Марат Аманжолович, часто говорят, что салафитско-ваххабитская идеология явно противоречит традициям казахского народа. В чем конкретно это проявляется?
– Для начала хочу отметить, что процесс исламизации казахов развивался посредством значительного воздействия суфийских идей и представлений, поскольку они не отвергали казахские обычаи, проявляли к ним лояльность, поддерживали древние институты. Поэтому наши традиции тесно связаны с суфизмом. Все знаменитые казахские мыслители и акыны творили в русле этого духовно-интеллектуального направления ислама. Даже во времена «красного террора» благодаря суфийским шейхам казахи продолжали выполнять религиозные обряды.
Ваххабиты же отрицают любые традиции и обычаи, называя их бидьа (нововведение). К примеру, они отрицают бата (пожелание благ). Хотя казахи-суфии испокон веков трепетно относятся к благословению старцев, хазретов и хальпе. Эта красивая традиция соответствует шариату.
Мало кто знает, что хазреты – это ученые и духовные наставники. Эта прослойка мусульманской интеллигенции была «стержнем» духовного развития народа. Также как и у других народов шейхи, ишаны, ахуны, эфенди, ходжа. Хазреты назначали по районам и аулам своих «хальпе» (халифа – представителя).
Ваххабиты также отвергают поминки (семь дней, сорок дней, годовщину и т.д.). Однако мы знаем, что казахи строго придерживаются погребально-поминальной обрядности. Как правило, они приглашают муллу, который читает проповедь, вспоминает усопшего добрыми словами, дает бата, моля Создателя о прощении его грехов и ошибок, а также о том, чтобы он ниспослал все блага близким покойного. Все это соответствует шариату.
Кроме того, ваххабиты не приемлют посещения могил с просьбой помощи у мертвых, считая это язычеством. Тогда как казахи традиционно навещают своих умерших родственников, особенно, в тяжелые периоды жизни, поминают их, молятся, читают Коран. Тем более что посещать могилы заповедовал сам Пророк (мир ему).
Кстати, ваххабиты в принципе отрицают чтение Корана умершим: мол, написан он только для живых.
Еще они отказываются от такой казахской традиции, как «салем беру», объясняя это тем, что нельзя поклоняться кому-то, кроме Аллаха. Как известно, исторически (особенно в южных районах Казахстана) невестки приветствуют поклоном родителей мужа в знак уважения и принятия их как своих родителей. На свадьбе невестки также кланяются всем близким родственникам супруга, а те одаривают ее подарками.
Ваххабиты отрицают приветствие аксакалов (старцев) вставанием и подачей обеих рук, а тем более целование рук (якобы по сунне допустимо подавать только одну руку и запрещено вставать). Хотя все это соответствует шариату.
Ваххабиты отвергают любую музыку, танцы и в целом искусство. Думаю, излишне говорить о том, что означает для казахов музыка – мелодии домбры, айтыс. Тем более что она разрешена в исламе (кроме пошлой, толкающей на разврат и преступления).
Такое же отношение сложилось у ваххабитов к тумарам (обереги и амулеты) и народным лекарям. Якобы все это от язычества. Но, как вы знаете, казахи-суфии всегда надевали своим детям тумары от сглаза, что не противоречит шариату. Народные лекари (тәуіп) и костоправы лечили нетрадиционными методами: травами, массажем, чтением Корана и молитв. Разумеется, неприемлемо, когда аферисты обманывают людей, называя себя тәуіп.
– Теперь что касается традиционной национальной одежды казахов…
– Ваххабиты, буквально понимая смысл аятов и хадисов, даже внешний вид разделили на белое и черное. Но укороченные штаны, белые платья для мужчин и черные для женщин не соответствуют национальному духу казахов. Кочевники-воины всегда старались одеваться практично, в соответствии с погодой и временем года. Поэтому современная одежда вполне отвечает потребностям мусульман.
К примеру, надевая укороченные штаны, ваххабиты ссылаются на буквальное понимание хадиса: «то, что из одежды ниже щиколоток – в огне ада». Хотя он был сказан людям, волочившим по песку свои платья и тем самым демонстрировавшим свое богатство перед бедными, которым не хватало материала на то, чтобы прикрыться от палящего солнца. То есть хадис учил мусульман избегать излишеств.
Что касается бороды, то казахи носили ее, но запрещали отращивать длинные и неухоженные бороды молодым людям, видя в этом признак высокомерия. Как правило, такие бороды могли позволить себе люди с жизненным опытом. У нас даже сложился определенный образ аксакала как белобородого, умудренного жизнью старца.
То же самое можно сказать о женщинах-казашках, которые никогда не закрывали лица паранджой. Особенностью гардероба кочевниц были цветные платья и платки (несколько шелковых платков поверх головы). Белые кимишеки, как правило, носили женщины в возрасте и уважаемые бабушки рода. Черные платья было принято надевать по печальным и траурным поводам, но никак не на тоях или праздниках.