Конструирование реальности социальное
логии. М,, 1997; Рубан Л.С. Развитие конфликта — консенсуса в полиэтнич-ных регионах. М., 1998; Полит, соц-я / Под ред. В.Н. Иванова, Г.Ю. Семигина. М., 2000; Козырева П.М. Толерантность и динамика соц. самочувствия в совр. российском об-ве. М, 2002; Локосов В.В. Трансформация российского об-ва: Со-циол. аспекты. М., 2002.
В.Н. Иванов
КОНСОЛИДАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ
(лат. consolidatio, concolidare — укреплять) — объединение (сплочение) лиц одной национальности в целях активизации борьбы за общие интересы.
К.н. происходит, как правило, на основе поддержки к.-то целей, идей и ценностей или осознания реальных (потенциальных) угроз.
Первостепенную роль в К.н. играет нац. элита как наиб, последовательная и активная ч. нац. общности, выражающая нац. окрашенные идеалы и послед, отстаивающая духовные и иные традиции своей нац. гр.
К.н. в совр. условиях для русского народа означает, в первую очередь, осознание важности и актуальности его воссоединения в единый народ. Беловежские соглашения искусственно расчленили Россию и разъединили русский народ. В создавшейся ситуации взаимного отчуждения и самостойкости к К.н. русских возникло множество преград, в т.ч. кризис идентичности. Его преодоление будет означать подъем нац. самосознания и сплочение русского народа в борьбе за возрождение России, ее величия и могущества.
К.н. нередко связана с формированием образа врага. Однако этот фактор консолидации не носит постоянного характера. Его изменчивость соц. обусловлена. К.н. в полиэтническом об-ве отнюдь не всегда связана с противопоставлением одной нац. общности др. В стабильном, развивающемся об-ве преобладают отношения солидарности,, взаимной поддержки и обществ, согласия.
К.н. в масштабах одной нац. общности дополняется консолидацией в мас-
штабе всего об-ва на основе общей объединительной идеи и общенац. интересов и ценностей. Такого рода единство и сплоченность создают необходимые предпосылки для нейтрализации любых проявлений периферийного национализма и нац. сепаратизма.
К.н. в развитом гражданском об-ве, способствуя сохранению нац. идентичности и культуры нац. гр., одновременно явл. важным условием общенац. интеграции и сплочения.
Лит.: Заринов И.Ю. Путь длиннее в. М., 1998; Поляков Т.М. Менталитет полиэтнического об-ва. М., 1998; Соц. и культ, дистанция: Опыт многонац. России. М., 1998; Филиппов В.Р., Филиппова Е.И. Закон и этничность. М., 1998; Этнос и религия. М., 1998; Epoxw A.M. Этнополитические аспекты трансформации российского об-ва. М., 2003; Иванов В.Н., Сергеев В.К. Москва. Культура — это мы. М., 2003; Иванов В.Н. Соц-я федерализма. М., 2004.
В.Н. Иванов
КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЕ— теор. представление о процессах и механизмах порождения в об-ве оценок и знаний об окружающей действительности. Данное представление рождалось в 60—70-е гг. 20 в. в зап. соц-и в рамках феноменологической социологии знания (К. Вольф, И. Горовиц, П. Бергер, Т. Лукман, Д. Блур и др.). В целом феноменологическая версия соц-и знания, тяготея к обобщенному анализу проблем соц. познания, аккумулирует целый ряд идей и выводов, выработанных в рамках иных, помимо соц-и, соц. и гуманитарных дисциплин (психологии, философии, культурологии), а также разных теорий, междисциплинарных направлений: символического инте-ракционизма, теории информации, соц-и массовых коммуникаций, соц-и искусства, соц-и культуры, феноменологической философии, представлений о культуре повседневности и др.
Сосредотачиваясь на социально-институциональных, психол., коммуникативных и социокульт. механизмах по-
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
рождения представлений о реальности, исследователи данного направления углубляют идеи понимающей соц-и, последовательно критикуя объективистские подходы к анализу представлений (марксистского, позитивистско-техно-кратического). При этом они не ставят и не рассматривают проблему качественного различия между соц, реальностью как объективным феноменом и соц. реальностью как феноменом обществ, и индивидуального сознания. Соц. реальность предстает в их иссл-и как феномен жизненного мира людей, как итог включенности каждого чел. в межгрупповые и индивидуальные коммуникации. С позиций данных исследователей, обществ, процессы конструирования смыслового универсума покоятся на способности людей к трансцендирова-нию, т.е. к выходу за пределы своего биол. опыта. Напр., ярким проявлением трансцендировангог выступают религиозность, сакрализация мира, т.е. кач-ва, приобретающие огромное значение в соц. конструировании реальности.
В целом процесс К.р.с, вырастает из опыта соц, взаимодействия людей. Ч. знаний, получаемых в ходе этого опыта, экстернализируется и становится интерсубъективной, т.е. всеобщей. Тем самым в обществ, практике знания объективируются, освящаются традицией, укореняются путем распространения опред. набора соц. ролей, а также получают институциональное закрепление через механизмы правовой легитимации. Все это создает в об-ве прочную систему символического универсума. Др. ч. знаний о соц. реальности остается достоянием личного опыта чел. В этой связи авторы рассматривают процессы первичной и вторичной социализации, формирования во внутреннем мире индивидуума феномена субъективной реальности, восприятия чел. своего ближайшего соц. окружения, поддержания чувства собственной социокульт. идентичности.
Наиб, детально и убедительно феноменологические представления о формировании обществ, знаний, оценок изложены в совместном труде амер. и нем.
исследователей Бергера и Лукмангэ «Соц. конструирование реальности: Трактат по соц-и знания» (1966). Здесь соц. реальность рассматривается как сконструированная, т.е. сформированная в ходе коммуникационных взаимодействий, во-первых, разными поколениями людей данного сооб-ва (что находит отображение в соц. ин-тах, традициях), во-вторых, субъектами массового и группового опыта в процессе их соц. взаимодействия на опред. этапе обществ, развития, в-третьих, конкр. индивидуумами, к-рые наряду с соц. значимым знанием сохраняют в рамках своего жизненного опыта личностное знание.
В иссл-ях нашего времени рассмотрение процесса К.р.с. как опред. рез-та ис-тор. эволюции и интерактивных взаимодействий разных людей и мн. поколений вышло за рамки соц-и знания, получая дальнейшую конкретизацию в разных предметных и междисциплинарных иссл-ях. Данный подход особенно плодотворно развивается на базе синергети-ческого видения механизмов самоорганизации об-ва и культуры, в изучении компьютерной культуры, в анализе соотношения индивидуального и массового сознания, а также соц. и виртуальной реальности и др.
Лит.: Бергер П., Лукман Т. Соц. конструирование реальности. М., 1995; Соб-кин B.C. Подросток: виртуальная и соц. реальность. М-, 2001; Астафьева О.Н. Синергетический подход к иссл-ю со-циокульт. процессов: возможности и пределы. М., 2002; Канарский ЛИ. Успех как механизм конституирования соц. реальности. Владивосток, 2002; Синергетика человекомерной реальности. М,, 2002; Леонтьев ДА. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.
Г.А. Аванесова
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (от англ. content — содержание) — исследовательская техника анализа содержания текстов для получения информации о состояниях и свойствах соц. реальности (в части., источника текста сообщения).
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
Правила и процедуры К.-а. были впервые описаны Г.Д. Лассвеллом и его сотрудниками. В социол. иссл-ях К.-а. используется для анализа содержания текстов разл. характера: материалов средств массовой коммуникации, писем нас, служебных док-тов, текстов неформализованного интервью и др.
Существуют два вида К.-а. (в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественный и количественный. Не количественный К.-а. основан на не частотной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания, количественные измерения не используются). Такой подход позволяет выявить латентные модели содержания. Задача же количественного К.-а. — получить количественную структуру содержания текста. Обе модели К.-а. объединяет то, что они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедуры иссл-я.
Ядром К.-а. явл. логическая модель предмета анализа, в к-рой выделяются три элемента: категориальная модель предмета анализа, система единиц анализа, единицы измерения.
Категориальная модель предмета анализа включает параметры и категории анализа, отражающие релевантные целям иссл-я признаки объекта иссл-я и их аспекты. При этом признаку объекта соответствует отражающее его понятие — параметр иссл-я, а значению признака — категория анализа. Категориальная модель иссл-я обычно задается в виде кода — перечня параметров и категорий анализа. В инструкции по кодированию содержится словесное описание параметров и категорий анализа, представляющее собой «поисковый образ» элементов категориальной модели.
Признак и значение признака объекта иссл-я могут проявляться с опред. интенсивностью в единицах анализа, напр., понятии (термине, имени, знаке), теме, характере героя сообщения, ситуации, действии и др.
Поскольку всеобщими признаками любого текста явл. протяженность и дискретность, то в К.-а. используются
два типа количественных мер (единиц измерения) — единицы протяженности (напр., объем текста в опред. единицах) и единицы частоты — присутствие элементов содержания текста.
Совместное использование категорий и единиц анализа непосредственно обеспечивает в К.-а, процесс измерения. Смысл кодировочной процедуры состоит в идентификации «поисковых образов» категорий анализа с элементами содержания текста. При этом идентификация происходит в рамках соотв. единицы анализа. После идентификации проводится количественная ч, измерения (фиксируется протяженность элемента содержания или частота его присутствия).
Процедура иссл-я, осн. на технике К.-а., состоит из 18 стандартных операций (от разработки программ иссл-я до первичного анализа полученных данных) и включает специальные приемы, связанные с обеспечением надежности проведения отд. операций.
В наст, время существуют мощные компьютерные программы, во мн. автоматизирующие процедуру К.-а.
Развитие техники К.-а. носит междисциплинарный характер (используются разработки теор. лингвистики, структурной антропологии, аналитической философии и ряда др. дисциплин).
Сегодня в гуманитарных науках плодотворно разрабатываются разл. варианты неколичественной модели К.-а., ориентированные не только на изучение глубин содержания текстов, но и на анализ разл. уровней сознания чел.
Лит.: Пропп В.Я. Мифология сказки. М., 1969; Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. Лингвистика текста. М., 1978; Массовая информация в советском промышленном г. М., 1980; Арапов М.В, Квантитативная лингвистика. М., 1988; Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 24. Компьютерная лингвистика. М.. 1989; Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. М., 1996; Фрей-денбург О. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997; Арутюнова Н.Д. Яз. и мир чел. М., 1998; Вежбицкая А. Семантические универсалии и описания языков. М., 1999;
КОНТРКУЛЬТУРА
Квадратура смысла: Франц. школа анализа дискурса. М., 1999; Berelson B.R. Content Analysis in Communication Research. Glencoe, 1952; Lasswell H.D., Leites N. et al. Language of Politics: Studies in Quantitative Semantics. Cambridge, 1965; Holsti O. Content Analysis for Social Sciences and Humanities. Addison, 1969.
Е.Я. Таршис
КОНТРКУЛЬТУРА- 1)понятие, используемое в совр. соц-и для обозначения соц.-культ. установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в зап. культуре; 2) молодежная субкультура, в к-рой наиб, резко выражается неприятие молодым поколением совр. зап. культуры («культуры отцов»), освящаемого ею образа жизни и формируемого ею типа личности; ее элементами явл.: «наркотическая культура»; «восточная .мистика» и оккультизм; сексуально-революционная» «мистика тела». Термин «К.» принадлежит амер. социологу Т, Роззаку, к-рый, подобно Ч. Рейчу, попытался представить в виде нек-рого мировоззренческого целого разнообразные идейные тенденции 60-х гг. 20 в. («новая левая» соц-я Р. Миллса и фрейдо-марксизм Г. Мар-кузе; «гештальт-терапевтический анархизм» П. Гудмена и «апокалипсический мистицизм» Н. Брауна; «дзен-буддистская психотерапия» А. Уотса и «оккультный нарциссизм» Т. Лири), объединенные гипертрофированным неприятием зап. культуры.
Идеологи К. видят ее истоки в мистических тенденциях Запада и Востока, оккультизме, романтической традиции в искусстве, художественном авангарде и модернизме 20 в., психоанализе 3. Фрейда, в романах Г. Гессе, Ф, Кафки и С. Беккета с их идеей «тотального разрушения» зап. рациональности.
В социокульт. области для сторонников К. характерно отрицание индивидуально-личностного принципа зап. культуры, имеющее следствием культивирование безличного, коллективно-анонимного начала, на основе к-рого осуществляется последовательная деиндивидуализация и
обезличивание чел.; неприятие принципа самотождественности чел. «Я»; отказ от традиционно-христианского ригоризма в области брачно-семейных отношений и интимизации эротической сферы; отрицание протестантской этики индивидуального труда и личной ответственности, возведение в культ бесцельного времяпрепровождения. Оформившаяся на излете антикапиталистического движения 1960-х гг. и впитавшая в себя все связанные с ним тенденции «метафизически-гедонистического» отрицания «кап. цивилизации» и «буржуазного разума», К. оказалась в конечном счете «моделью» идеологии и поведения тех соц. слоев, и прежде всего молодежи индустриально развитых стран, к-рые оказались отчужденными от об-ва.
Лит.: Давыдов Ю.Н. Соц-я контркультуры (Инфантилизм как тип миросозерцания и соц. болезнь). М.} 1980; Roszak Th. The Making of Counterculture: Reflections on I he Technocratic Society and Its Youthful Opposition. N.Y., 1969; Reich Ch. The Greening of America. N.Y., 1970.
ЮН. Давыдов
КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ- способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в т.ч. правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы К.с. заключается в воспроизводстве господствующего типа обществ, отношений, соц. (групповых, кл,, гос.) структур.
Направленность и содержание К.с. зависят от истор. обусловленных соц.-экон., полит., идеол., мор. и иных социокульт. характеристик данной соц. системы.
К.с. — элемент более обшей системы регулирующих воздействий на поведение индивидов со стороны об-ва. Отличительными чертами этой формы воздействия явл. упорядоченность, формализо-ванность, категоричность требовании, предъявляемых индивиду, их нормативность, обеспеченность санкциями (как
КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ
формальными, так и неформальными). Система К.с. использует нормы социальные, к-рые находят отражение в идеологии, философско-этических воззрениях, художественном творчестве.
Проблема К.с. выступила в работах нек-рых зап. социологов в связи с задачей контроля над агрессивным поведением. Такого рода контроль рассматривается как ч. общего процесса социализации индивида. Проблема агрессивного поведения была, в свою очередь, включена в более широкую проблему поведения девиантного (отклоняющегося), что связано с попытками вскрыть социо-культ. динамику его возникновения. По существу, проблема К.с. изучается (в связи с иссл-ем установок, с выделением контролирующей роли неформальных гр.) в работах по психологии толпы, при разработке методов контроля над стихийным групповым поведением и т.д. Во всех подобных иссл-ях индивидууму отводится роль объекта К.с, а соц. структурным образованиям — роль контролирующей и принуждающей силы. Такое представление о механизме К.с. страдает односторонностью. Действительно, в процессе К.с. сталкиваются между собой индивид и об-во, однако их взаимодействие носит более сложный характер, чем простая «подгонка» индивидуальных кач-в под соц. стандарт.
Соц. (групповое) действие, выступая в системе К.с. в виде реакции на индивидуальное поведение, выполняет функцию соц. стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер послед, индивидуальных действий, в силу чего они становятся реакцией на соц. действия. Индивидуумы (индивидуальное действие) и соц. гр. (соц. действие) — таковы исходные элементы системы К.с. К ним относятся также те промежуточные переменные соц.-пси-хол. характера, к-рые, будучи структурными элементами субъектов (индивида и соц. образования), непосредственно влияют на характер и направленность их действий. К их числу относятся: 1) самосознание и самооценка субъекта (как индивида, так и соц. гр.); 2) восприятие
и оценка субъектом соц. ситуации (соц. перцепция), присущие как индивиду, так и соц. гр.
Формирование самооценки и специфика восприятия соц. ситуации зависят от характера тех критериев соц. оценок, к-рые на уровне индивида образуют «индивидуальную шкалу оценок», а на уровне соц. гр. — «обществ, шкалу оценок». Преломляясь через призму этих шкал, соц. воздействия вызывают к жизни соотв. индивидуальные и соц. действия.
Восемь компонентов образуют систему К.с. (в нормативном и психол. аспектах). Прежде всего это индивидуальные действия (1), проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с соц. средой, акты познавательного и приспособительного характера. Реакция соц. среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей (в мор., праве, идеологии и т.д.) соц. шкалы оценок (2), производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений соц. гр., кл., об-ва в целом. Рез-том функционирования соц. шкалы оценок явл. категоризация (3) индивидуального акта, отнесение его к опред. категории действий (соц. одобряемой или порицаемой). Категоризация индивидуального действия зависит от характера обществ, самосознания (4), в т.ч. обществ, самооценки и оценки соц. гр. ситуаций, в рамках к-рых она действует (соц. перцепция). От состояния обществ, самосознания непосредственно зависят характер и содержание соц. действий (5), выполняющих функцию позитивных или негативных соц. санкций. Реакция индивида на соц. действие зависит от индивидуальной шкалы оценок (6), производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида. Рез-том функционирования индивидуальной шкалы оценок явл. самокатегоризация (7) индивида (принятие роли, отождествление с опред. категорией лиц). Самокатегоризация индивида зависит от характера индивидуального самосознания (8), в т.ч. от самооценки и оценки ситуации, в
КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ
рамках к-рой действует индивид (индивидуальная перцепция). От характера индивидуального самосознания непосредственно зависит послед, индивидуальное действие, являющееся реакцией на соц. действие.
К.с. может либо усиливать возникающие в об-ве отклонения, либо смягчать их, вводить в норму. Система усиления соц. отклонений возникает в случае, когда отклонениям пограничного, маргинального характера противопоставляется догматическая или экстремистская мера соц. реагирования (макс, отрицательная оценка, применение насилия «с запасом»). Такого рода меры усиливают мар-гинальность соц. отклонений, активизируют собственные догматические, экстремистские элементы, что ведет к росту соц. возмущений, дестабилизации системы К.с. Система выравнивания соц. отклонений возникает в случае, когда на имеющиеся отклонения появляется реакция терпимости: поддерживается тенденция избежать крайних оценок, идет поиск компромисса и минимизации насилия. Такое реагирование помогает стабилизировать ситуацию, ведет к сохранению равновесия в системе К.с. Выравнивание или усиление соц. отклонений — важные функции системы К.с.
Лит.: Гелнер Э. Условия свободы. М., 1955; Яковлев A.M. Теория криминологии и соц. практика. М., 1985; Кел-яе В.Ж. Наука как компонент соц. системы, М., 1988; Яковлев A.M. Соц-я экон. преступности. М., 1988; Кистяковский БЛ В защиту права // Вехи: Сб. ст. о русской интеллигенции. М., 1990. С. 101— 131; Соловьев Э.Ю. Личность и право // Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М., 1991. С. 403—431; Соц. контроль над девиант-ностью в совр. России. СПб., 1998.
A.M. Яковлев
КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ- форма отношений между субъектами соц. взаимодействия, детерминированная противоположностью их интересов. Последние в свою очередь обусловлены опред. системой ценностей, идеалов и потреб-
ностей, имманентных (разделяемых) соц. гр. Чаще всего конфликты возникают в процессе конкуренции за доступ к власти или ресурсам. Конфликт может быть институализированным, т.е. регулируемым на основе общепринятых правил и процедур, или неинституализиро-ванным, т.е. не регулируемым, возникающим спонтанно. Роль конфликта в об-ве неоднозначна. Будучи урегулирован, он может способствовать успешному решению назревших проблем. В случае если конфликт носит затяжной характер и способы его урегулирования оказываются неэффективными, его последствия для об-ва могут носить разрушительный характер.
Любой К.с. так или иначе влияет на многие обществ, процессы и особенно на массовое сознание. Он не оставляет равнодушными даже пассивных наблюдателей, ибо воспринимается чаще всего если не как угроза, то, во всяком случае, как предупреждение, как сигнал возможной опасности. К.с. вызывает сочувствие одних и порицание др. даже тогда, когда не задевает непосредственно интересы не втянутых в него гр. В об-ве, где конфликты не скрываются, не затушевываются, они воспринимаются как нечто вполне естеств, (если, конечно, конфликт не угрожает существованию самой системы, не подрывает ее основ). Но даже и в этом случае сам факт К.с. выступает как своеобразное свидетельство соц. неблагополучия в тех или иных масштабах, на том или ином уровне обществ, орг-ции. Стало быть, он выступает и как опред. стимул для внесения изменений в осуществляемую политику, законодательство, управленческие решения и т.д.
Поскольку субъектами К.с. явл., как правило, гр., составляющие соц. структуру об-ва (соц.-кл., профессиональные, демогр., нац., терр. общности), то под его воздействием возникает необходимость внести соотв. коррективы в трудовые, соц.-экон., межнац. и т.п. отношения, объективно сложившиеся на том или ином отрезке времени. Проводимая в бывшем Союзе ССР политика дости-
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
жения соц. однородности не учитывала в должной мере различий в статусе соц. гр., в их реальном влиянии на власть, участия в осуществлении властных полномочий. Осталась за пределами науч. анализа и реально существовавшая дифференциация доходов (борьба с т.н. нетрудовыми доходами не давала должного эффекта). В гг. т.н. перестройки и по-слеперестроечный период, когда соц. расслоение об-ва стало прогрессировать, а соц. недовольство отд. гр. (шахтеры, учителя, врачи, ученые и т.д.) скрыть уже было попросту невозможно, органы власти вынуждены были открыто реагировать на них.
Разумеется, нынешняя соц. структура российского об-ва еще полностью не сложилась. Появившиеся в последнее время новые соц. гр. еще только самоопределяются, осознают свои интересы и начинают вести за них борьбу как экон., так и полит, средствами. Их участие в тех или иных конфликтах или готовность принять участие в той или иной форме вызывает пристальный интерес. Происходящие в об-ве перемены, задевая так или иначе интересы всех соц. гр., создают почву для конфликтов.
В этой ситуации остро встает вопр. о необходимости взаимного приспособления «новых» и «старых» соц. гр., их адаптации к новым условиям, разработка такой «соц. технологии», к-рая помогала бы этим процессам, предупреждала 5ы острые соц. столкновения, а тем более применение насилия в процессе регулирования соц. поведения и соц. деятельности взаимодействующих субъектов. Наличие в об-ве необходимых для его самоорганизации и функционирования полит, и иных ин-тов, создание в случае необходимости новых, способных содействовать назревшим переменам и оптимизации группового взаимодействия, становится особенно очевидным именно в рез-те конфликтов.
Накопление и своевременный анализ информации о разл. проявлениях соц. недовольства, растущих притязаниях и ^лудшении соц. самочувствия разных гр. нас. создает необходимые предпосылки
для принятия назревших решений, позволяющих предотвратить опасные для об-ва конфликты.
Лит.: Пугачев В.П., Соловьев Л.И. Введение в политологию. М., 1995; Бабо-сов Е.М. Конфликтология: Лекции. М, 1997; Полит, энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М-, 1999; Кукушин B.C., Столяренко И.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/Д, 2000; Чигулин Η.Λ. Терроризм как форма соц. конфликтов. М., 2004; Соц-я. Основы общей теории / Отв, ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвжев. 2-е изд. М., 2008.
В.Н. Иванов
КОНФЛИКТОЛОГИЯ- область междисциплинарных иссл-й конфликтов социальных. В истории соц. мысли становление такого рода иссл-й связано в широком плане с идеями Г, Гегеля, К. Маркса, Г. Спенсера, М. Вебера, Г. Зиммеля. В систематическом виде совр. К. стала развиваться в 1950-е гг, в связи с кризисом функционализма структурного, к-рый составлял одну из идейных опор соц. познания того времени и делал упор на «общих ценностях», «равновесии» и «устойчивости» соц. системы. С этих позиций конфликты представлялись выражением «отклоняющегося поведения», «дисфункциями», ведущими к дезорганизации и дезинтеграции об-ва, и потому признавались имеющими негативное значение и нежелательными.
Развитие событий в послевоенные гг. показало, что подобный подход неадекватно выражает положение вещей. Его критиками стали ведущие зап. конфликтологи: Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боул-динг, Й. Галтунг, Л. Крисберг и др. Они заложили основы совр. К. показали значение конфликтов как стимуляторов прогресса, факторов совершенствования соц. структур, обществ, отношений и ин-тов как естеств., всеобщих и неустранимых форм обществ, жизни и деятельности, способных при опред. условиях выполнить роль позитивного средства интеграции и стабилизации соц. гр., ин-тов и соц. системы в целом. Благодаря их усилиям была разработана и всесторонне
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
обоснована конфликтологическая парадигма как общий метод соц. познания, к-рая превратилась ныне и одну из господствующих парадигм «социал. теоретизирования* (Дж. Тернер) и практического регулирования обществ, действии.
Совр. конфликтологическая парадигма безусловное предпочтение отдала проблемам контроля и разрешения конкр. конфликтных ситуаций, постоянно возникающих в жизни открытого, демократически организованного об-ва. Поэтому осн. задачами анализа стали выявление факторов и детерминант, вызывающих эти ситуации, и разработка рейдирующих их «соц. технологий». При этом большое, если не осн., внимание в их реализации отводится осмыслению и учету роли сознания, психологии, состояния духовного мира участников конфликта в его возникновении и протекании. Вес это призвано перевести конфликтологические иссл-я с абстрактного общесоц. на более конкр. «средний» уровень и ориентировать их на изучение реального поведения конфликтующих субъектов и его мотивов.
В соотв. с этой общей задачей аналитические усилия совр. конфликтологов направлены прежде всего па то. чтобы уяснить природу и сущность разнообразных соц. конфликтов, их функции и механизмы действия, условия возникновения и способы предупреждения; выявить и практически использовать закономерности развития и осп. факторы, влияющие па их эскалацию и деэскалацию; определить возможности предсказания и пути урегулирования; предложить «сои. технологии» их разрешения, адекватные их внутренней природе, особенностям развертывания в наличной обществ, среде и специфике личностного и группового поведения конфликтующих. Это предполагает осмысление того, чем вызываются и пол действием каких детерминант возникают конфликтные ситуации в разя, сферах обществ, жизни и деятельности.
Весь этот круг проблем составляет предмет конфликтологических иссл-й. К. как совокупность этих иссл-й обеспе-
чивает но мере их развертывания конфликтологический мониторинг важнейших обществ, процессов и отношений, отслеживание того, как зарождаются и развертываются конфликтные ситуации, каковы их зоны и стадии напряжения, «болевые точки» и т.п.. и предлагает на этой основе адекватные и действенные управленческие решения и практические меры, выступая благодаря всему этому необходимым условием и средством эффективного сон. контроля за состоянием возникающих соц. конфликтов.
Мир. опыт, в особенности достижения развитых демократических стран, где конфликтологические иссл-я приобрели не только статус важного науч. направления, но и прочную организационную основу, показывает, что наращивание теор. и практическою потенциала К., повышая компетентность в анализе складывающихся конфликтных ситуаций, в их оценке и разрешении, способно стать важным фактором стабилизации и демократизации обществ, процессов и отношений.
При этом в совр. иссл-ях так или иначе находят выражение:
• ВШЛИЗ мировоззренчески-методологических проблем и проблем обшетеор. характера, состоящий в обосновании принципиальных подходов к анализу конфликтных процессов и отношений, а также в обеспечении соотв. понятийного аппарата;
• проработка концептуальных проблем, играющая, по сути дела, роль «программного обеспечения» в адекватном осмыслении, надежном отслеживании и точной оценке реальных конфликтных ситуаций, а также в отборе эффективных средств и способов их разрешения:
• разработки организапиопно-мс-тодических и технол. проблем, обеспечивающих практическую применимость и действенность конфликтологической теории.
Многоаспектность соц. конфликтов как предмета иссл-я и практического действия предполагает использование в их анализе и прогнозировании методов
КОНФОРМИЗМ
разл. наук (от социол. опросов, психол. тестов до матем. моделирования). В последние десятилетия особенно интенсивно развивается прикладная, или практическая, К., в центре внимания к-рой — переговорный процесс и посредничество как действенные средства регулирования и разрешения разнообразных соц. конфликтов: гражданских, экон., полит., межнац., междунар., семейных и т.п. Только в США специалистов по посредничеству и переговорам, а также по квалифицированной конфликтологической экспертизе и консультированию насчитывается ныне более 10 тыс.
Лит.: Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. Технологии сотрудничества и противоборства, Белгород, 1993: Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев СВ. Введение в общую теорию конфликтов, М., 1993; Здравомыслов А.Г. Соц-я конфликта. М., 1994; Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: метод., теор., тех-нол. проблемы. М., 1996; Лебедева М.М. Полит, урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. М., 1997; Конфликты в совр. России. М., 1999; Козер Л. Функции соц. конфликта, М., 2000; Coser L. TheFunction of Social Conflict. Glencoe, 1956; Idem, Conflict and Consensus. N.Y., 1984;Darendorf R. The Modern Social Conflict. N.Y., 1988; Conflict: Readings in Management and Resolution / Ed. by J. Burton, F. Dukes. N.Y., 1990.
Е.И. Степанов, П.И. Шкхирев
КОНФОРМИЗМ(лат. conformis - подобный, сходный, сообразный) — сои.-психол. явление, выраженное в пассивном принятии существующего порядка вещей, господствующих мнений. Изначально возник как разновидность протестантизма в Англии, в соотв. с к-рым гл. гос-ва одновременно объявлялся гл. церкви. Сторонники англ. церкви получили название «конформисты».
Механизмы формирования соц. К. исследовались 3. Фрейдом, В. Райхом, К. Хорни, Э. Фроммом. «Извне-ориентированная личность», «массовый чел.», «одномерный чел.», «чел. орг-ции», «ав-
торитарная личность» как порождения соц. К. изучались X. Аренд, Т. Адорно, Г. Маркузе, Р. Миллсом, Д. Рисменом, У. Уайтом, М. Хоркхаймером.
В соц-и К. рассматривается как тип поведения, противоположный девиации (соответствие нормам гр. или об-ва); как форма соц. интеграции, противоположная инновации (согласие с целями и средствами их достижения); как жизненная позиция (безынициативность, индифферентность); как форма соц. самоопределения (приспособленчество); как вид внутриколлективных отношений (толерантность); как форма адаптации (принятие стандартов мышления и поведения); как коллективный тип солидарности (сходство, подобие составляющих его индивидов, одинаковость исполняемых ими обществ, функций, неразвитость личностных черт, подавление индивидуального сознания коллективным, поглощение личности коллективом). Конформное поведение явл. одним из опорных пунктов структурно-функциональной теории, рассматривающей его как предпосылку согласия и устойчивости обществ, системы (Р. Мертон, Т. Пар-сонс, Н. Смелзер).
Следует различать понятия «К.» и «конформность*. Если К. отражает процессуальную сторону явления, то конформность характеризует его состояние. Конформность — это вынужденное принятие индивидами ожиданий гр., об-ва, орг-ции, лидера; склонность индивида усваивать нормы, привычки и ценности, а также изменять свое первоначальное мнение под воздействием группового давления. Она может основываться на понимании целесообразности такого поведения или опасении санкций.
По своей сути конформность может быть личной (внутренней) и публичной (внешней). Признаком личной конформности явл. изменение индивидуальных установок под давлением гр., причем как в силу убедительности аргументации, так и из боязни остаться в изоляции. Внешняя конформность, напротив, не всегда предполагает личностное согласие с групповыми нормами.
КОРРЕЛЯЦИЯ
Индивид либо не меняет своих взглядов, но и не демонстрирует свои разногласия вслух, либо выражает мнимую солидарность с гр. (лицемерие). Обе формы служат способом разрешения конфликта между индивидом и гр. Посредством К. осуществляется соц. интеграция индивидов и тр. в общности и об-во, ведущая в конечном счете к стабилизации соц. системы. Однако такой тип интеграции, в противоположность инновации, не оставляет возможности для обновления и может содействовать только сохранению статус-кво. Следовательно, он не способствует преодолению кризисных состояний (напр., К. в отношении преступности). Единообразие конформного поведения необходимо отличать от единства, возникающего на основе общности взглядов. К. не всегда выражается в подчинении, согласии. Часто, наоборот, он может быть косвенной причиной контркультурных проявлений. Так, общий негативизм подростков по отношению к родителям и вообще к старшим часто имеет основанием весьма жесткий К. внутри коллектива сверстников.
Склонность к К. не явл. прирожденным свойством личности. Она формируется в процессе соц. общения и социализации. Как правило, следование соц. правилам, нормам становится привычным в рез-те успешной социализации индивидов. К. может развиваться вследствие манипулирования индивидуальным или массовым сознанием в полит, целях и выражаться, с одной стороны, в некритическом принятии на веру любой пропаганды, а с другой — в полит, пассивности и апатии. Особенно опасны последствия манипулирования сознанием молодежи. Конформность, формирующаяся на этой основе, деформирует сознание, препятствует соц. самоопределению молодых людей, ограничивает развитие творческого инновационного потенциала.
Лит.: Соц-я личности. М., 1967; Андреева Г.М. Соц. психология. М., 1995; Зубок ЮЛ. Соц. интеграция молодежи в условиях нестабильности. М., 1998.
ЮЛ. Зубок
КОРРЕЛЯЦИЯ— зависимость между числовыми величинами случайными, не имеющими, вообще говоря, строго функционального характера. В отличие от функциональной зависимости К., как правило, рассматривается тогда, когда, по крайней мере, одна из величин зависит не только от др., но и от ряда случайных факторов. Влияние одной случайной величины на др. характеризуется условными распределениями одной из них при фиксированных значениях др. (при наличии влияния упомянутые условные распределения будут отличаться друг от друга) (см. Анализ корреляционный. Показатели корреляции).
Лит.: Корреляция // Матем. энциклопедия. Т. 3. М., 1982. См. также Анализ регрессионный.
Ю.Н. Толстова
КОРРЕЛЯЦИЯ КАНОНИЧЕСКАЯ-
обобщение парной корреляции, используемое для определения взаимосвязи между двумя гр. признаков. Канонический анализ, т.е. метод нахождения К.к., основан на построении таких линейных комбинаций признаков одной и др. гр., что обычный коэффициент парной корреляции между этими комбинациями достигает наиб, значения. Такой макс, коэффициент называется первым каноническим коэффициентом корреляции, а соотв. линейные комбинации двух гр. признаков называются первыми каноническими величинами. Вторая и поел. К.к. опред. линейными комбинациями, не коррелированными с предыдущими комбинациями и имеющими след. наиб, по величине коэффициент, объясняющий оставшуюся межгрупповую корреляцию.
Метод может использоваться для нахождения весов наблюдаемых признаков при формировании из них новых переменных (индексов). Предполагается, что одной гр. коэффициентов отвечает один индекс, др. гр. — др. индекс, а в кач-ве весов выступают коэффициенты соотв. линейных комбинаций (тем самым модель предполагает, что условием корректности