285 с.
· http://rockroad111.narod.ru/ (Собрание первоисточников по социологии).
· http://www.gks.ru/ (Федеральная служба государственной статистики).
· http://www.inion.ru/(Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук).
· http://www.isras.ru/ (Институт социологии Российской академии наук).
· http://www.socio.msu.ru/ (Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова).