Образование как социальный институт 1 страница
Лекция 1
МЕСТО И РОЛЬ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Цели. Изучив данную тему, Вы должны быть в состоянии:
1. Указать на отличия социологии образования от других наук об образовании.
2. Дать определение объекта и предмета социологии образования.
3. Определить место социологии образования в системе социологических знаний.
4. Описать основные этапы и направления развития социологии образования.
5. Объяснить значение и взаимосвязь основных категорий социологии образования.
6. Раскрыть содержание основных функций социологии образования.
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАУКА: ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Социология образования, как следует из названия, является наукой об образовании. Это означает, что объектом ее изучения является образование, под_которым обычно понимают процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков,* необходимое"условие подготовки человека к жизни и труду. Образование изучают и другие науки философия, педагогика, психология, социальная психология — каждая под своим углом зрения.
В философии понятие образование употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса — духовного облика человека**. Философские проблемы образования рассматриваются специальной отраслью философских знаний — философией образования.* В ней образование исследуется как культурно-историче- ское явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций. Как видим, философское понимание образования является достаточно широким,_чтобы не ограничивать поле исследования остальных наук, с одной стороны и служить им методологической основой в изучении образования, с другой.
Представителей психологической науки интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики, а также зависимость эффективности образования от состояния и развитости психики обучающегося. Исследование психологических закономерностей учения как процесса приобретения и закрепления способов деятельности индивида, как учебной деятельности направленной на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных в форме теоретических знаний, составляют основные направления изучения психологических проблем образования.**
Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации[1]. Социальное поведение человека при этом изучается в структуре организационно опосредованных систем ценностей, норм и целей, то есть как поведение человека, принадлежащего к организации. Среди проблем, которые имеют практическую ценность для повышения эффективности учебной-деятельности, эта наука выделяет следующие: как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе; какие законы и социальные технологии образования должны лежать в основе организации учебной деятельности, чтобы не подавлять человеческую индивидуальность; каким образом система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию, сохранению психологического здоровья.
Наиболее широко исследование образования представлено в педагогике. И это понятно: для нее образование является предметом исследования. Под образованием в педагогике др- нимают "... процесс и результат овладения учащимися систе- I мой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей " ~
Обратим внимание на существование в педагогике различных взглядов на соотношение образования и воспитания. Одни авторы, в том числе и цитируемые выше, вполне обоснованно разделяют эти понятия[2]. Другие же объединяют их, либо включая воспитание вместе с обучением в образование[3], либо считая образование одной из сторон воспитания. Однако подобное разночтение основного понятия педагогики не облегчает, на наш взгляд, исследования образования. Более приемлем социологический подход к этим явлениям, при котором они изучаются различными специальными социологическими теориями "рпттипппгир.й воспитания" и "социологией образования".
Социология (от лат. soci(etas) — общество и греч. logos — учение) — это наука оЪаконах развития и функционированиясо- циальных общностей и социальных процессов, о социальных отнсшюниях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между Общностями и личностью! Из самого определения социологии следует, что такое социальное отношение между личностью, общностями и обществом, как образование обязательно попадает в сферу исследования этой науки. Социологиюинтересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные социальные роли в обществе. Систему образования социология изучает как один из социальных институтов, то есть исторически сложившихся, устойчивых форм организации совместной деятельности людей по поводу образования.
Как видим, образование является объектом исследования философии, педагогики, психологии, социологии и в какой-то степени других наук. Это позволяет составить наиболее полное, интегрированное представление о сущности образования, его закономерностях. В то же время для обеспечения этой полноты каждая наука углубленно исследует какой-то один аспект образования, который и составляет ее предмет, определяет проблематику.
1 Социологию в образовании интересуют его социальные характеристики, влияние на него социальных институтов а также социальной макро- и микросреды'*. Социологическая дисциплина, предметом которой являются указанные социальные стороны воспитания, называется социологией образования. Она занимает конкретное место в общей системе социологических знаний.
Социологию как систему социологических знаний можно представить в виде трехуровневой целостности (критерием выделения уровней могут служить типы и уровни социальной общности как субъекта социальных отношений, а также характеристики самих этих отношений):
— первый уровень — общесоциологический (общетеоретический);
— второй уровень — специальные (частные) социологические теории;
— третий уровень — эмпирические социологические исследования.
Первый, общесоциологический уровень охватывает собой наиболее общие законы и закономерности функционирования и развития таких социальных общностей, как общество в целом, человечество. В этом контексте социология может рассматриваться как методологическая база не только второго и третьего уровней социологических исследований, но и как методология других гуманитарных наук. Такое понимание роли социологии в системе знаний имеет особую значимость на современном этапе, когда теория марксизма-ленинизма утратила свои позиции "единственно верной" научной теории об обществе.
Речь идет не просто о замене одних теоретических концепций другими, более современными (что вполне естественно в развивающемся обществе), а о принципиальной смене подхода к исследованию общества и формированию системы научных знаний об окружающей социальной действительности. На смену пониманию в качестве главной (а нередко и единственной) функции общественных наук объяснение и обоснование правильности принимаемых партией решений, а также подтверждение действенности их выполнения на пути построения коммунистического общества в отдельно взятой стране с необходимостью должно прийти осознание важности познавательной и прогнозирующей функции всякой науки об обществе. То есть речь идет, с одной стороны, о познании и адекватном отражении в общественном сознании закономерностей и тенденций функционирования и развития общества, в котором мы живем, а с другой, о социальном управлений этим обществом на основе достоверных знаний о направленности и характеристиках процессов в тех или иных сферах общественной жизни. С таких позиций теоретическая социология может рассматриваться как наука о законах развития человеческого общества, объединяющая в своих рамках ряд концепций, подходов к объяснению социальных механизмов этого развития. Обозначим основные из этих подходов:
• социокультурный (культурно-исторических типов), при котором основным в тенденциях развития общества признается существование в нем различных культур, своеобразно проходящих общие этапы в своем развитии (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.);
• формационный, предполагающий единый путь развития для всех народов через смену общественно-экономических формаций, определяемых способом производства (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин);
• цивилизационный, в соответствии с которым важнейшим фактором развития человеческого общества является тот тип цивилизации, на котором оно находится в данный исторический период развития. Такой подход вбирает в себя группу концепций от теории индустриального общества (О.Конт, У.Ростоу, Р.Арон) до теории конвергенции (П.Сорокин, Д.Гэлбрейт, Ж.Фурастье, Х.Шельски и др.).
Каждый из предложенных подходов в определенной степени ограничен, имеет как достоинства, так и недостатки, но в своей совокупности они отражают ряд наиболее общих закономерностей общественного развития, "работающих" в тех или иных конкретно-исторических условиях и достаточно адекватно отражающих разнообразные стороны жизни общества. В сложном переплетении и взаимодействии этих закономерностей отражена палитра процессов и тенденций, протекающих в любом обществе, что позволяет опираться на них как на методологическую базу при исследовании социальной жизни в нашем обществе. Хотя понятно, что эффективность применения указанных подходов требует высокого профессионализма исследователей. Думается, что определенный уровень знаний в области теории социологии необходим для того, чтобы, опираясь на них, уметь составить адекватное целостное представление о социальных процессах и тенденциях, происходящих в окружающем мире, в том числе и о процессе образования.
Переходя к рассмотрению второго уровня социологических знаний — специальных (частных) социологических теорий, или теорий среднего уровня, важно отметить, что их методологической основой служит теория социологии первого уровня. На ее базе исследуются относительно самостоятельные социальные общности (социально-структурные, этнические, территориальные и др.), социальные институты (семья, школа, государство и др.), социальные процессы (труд, досуг, образование, воспитание, социальные перемещения и др.). При этом анализируются не только проявления наиболее общих закономерностей в частных социальных подсистемах, но и выявляются свои, присущие именно им закономерности. Социологическая информация, которая "снимается" на указанном уровне, используется для ориентирования социального управления в этих сферах общественной жизни.
Среди социологических теорий среднего уровня наибольший интерес для педагога, на наш взгляд, могут представлять следующие: [социология образования, изучающая систему образования как социальный институт^роциология воспитания — наука о влиянии на процесс воспитания окружающей социальной средьцЗсоциология семьи, исследующая закономерности функционирования этого важного социального института; социология свободного времени — отрасль знаний о деятельности, социальных отношениях и ориентациях людей в сфере досуга; социология молодежи и социология личности, представляющие собой теории о закономерностях социального поведения этих субъектов социальных отношений.
Самого пристального внимания заслуживает изучение социализации и адаптации человека, процессов, вбирающих в себя систему взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой. Познание социальных механизмов протекания этих базовых в жизнедеятельности людей процессов, приобретение умения вырабатывать тактику индивидуального адаптивного поведения в жизни позволит оптимизировать взаимодействие со средой, избегать столь опасных в наш динамичный век стрессов и перегрузок.
И, наконец, эмпирические социологические исследования социальных фактов. Предметом исследования здесь выступают действия, поступки, характеристики поведения социальных общностей, групп и индивидов, а также отражение фактов социальной действительности в сознании людей.
Использование социологических методов сбора, обработки и анализа социальной информации позволяют не только проверить в конкретных условиях действие тех или иных закономерностей социологических теорий более высокого уровня, но и на базе научного обобщения совокупности социальных фактов определять тенденции в таких социальных процессах, как образование и воспитание, выявлять проблемы, формировать гипотезы и намечать программы будущих социологических ис- ледований.
Полученные социологические знания помогают прежде всего расширить возможности познания обучаемого — субъекта социальных отношений и процессов, одного из главных действующих лиц социализации, образования и воспитания. Овладение методикой проведения конкретных социологических исследований позволит осуществлять эффективную связь в учебно-воспитательном процессе, оперативно отслеживать его эффективность и вносить необходимые коррективы. Использование социологической информации о социальных процессах и тенденциях в окружающей жизни дает возможность конкретизировать взаимодействие институтов образования и воспитания с окружающей социальной средой, систематически отражать эти тенденции в управлении образованием.
Итак, социология образования относится ко второму уров- ню системы ^^циолШТшёстх' знан ий~~и прелставляет собой специальную социологическую теорию, предметом которой являются социально-образовательные отношения, то есть социальные отношения, в которые вступают социальные субъекты (люди, общности, организации, социальные институты) в процессе образования.
Объектом социологии образования выступает сфера образования как социальное явление, люди, их объединения и организации в системе образования. Другими словами, социология изучает образование с позиций его социальной природы.
ЗАРОЖДЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Истоки социологии образования восходят к возникновению социологии как "позитивной науки". Предпосылки зарождения этой отрасли социологии связаны с именем О.Конта (1798—1857). Исследуя общество своего времени, он пришел к выводу о возникновении нового типа общества — научного и индустриального, характерным для которого становится научное мировоззрение, сменившее теологическое. В этой связи особое значение приобретают общественные группы, образующие интеллектуальную и моральную основы общественного порядка. Они приобретают духовную власть, воплощаемую в тех, кто предлагает господствующий образ мыслей и фундаментальные идеи общественного устройства. Отсюда вытекает и путь преобразования общества, состоящий в обучении позитивному мышлению как духовной и промышленной элиты, так и пролетариев. История человечества, согласно О.Кон- ту, — это история становления позитивной мысли и, кроме того, история обучения позитивизму всего человечества.
Считая позитивные знания реальной преобразующей силой в обществе, О.Конт видел в системе образования важный социальный механизм распространения этих знаний, передачи и трансформации их от поколения к поколению. Сочетая научную деятельность с практическим преподаванием, он предпринял попытку создать альтернативную государственной форму обучения — Позитивистское общество, организованное на базе группы слушателей — рабочих и студентов. Задачей этого общества было воспитание и обучение народа в духе позитивистского мировоззрения[4]. Таким образом создавались предпосылки дальнейшей дифференциации социологических знаний, выделения в них отдельных специальных социологических теорий. Возникновение социологии образования свя- зывают с именами американских социологов Л.Уорда (1841—1913), Дж.Дьюи(1859—1952, французскогосоциолога Э.Дюркгеима (1858—Т9Т7) и немецких исследователей М.Вебе- ра (1864-1920) и К.Маннгейма (1893-1947)[5].
Считая образование одним из важных социальных институтов общества, Л.Уорд связывал с ним успех и социальных реформ, направленных на достижение социального равенства. От развития социологии, распространение социологических исследований на все сферы жизнедеятельности людей, в том числе на сферу образования, считал ученый, зависит будущее процветание человечества. Открывая законы общественного развития, социальные науки должны обеспечивать теоретическую базу социальных реформ, формировать "коллективный разум" общества, направлять ход общественного развития — эти и другие идеи концепции образования Л.Уорда отражены в его книге "Динамическая социология" (Нью-Йорк, 1883).
Концептуальные идеи образования Д.Дьюи изложены в его книге "Школа и общество" (Чикаго, 1899), переведенной на русский язык в 1922 году. Полагая, что действительное познание достигается лишь естественно-научными методами, он считал, что задачей образования должно быть обучение людей методам познания и преобразования окружающего мира. Школа отражает требования данного общества, однако в ней оставила след и эпоха прошлого. (Эта мысль наводит на размышления по поводу консерватизма системы образования, восприимчивости к новообразованиям, без которой школе трудно готовить граждан общества "завтрашнего дня"). Школы будущего, в его понимании, должны быть органически слиты с социально-экономическими потребностями общества диф- ференцированны по классовым признакам: сугубо прагматические — для народа, элитные — для правящих классов.
Французский социолог Э.Дюркгейм (1858—1917) рассматривал социологические проблемы образования в тесном единстве с воспитанием. Изначальным в его понимании жизни общества и общественных институтов образования и воспитания выступает понятие социального факта, на котором основывается вся его социология. Исследуя общество в его различных проявлениях, Дюркгейм пришел к выводу, что феномен толпы, потоки мнений, мораль, образование, воспитание, право или верования объединены на основании свойственного им главного признака. Они всеобщи, потому что это коллективные факты; они оказывают различное влияние на каждого в отдельности; их субстратом выступает коллектив. На этом строится определение: "Социальным фактом является любой устоявшийся или нет способ сделать индивида восприимчивым к внешнему принуждению и, кроме того, способ, общий для данного социального пространства, существующий независимо от своих индивидуальных проявлений"[6].
Из определения следует, что воспитание и образование могут быть исследованы как социальные факты, т.е. они являются предметом науки социологии и для их исследования под таким углом зрения необходимо использовать социологические методы.
Совокупность и взаимодействие социальных фактов, феноменов и составляет, по Дюркгейму, содержание общественной жизни, которая рассматривается им как социальная среда и в которой содержатся причины социальных феноменов, явлений. "Первопричину всякого социального процесса, имеющего некоторое значение, — утверждает он, — следует искать в организации внутренней социальной среды"[7]. Из понимания источников движущих сил социальных процессов логично вытекает идея обусловленности воспитания и образования окружающей социальной средой и вывод Э.Дюркгейма о том, что и воспитание, и образование по своей природе неразрывно связаны с социализацией индивида, выступают ее средствами. Во взаимодействии человека и общества, коллектива приоритет остается за обществом. Поскольку в человеке преобладает естественный эгоизм, то для обуздания бесконечных желаний и потребностей необходимо в процессе образования и воспитания приучить его подчиняться дисциплине, которая должна иметь характер власти, но одновременно быть обязанностью как требуемой, так и любимой (осознанной). Чтобы интегрировать индивидов в общество, необходимо способствовать осознанию ими одновременно норм, которым каждый должен подчиняться, и трансцендентных ценностей, свойственных коллективам, к которым каждый из них принадлежит или будет принадлежать.
Однако дисциплина не абсолютизируется как единственная цель социализации. Современные общества, хотя и нуждаются в авторитете коллективного сознания, но в то же время все больше должны способствовать становлению личности. Поэтому содействие расцвету личности, формирование в каждом индивиде чувства независимости, способности к рефлексии и выбору все в большей степени определяет направленность образования, воспитания и социализации.
Таким образом, с одной стороны, общество, рассматриваемое как окружающая среда, обусловливает систему образования и воспитания. В этом смысле всякая система образования и воспитания является слепком общества. Она соответствует общественным потребностям и способствует упрочнению коллективных ценностей. Структура общества, рассматриваемая как причина, определяет структуру системы образования и воспитания. С другой стороны, общественные и коллективные нормы и ценности, преломляясь в процессе образования и воспитания через индивидуальное сознание, оказывают обратное воздействие, преобразующее жизнь общества. Цель воспитания_и_образования — соединить индивидов с коллек- ттюм^_убедить их осознанноТ^збрать объектом своего уважения или прсдхшндсти само общество.
Выделение социологйиЪ'бразования в специальную область исследований в Германии связывают с деятельностью М.Вебе- ра и К.Маннгейма. В социологических взглядах на образование М.Вебер (1864—1920) исходил из разработанных им теорий социального действия и экономической рациональности. Социология, считал ученый, должна принимать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Именно индивид и его поведение являются как бы "клеточкой" социологии, ее "атомом", "простейшим единством", не подлежащим дальнейшему разложению и расщеплению. Однако обязательным требованием к поведеию должна быть его осмысленность. Именно с этих позиций поведение должно рассматриваться социологией. "...Действием следует называть человеческое поведение..., если и поскольку действующий и действующие связывают с ним некоторый субъективный смысл. Но "социальным действием" следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании"[8].
Как видим, социальное действие должно соответствовать двум требованиям: быть, во-первых, субъективно ориентированным и, во-вторых, ориентированным на других. Оба требования непосредственно связаны с уровнем развития сознания индивида, умением грамотно и научно обоснованно мыслить, что зависит от его образованности, способности научно познавать и объяснять мир, поведение других людей. Тем самым образованию "придается" обязательность участия в каждом социальном действии. Оно выступает необходимым компонентом мотивации поведения индивидов, а значит, способствует пониманию коллективных действий как способов организации действий отдельных индивидов. Этот своеобразный "методологический индивидуализм" открывает возможности для ориентации на развитие творческого потенциала отдельного человека, на более активное использование в этих целях системы образования.
Ведущей тенденцией в развитии социальных действий выступает их рационализация, являющаяся следствием развития самого общества. Действительно, в процессе исторического развития совершенствуется способ ведения хозяйства, рационализируется управление как хозяйственными, так и другими сферами общества. Рационализируется также образ мышления людей, способ их чувствования и образ жизни в целом. Все эти изменения связаны с возрастанием социальной роли науки и образования. Благодаря образованию наука проникает в производство, управление, в быт людей, что, по мнению М.Вебера, свидетельствует об универсальной рационализации современного общества.
Роль системы образования, науки для обеспечения "интел- лектуалистической" рационализации М.Вебер видит не только в расширении знаний о жизненных условиях, в каких приходится существовать, но и в принципиальной неограниченности возможностей познать все это. Полезность знаний, образования для практической и личной жизни состоит, по его мнению, в: 1) разработке "техники овладения жизнью" — как внешними вещами, так и поступками людей; 2) разработке методов мышления, "рабочих инструментов" и выработке навыков обращения с ними; 3) выработке ясности в соотнесении целей и средств социальных действий; 4) понимании и уточнении "конечного смысла собственной деятельности"*. В конечном итоге образование, наука призваны служить "делу самосознания и познания фактических связей между фактами, явлениями и процессами социальной жизни.
Другой немецкий социолог — К.Маннгейм (1893—1947) занимался проблемами "духовных образований", теорией познания, разработкой собственной методологии социологии познания. Разделяя в "духовных образованиях" такие их виды, как знания, идеологии и утопии, он последовательно выступал против идеологизации науки, образования. Одной из важных социальных функций образования считал формирование особой социальной группы, способной преодолеть "связанность" науки бытием, — творческой "свободно парящей" интеллигенции, с которой связывал надежды на дальнейшую демократизацию всех сфер общества, в том числе и образования.
Исследование социальных функций образования, его связи с экономическими и политическими процессами, социологический взгляд на учебные заведения, учебный процесс, социальные отношения в процессе образования — эти и другие направления послужили фундаментом для дальнейших исследований как в западной, так и в отечественной социологии.
Так, Т.Парсонс выдвинул и разработал идеи о социализаци- онных функциях института образования, о необходимости системного подхода к учебным учреждениям и их элементам. Дальнейшая их реализация протекала в направлении изучения школ, классов, неформальных групп учащихся как элементов социальной системы — учебного заведения, а также социальных процессов, протекающих в нем — внутригрупповых отношений и морально-психологического климата, источников конфликтов и роли преподавателя. Среди западных исследователей, разрабатывающих эти проблемы в послевоенные годы, называют У.Гордона, Дж.Гетцельса, Дж.Колемана и дру-
*
гих .
С начала 70-х годов в связи с кризисом образования центр исследований в социологии образования переместился на проблемы доступности образования, образа жизни учащейся молодежи, ее взаимоотношений с педагогическим персоналом. Изучалась роль образования как фактора "выравнивания шансов" и канала социальной мобильности. Так, неравенство шансов на получение образования Р.Будон связывает с неравными возможностями дальнейшей карьеры представителей "элитарных" и "неэлитарных" слоев населения. Это, по его мнению, является одной из социальных причин, угрожающих стабильности общества[9].
В 80-е годы акцент в исследовании образования смещается на социальные проблемы непрерывного образования, эффективности различных форм переподготовки и повышения квалификации работников, положение выпускников учебных заведений различных типов на рынке труда. Изучается также взаимодействие учебных заведений с их социокультурной средой. Например, А.Турен относил образование к социокультурным факторам, которые являлись определяющими в постиндустриальном обществе. Студенчеству как социальной группе он придавал особую революционизирующую роль в преобразовании общества. Известный вклад в развитие современной западной социологии образования внесли П.Бурдье (Франция), К.Дженке (США), Дж.Коулмэн (США), Дж.Флауд (Англия), Бр.Саймон (Англия)[10] и другие. Ограничиваясь кратким обзором исследователей и направлений в западной социологии образования, считаем возможным адресовать читателей к авторам и книгам по этой проблеме
Отечественная социология образования, первые шаги которой связывают с социологическими исследованиями культуры и образования 20—30-х годов*, проходила свое становление в рамках исследования экономической, собственно социальной и культурно-идеологической функций образования. Экономический аспект охватывал собой проблемы возрастания роли образования в социально-экономическом развитии тенденций изменений в образовании в связи с требованиями научно-технического прогресса, структурной перестройкой экономики, обеспечения посредством образования связи науки и производства. Социальный ориентировался на выявление роли образования в воспроизведении и развитии социальной структуры общества, в осуществлении социальной мобильности, профессионального становления молодежи. А культурно-идеологический охватывал исследования проблем сохранения и передачи культуры, ее ценностей, традиций, норм поведения, проблем социализации индивида в системе образования. В рамках этого направления исследовалась совокупность взаимодействия социальных подсистем образования как социального института.
Таким образом, социология рассматривает влияние образования на все стороны жизни общества — экономическую, социальную, политическую и, конечно, духовную. В то же время эта наука исследует и собственно "образовательные" проблемы — как функционирует и развивается система образования, соответствует ли требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение. В исследованиях, в частности, % затрагиваются следующие вопросы[11]: