Распределение эмпирическое 2 страница
Внеинституциональная Р. — это, во-первых, разл. модернистские объединения верующих, часто противопоставляющие себя об-ву и религ. ин-ту, неустойчивые, аморфные, со слабой орг-цией (иногда при полном ее отсутствии), для к-рых характерно свободное членство, отсутствие иерархии и строгой дисциплины. Принадлежность к внеинститу-циональной Р. опред. исключительно принятием и практикой опред. верований. Как правило, это разл. культы и на-
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ
холящиеся в процессе становления секты. Внеинституциональная Р. — это также «субъективная», «невидимая», «индивидуализированная» Р., к-рую чел. конструирует в рамках собственного сознания, руководствуясь идеалами, ценностями и установками на основе свободного выбора. Для общения с высшими силами ему не требуются посредники, а истинность такой Р. устанавливается самим индивидом в религ. опыте.
Кроме того, возможно деление Р. на религии теистические (иудаизм, христианство, ислам и т.д.) и нетеистические («гражданская», «светская», «гуманистическая»). К последним относят Р. без Бога, к-рые, по сути дела, явл. суррогатными Р. Зап. социологи называют их, как правило, «светскими», а отечественные социологи — «квазирелигиями».
Лит.: Религия, магия, миф: Совр. фи-лос. иссл-я. М., 1997; Ябяоков И.Н. Введение в общее религиоведение. М., 2001; Nisbet R. The Sociological Tradition. N.Y., 1966; Berger P. A Far Glory. The Quest for Faith in an Age of Credulity. N.Y., 1992.
.. , ; Е.Д. Руткевич
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ- свойство совокупности выборочной воспроизводить параметры и значимые элементы структуры совокупности генеральной. Термин «репрезентативная выборка» применительно к соц.-экон. иссл-ям впервые ввел в науч. лексикон норвежский статистик А. Киаэр в кон. 19 в. Науч. теория выборочного метода тогда не была еще создана. Р. у Киаэра достигалась не случайным отбором единиц, а «рациональной» орг-цией выборки в соответствии с опред. правилами. На совр. языке «рациональная» opr-ция означает построение стратифицированной механической выборки; возможно, в неск. ступеней с пропорциональным размещением единиц по стратам. В статистике понятие «Р> распространяется исключительно на случайные способы формирования выборочной совокупности, а гарантией Р. служит соблюдение правил отбора и объем выборки, достаточный для отражения с заданной точностью вариации
изучаемых признаков. Степень Р. непосредственно связывается с точностью воспроизведения характеристик генеральной совокупности и рассчитывается для каждого признака с помощью аппарата матем. статистики.
В социол. иссл-ях, помимо вероятностных способов отбора, широко используются целенаправленные и комбинированные методы орг-ции выборки. Выборочная совокупность в этих случаях формируется по ограниченному набору признаков, исходя из концептуального представления об объекте иссл-я, а требование Р. сводится к воспроизведению в выборке значимых элементов структуры и определению объема, достаточного для проверки содержательных гипотез. В то же время задача получения репрезентативной информации не явл. обязательной для социол. иссл-й в целом. Свойства репрезентативной выборки оказываются полезными в прикладных иссл-ях, когда проблема достаточно разработана и появляется необходимость в экстраполяции рез-тов на более широкую область. Репрезентативная выборка явл. незаменимым инструментом в опросах обществ, мнения. Для иссл-й. ориентированных на решение теор. задач, расчет совокупных количественных оценок не играет существенной роли. Приоритет отдается получению качественных выводов о направленности развития явлений, определению осн. тенденций происходящих изменений. Выборочная совокупность формируется т.о., чтобы обеспечить представительность значимых элементов структуры v. возможность содержательного описания, необходимых срезов объекта.
Лит.: Кауфман АЛ. К вопр. о выборочном иссл-и. СПб., 1911; Петренко ЕМ. Репрезентативность в соииол. иссл-и // Методол. проблемы использования матем. методов в соц-и. М., 1980: Жабский М.И. Обоснование репрезентативности социол. иссл-я // Социол иссл-я. 1983. № 2.
Г. К Сотниковс
РЕСПОНДЕНТ
РЕСПОНДЕНТ(от лат. respotvsare - отвечать, реагировать) — участник социал. опроса, отвечающий на вопр. анкетера или интервьюера, т.е. выступающий в кач-ве источника первичной элшириче-ской информации об изучаемых явлениях и процессах.
Инициатива участия в опросе принадлежит не Р., а исследователю, хотя за респондентом сохраняется право отказаться от участия в опросе. Содержание вопросника, виды вопр, и ситуация интервью регламентируется анкетером или интервьюером в соответствии со стандартной, единой для всех инструкцией. Т.о., ролевая позиция Р. выглядет априори заданной, требующей принятия целого ряда весьма жестко регламентированных требований.
В то же время это не однонаправленное воздействие, а активное взаимодействие, своеобразный диалог, в к-ром каждый из участников вносит свою долю в формирование достоверности получаемых эмпирических данных. Поэтому возникает необходимость учитывать при разработке методики опроса компяекс требований, обусловленных нек-рыми свойствами и особенностями Р. как партнера социолога по исследовательской ситуации.
Во-первых, Р. массовых социол. опросов явл, носителями обыденного сознания, существенно отличающегося от науч. сознания и управленческого, прагматического сознания, в сфере к-рых формируются цели и задачи опроса. С этой особенностью связано требование «перевода» программных (исследовательских) вопр. на уровень обыденных, житейских представлений Р., его повседневного опыта (см. Операционали-зация понятий).
Во-вторых, существенным свойством Р. явл., как уже упоминалось, уровень его информированности, компетентности по поводу изучаемой сферы соц. реальности. Р. может быть либо непосредственным участником или наблюдателем изучаемых процессов и явлений, либо носителем косвенного опыта, знаний, опосредованных процессами социализа-
ции (воспитание, обучение, деятельность СМИ и т.д.).
В-третьих, Р. характеризуется наличием более или менее выраженного отношения к опросу и практике социол. опросов вообще. Замечено, что в периоды кризисов в отношениях власти и нас. число отказавшихся от участия в опро^"-сах, прерванных интервью и не отвечающих на отд. вопр. и блоки вопр. резко возрастает.
В-четвертых, необходимо учитывать социокульт. и нац, особенности Р., к-рые включают его нормативные представления о приемлемых тематических границах для беседы с незнакомыми людьми (табуированные темы), о возможном яз. и приемлемом стиле опроса, возможности высказывания оценок отд. событий, явлений, людей и т.д. Значение этих особенностей возрастает в межнац. сравнительных иссл-ях и в опросах соц. слоев и ф., принадлежащих к разл. субкультурам: городские и сельские жители, тендерные, молодежные субкультуры и др.
В-пятых, психол. особенности Р. также оказывают значительное влияние на рез-ты опроса. К этой гр. относятся такие признаки Р.. как устойчивость внимания, уровень интеллектуального развития, память, аналитические возможности, коммуникабельность, уверенность в себе, воображение, темперамент, навыки вербализации, чувствительность к невербальной информации. Снижение и профилактика негативного влияния этих факторов во мн. зависит от кач-ва вопросника, т.е. от профессионализма социолога, а также от уровня подготовки и мастерства интервьюера.
Учеб. и метод, пособия, посвященные методу опроса, в большей или меньшей степени содержат рекомендации по названным проблемам, но специализированные иссл-я пока нельзя считать систематическими как в отечественной, так и зарубежной cou-и, хотя их число постепенно возрастает.
Лит.: Методы сбора информации в социол. иссл-и. Кн. I. М-, 1990; Ноэль-Нойман Э. Обществ, мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996; Мягков А.Ю.
РЕШЕНИЕ
Соц.-демогр. переменные в социол. иссл-и: Проблемы достоверности самоотчетов респондентов. М., 2002; см. также: Опрос социологический, Вопрос, Интервью.
О.М. Маслова
РЕШЕНИЕ — 1) нахождение ответа на к.-то вопр. (применительно к задаче, проблеме); 2) волевой акт, выражающий осознанное намерение действовать опред. образом, выбор пути достижения к.-то цели. Принимаемые индивидом Р. делятся на личные («для себя») и социально-профессиональные, обращенные на деятельность др. людей. Среди социально-профессиональных Р. различаются экспертные, не имеющие для адресата правовой обязательности (напр., в отношениях врач — пациент, технолог или конструктор — рабочие и т.д.), и управленческие, обладающие силой власти по отношению к исполнителю (см. Решение управленческое). Социол. иссл-я, как правило, должны содержать экспертные решения в виде рекомендаций органам управления. Эти рекомендации в случае их принятия и утверждения приобретают статус управленческих Р. Так же обстоит дело и в практике управленческого консультирования.
Р. проходит стадии выработки, принятия, а затем осуществления. Выработка — это подготовка к.-л. варианта решения к его принятию. Она включает анализ информации, выявление проблем, постановку задачи, поиск альтернативных путей ее решения, распределение их по степени предпочтительности, проработку одного из них (иногда и неск.). На этой стадии используются системный анализ, совещания, согласования, а также управленческое консультирование. Осуществление — это реализация задач, поставленных в принятом перед этим Р. Осуществления требуют лишь те управленческие Р., к-рые между актом принятия и достижением цели предполагают специальную деятельность, ибо ряд Р. реализуется самим актом их принятия (назначить на должность, объявить благодарность и др.).
Осуществление Р. складывается из двух составляющих. Первая — сам проект предполагаемого изменения, план достижения цели, вторая — действительный, реально складывающийся процесс осуществления Р. в его конкр. проявлении. Проблема состоит в том, что обе эти составляющие зачастую не совпадают. Уже перевод принятого Р. на яз. приказа может вызвать трудности из-за несовпадения яз. устной и письменной речи, используемых в них систем значений. Цепь превращения (приказ — в распоряжение, затем в задание, в наряды и т.д.) затрагивает не только форму, но и содержание Р. Кроме того, процесс осуществления оказывается под воздействием ряда факторов: одновременное осуществление др. Р., наложение личных и групповых интересов и пр. Вследствие этого возникает та или иная степень отклонения рез-та от первоначального содержания самого Р. Степень осуществляемое™ управленческих Р. есть важнейший показатель управляемости орг-ции в целом.
Лит.: Наумова Н.Ф. Социол. и пси-хол. аспекты целенаправленного поведения. М-, 1988; Пригожий А. И. Совр. соц-я орг-ций. М., 1995; Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997; Леонтьев СВ., Масютин С.А., Тренев В.Н. Стратегии успеха. М, 2000: Пригожин А.И. Методы развития орг-ций. М-, 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М., 2007.
А. И. Пригожин
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ - одна из форм включения исполнителей в выработку общих решений, демократизации управления. Р.к. применяется также для повышения эффективности управленческих воздействий как механизм предупреждения ошибок, усиления мотивации работников на цели орг-ции. сплочения коллектива. Обычной организационной формой Р.к. явл. формирование специальных временных гр. в целях выработки совместного решения проблемы. Известная эффективность подобных решений послужила причиной
РЕШЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
довольно широкого распространения этих тр. в практике зарубежного и отечественного управления. В составе их могут быть специально подобранные эксперты, иногда членство в них опред. близостью работников к руководителю, их местом на «шкале престижа» и др. причинами. Создание такого рода «решающих гр> расширяет диапазон участия в управлении, повышает заинтересованность работников в осуществлении принятых ими решений, улучшает кач-во решений благодаря обмену информацией, сложению знаний и т.д.
Наиб, метод, трудности при выработке Р.к. вызывают вопр.: каким образом превратить совокупность индивидуальных оценок в групповое мнение; какова реальная возможность при наличии неск. людей и неск. альтернатив для выбора свести их противоречивое распределение к общему знаменателю? Часто логическое или матем. рассмотрение эффективности групповых решений заводит в тупик. В процессе внутри группового взаимодействия проявляются конформизм и лидерство, происходят взаимообмен ценностными ориентациями и изменение мнений.
Преимущества Р.к. перед индивидуальными проявляются в меньшем числе ошибок, в способности их обнаруживать в себе «сверхресурсы», синергию. Взаимодействие работника в ситуации решения с др. работниками вызывает у него доп. активность из-за возникновения эффекта соревновательности, чувства причастности, возможности проявления своих знаний, способностей. В гр. с однородным составом (по должностному, професси он ал ьному, образовател ьно му, возрастному и др. признакам) наблюдается меньшее расхождение во мнениях, быстрее устанавливается согласие. Происходит это гл. обр.вследствие однообразия информации, знаний, к-рыми обладают участники группового решения. В разнородных по составу гр. больше противоречий, даже конфликтов, но зато более широкий набор альтернатив, меньше ошибок.
Наряду с достоинствами Р.к. страдают след. недостатками: рассеивание ответственности, усиление позиции склонных к риску участников; большее проявление в гр. соц. одобряемых кач-в в ушерб рациональности и т.д.'^ти минусы могут быть отчасти нейтрализованы. В последнее время выработаны специальные методы т.н. групповой работы, широко используются методы управленческого консультирования.
Лит.: Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997; Калверт М. Управленческий консалтинг. М., 1999; Пригожий A.M. Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М., 2007.
А.И. Пригожий
РЕШЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ-
формально зафиксированный проект к.-л. изменения в орг-ции, в осуществлении к-рого помимо субъекта решения участвуют и др. члены орг-ции. Такое решение есть элемент отношений рук. — подчинения, т.е. принимается «за др.» и выступает как фактор власти в орг-ции. Принятие Р.у. означает определение необходимости и цели предполагаемого изменения, а также включение его в систему организационных отношений; осуществление управленческого решения подразумевает разработку плана, а затем и наличие самой деятельности по достижению цели.
В соц-и за основу типологии управленческих решений могут быть приняты степень и возможность индивидуального вклада субъекта решения в его содержание, что показывает степень влияния рук. на орг-цию вообще. Или же, подходя с др. стороны, имеется в виду степень предопределенности, детерминированности содержания данного решения к.-л. организационными условиями, что может свидетельствовать о нек-рых границах воздействия рук. на орг-цию.
На этой основе выделяются след. разновидности Р.у.
I. Жестко детерминированные, на содержании к-рых индивидуальные осо-
РЕШЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
бениости рук. не сказываются совершенно или весьма незначительно. В этом случае личность субъекта решения как бы «не втягивается» в процесс его принятия, поскольку содержание решения предопределено организационными условиями (законом, инструкцией, распоряжением вышестоящей opr-ции и т.д.). Такие решения могут быть двоякого рода: а) стандартные, ругиппые (о выдаче очередной заработной платы, об увольнении работника после подачи им заявления, о выплате пособии по профзаболеваниям и др.); б) производные, вторичные, т.е. принятые во исполнение, в развитие др. решений и неизбежно вытекающие из них (ранее принятых, «спущенных» извне и проч.).
2. Инициативные, т.е. не жестко детерминированные, содержание к-рых предполагает индивидуальный вклад субъекта решения. Диапазон колебаний при этом может быть значительным, что для opr-ции имеет важные последствия. Здесь также можно выделить две разновидности: а) решения ситуационные, имеющие преимущественно эпизодический или локальный характер (поощрения, наказания, отд. назначения и др.); б) реорганизационные, т.е. направленные на изменение к.-л. элемента орг-ции (перераспределение ресурсов, разработка новых задач, изменение адм. структуры, капитальный ремонт и т.д.). Такие решения в к.-то мере также детерминированы внешними условиями, предопределены, лимитированы организационными условиями, напр. требованиями технологии, экономикой и т.д.
Для иссл-я управления именно последняя гр. Р.у. представляет осн. интерес, т.к. эти решения включают организационное проектирование И наиб, связаны с личным вкладом рук. Их удельный вес в обшем объеме Р.у. сравнительно невелик. По данным нек-рых наблюдений, число изданных по ним приказов колеблется от 5 ДО 30% от общего числа приказов. Замечено, что на их численности сказывается отраслевая специфика (в машиностроении их больше, чем в химической промышленности), стиль
руководства, стаоильность opr-ции. ритмичность производства и др. условия.
С соииол. т.з., существенное основание для типологии решений — это их ориентация на поддержание или_развитие, изменение организационного порядка. Весьма значительным явл. также распределение решений по объему охватываемого ими организационного пространства (один чел., бригада, участок, отдел, цех, все предприятие); по времени действия (разовые, долгосрочные, постоянно действующие), что указывает на степень временного контроля, на планирующую способность управления. Необходимо иметь в виду и то, что одни решения требуют более или менее длительного периода осуществления и опрел, усилий для этою: осуществление др. явл. прямым следствием самого акта их изд. (напр., объявить благодарность, назначить на должность и т.п.). В кач-ве критерия дифференциации решении можно принять фактор участия разных категорий работников в его принятии. В этом смысле выделяются два крайних «полюса»: решения единоличные и решения групповые, между к-рыми существует континуум сочетаний того и др. (с учетом мнений специалистов, исполнителей, предоставления информации и права решения отд. подчиненным и т.д.).
Анализ Р.у. чрезвычайно информативен с т.з. иссл-я механизмов и эффективности управления предприятием. Такой анализ дает представление о распределении управленческих усилий по разным влугриорганизаниоиным ВОПр . способах их разрешения, стиле руководства коллективом и т.п. В Р.у. фокусируются осн. цели, интересы, противоречия, характерные для жизнедеятельности орг-иии. соц. отношений внутри нее. Из методов иссл-я здесь предпочтительны анализ док-тов (текстов приказов, распоряжений, планов оргтехмероприятий. протоколов заседаний), фиксирование наблюдение (фотография рабочего дня рук., совещаний), экспертные оценки (определение эффективности решений, путей повышения их кач-ва), интервью
РИСК
(выяснение особенностей поведения рук. в ситуации принятия решений).
Лит.: Наумова П.Ф. Социол. и пси-хол. аспекты целенаправленного поведения. М., 1988; Пригожий А.И. Совр. соц-я орг-ций. М., 1995; Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. М., 1999; Пригожим А.И. Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М-, 2007.
A.M. Пригожим
РИСК— в широком плане опред. как ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода. Используется во взаимосвязи со смежными понятиями: «опасность», «угроза», «вызов*, «ущерб», «выигрыш». В соц-и Р. — категория, отражающая, во-первых, характеристику условий жизнедеятельности соц. субъектов в состоянии перехода от ситуации неопределенности к ситуации определенности (или наоборот) и, во-вторых, саму деятельность в данных условиях, когда появляется обоснованная возможность выбора при оценке вероятности достижения предполагаемого рез-та, неудачи или отклонения от цели, с учетом действующих морально-этических норм. В доин-дустриальном об-ве Р. ассоциировался преимущественно с незащищенностью чел. перед объективно возникающими угрозами, предотвратить к-рые ему было не под силу (природная стихия, эпидемии и т.д.). В индустриальных и постиндустриальных об-вах Р. рассматривается как явление, продуцируемое деятельностью людей, поэтому они ответственны за его возникновение и контроль над его масштабами.
В совр. соц-и Р. рассматривается как общенаучное понятие и объект междисциплинарных иссл-й (А.ТТ. Альгин, Н. Луман). Все многообразие Р., связанного с издержками технол. и производственного процесса, а также с субъективными компонентами чел. фактора, объединяется общим понятием «техн. Р.» (В.И. Вернадский и др.). Разрушительное влияние совр. технологий и производства на среду обитания чел. со-
ставляет суть экол. Р. (Б. Дюландер, Н.Н. Моисеев и др.). Ненадежность традиционных основ познания; изменчивость самого знания, ангажированность науки, замалчивающей возможные отрицательные последствия того или иного решения, с одной стороны, а также коммерциализация информации, распространение визуальной культуры, использование соц. информации в мани-пулятивных целях — с др. стороны, отражают информационный Р. (Д. Белл, Э. Тоффлер и др.).
Процессы глобализации, когда любое событие местного значения способно повлиять на весь остальной мир и наоборот, приводят к глобализации и самого Р. Он признается неотъемлемой ч. жизнедеятельности всего совр. мир. со-об-ва (У. Бек, Э. Гидденс) (см. Общество риска). По отношению к индивидам и гр. Р. одновременно проявляется в объективной и субъективной формах. Объективный Р. выступает ч. соц. реальности, среды обитания индивидов и гр., формирующейся вне их деятельностного участия и характеризует соц. условия жизнедеятельности (постоянные экол. катастрофы, экон. и полит, кризисы, террористические акты, ошибки соц. управления и др.). Субъективный Р. отражает особенности восприятия Р., а также собственный активный выбор в пользу рискованной деятельности, к-рая в свою очередь явл. фактором реализации жизненных стратегий людей, их адаптации в динамично меняющемся мире (новации, профессиональный рост, бизнес и др.).
Концептуализация природы Р. осуществляется в рамках трех осн. подходов. Технико-научный подход постулирует объективную природу Р., вследствие к-рой специфический набор разных Р. присутствует в любой ситуации, о чем люди не всегда догадываются. Социально-конструктивистский подход исходит из социоструктурной природы Р. как следствия экон., полит., правовых и иных дисфункций, формирующих среду Р., впоследствии отчуждающуюся и становящуюся над людьми объективную реальность. Социокулът. направление
РИТУАЛ
рассматривает Р. как следствие субъективного выбора индивидов и гр,, предопределяемое ценностно-нормативными императивами (нравственными, гуманистическими), а также соц.-психол. особенностями людей, диктующими выбор ими рискованного или, наоборот, нейтрального поведения (Н. Л. Смакотина, М. Дуглас, А. Вилдавски, К. Дрэйк и др.). В индивидуально-личностном плане Р. явл. элементом диспозиционной структуры, в к-рой выполняет функцию меры между крайними состояниями соц. субъекта — опасностью и безопасностью. При этом повышение или понижение уровня Р. направляет индивидуальное поведение на достижение стабильности или изменения.
В наст, время теорети ко -прикладные иссл-я Р. осуществляются в широком контексте анализа наиб, экстремальных состояний об-в, во взаимосвязи со степенью соц. стабильности/нестабильности (А.А. Бекарев, В. В. Покосов, О.Н. Яницкий). В нестабильном об-ве уровень Р. повышается в силу неопределенности целей обществ, развития, нестабильности и непредсказуемости соц.-экон., соц.-полит, и соц.-правовой сфер, наличия неразрешенных соц. конфликтов между соц. гр. и об-вом в целом. Перспективы локализации Р. связаны с поиском оптимальной модели разрешения конфликтов, одной из к-рых явл. интеграционная модель. В ее основе лежит создание оптимальных условий интеграции индивидов/гр. в об-во посредством их самореализации. Противоположная ей модель соц. исключения ведет к дальнейшей эскалации Р, (В, И. Чу-пров, Ю.А. Зубок).
В соц-и молодежи Р. рассматривается как одно из сущностных свойств молодежи и источник ее соц. развития. Как сущностное свойство молодежи Р. обусловлен: 1) переходным состоянием молодости как фазы жизненного пути, что связано с активным выбором молодежью собственной соц. позиции и образцов идентичности; 2) изменением процесса передачи соц. опыта между поколениями и реализацией инновационной
функции молодежью; 3) кардинальными изменениями механизма соц. взросления молодежи, обусловленными--ростом продолжительности ее соц. и экон. мар-гинальности в совр. неустойчивом об-ве. Как источник соц. развития Р. выступает в форме противоречия, к-рое обусловлено его неоднозначными последствиями (выигрыш/проигрыш; развитие/деградация). В ходе эмпирических иссл-й установлено неодинаковое влияние разных сторон Р. на процесс сои. развития молодого поколения. Мотивированный выбор в пользу Р. (субъективная составляющая) активизирует инновационный, творческий потенциал молодежи и в целом положительно влияет на процесс ее развития. В свою очередь, объективная составляющая (неопределенные и непредсказуемые условия жизнедеятельности) затрудняет достижение молодыми людьми соц. зрелости и самостоятельности, пролонгирует их зависимость от родителей, соц. служб, гос-ва и детерминирует преимущественно отрицательную направленность развития.
Лит.: Альгин А. Риск и его роль в обществ, жизни. М., 1989; Смакотина Н.Л. Основы соц-и нестабильности и риска. М., 1999; Чупров ВЖ, Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в об-ве риска. М.. 2001; Зубков В.И. Соииол. теория риска. М., 2003; Зубок Ю.А. Проблема риска в соц-и молодежи. М., 2003; Яницкий О.Н. Соц-я риска. М-, 2003; Кравченко С.Α.. Красиков С.А. Соц-я риска: полипара-дигмальный подход: Учеб. пособие. М~ 2004; Зубок Ю.А. Феномен риска в соц-н: Опыт иссл-я молодежи. М., 2007: Douglas Μ., Wildavsky A. Risk and Culture. An Essay on the Selection of Technological and Environmental Dangers. Berkley, 1982: Luhman N. Risk: A Sociological Theory. N.Y., 1993. См. также: Общество риска.
ЮЛ. Зубок
РИТУАЛ — различение этих терминоЕ (англ. — rite, ritual; франц. — rite) первоначально было связано со спецификой перевода с др. яз. В зап. лит. они совпадают. В отечественной — одни авторы используют их как синонимы, др. считг-
РОЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕОРИИ
ют их разными. Понятие «обряд» у нас преимущественно ассоциируется с религ. обрядом и культом, а понятие «ритуал» — с обрядом нерелигиозным, церемонией и строгим обычаем. Думается, целесообразно различать эти термины. В наст, время термин «ритуал» оказывается шире понятия «обряд», и мы никогда не назовем обрядом, хотя бы даже и светским то, что вполне можно назвать ритуалом (к примеру, наш постоянный вопр.: «Как дела?», на к-рый мы вовсе не хотим получить ответ).
В самом общем виде Р. — это строго регламентированная, стандартизированная последовательность символических действий, имеющих религ. и/или соц. смысл для большинства представителей данной общности. В Р. реализуется взаимосвязь чел. с объектом его поклонения. Однако характер этой взаимосвязи может быть весьма разл. Согласно Дж. Фрэзеру наиб, древней формой ритуальной практики была магия.
Магический Р. — это своего рода техника манипуляции потусторонними сверхъестественными силами в целях достижения практического рез-та (удачной охоты, хорошего урожая, причинения ущерба и нанесения порчи врагу и т.д.). Наиб, важными в древности были Р. (обряды) посвящения или инициации (переход чел. из одной возрастной или соц. гр. в др.), а также многочисленные Р., сопровождавшие чел. на протяжении всей его жизни (рождение, труд, болезнь, смерть).
Религ. Р. — совокупность действий (а также их орг-ция) в религ. общине, связанных с поклонением божествам, а затем и Богу, прошение, умилостивление их. Это основа религ. культа.
Р. светский (соц.) — совокупность символических действий, к-рые регулярно совершаются в опред. последовательности и выражают связь субъекта с системой соц. значимых отношений и ценностей; стандартизированный образец соц. взаимодействия (см. Обряд).
Лит.: Гуревич А,Я, Категории средневековой культуры. М., 1984; Социол. словарь Аберкромби Н. Казань, 1992;
Касьянова К. Обряды в нашей культуре // О русском нац. характере. М., 1994; Косарев А. Философия мифа. М., 2000.
Е.Д. Рутчевич
РОЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕОРИИ-
совокупность концепций и подходов, объясняющих взаимоотношения личности и об-ва. Понятие «соц. роль» широко используется в разл. соц. науках, в части., в теории социализации (Т. Пар-сонс, 3. Фрейд и др.), в соц. психологии (Т. Шибутани, Э. Зандер), в теории малых гр. (У, Томас, Ч. Кули, Р. Знанец-кий), соц. антропологии (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, С. Нейдл), в теориях среднего уровня (Р. Мертон), в социометрии (Дж. Морено), в психиатрии.