Уровни, формы и методы научного познания
Тема 11
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Наука – это:
· социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
· отрасль духовного производства (НИОКР);
· особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
·
Классификации наук:
· по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;
· по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
Функции науки:
· культурно-мировоззренческая,
· познавательно-объяснительная,
· прогностическая,
· социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).
Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.
Модели развития научного знания:
· постепенное развитие науки;
· развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);
· развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;
· развитие через интеграцию научного знания.
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
Особенности:
· объективность;
· развитость понятийного аппарата (категориальность);
· рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
· проверяемость;
· высокий уровень обобщения;
· универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);
· использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Уровни, формы и методы научного познания
Уровни | Эмпирический | Теоретический |
Формы | - научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании; - эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами. | - вопрос - проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая); - гипотеза – научное предположение; - теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений. - концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения. |
Методы (строгость и объективность) | · наблюдение; · эксперимент; · измерение; · классификация; · систематизация; · описание; · сравнение. | · Единство исторического и логического · Восхождение от абстрактного к конкретному · Формализация · Математизация · Математическое моделирование |
Универсальные методы научного познания:
· анализ – разложение целого на части;
· синтез – воссоединение целого из частей;
· дедукция – выведение общего положения из фактов;
· дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;
· аналогия – сходство нетождественных объектов;
· моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
· абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
· идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
Классификация социальных наук:
1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология
2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика
3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
Социальное и гуманитарное знание:
Общественные науки | |
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса | Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия |
Результат исследования | |
Социальное знание | Гуманитарное знание |
Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений | Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений |
Особенности: · Понимание · Обращение к текстам · Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям | |
Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы |
Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе
1. Особенности социального познания:
· субъект и объект познания совпадают;
· получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания;
· социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;
· сложность объекта познания – общества;
· установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;
· ограниченность применения эксперимента как метода познания.
2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:
· рассмотрение социальной действительности в развитии;
· изучение общественных явлений в многообразных связях;
· выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.
Социальный факт
· объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;
· научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).
· виды социальных фактов:
Ø действия, поступки;
Ø материальные и духовные продукты человеческой деятельности;
Ø словесные (вербальные) действия.
· Оценка социального факта:
Ø свойства изучаемого объекта;
Ø соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;
Ø познавательные цели исследователя;
Ø личная позиция исследователя;
Ø интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.