Объем дисциплины и виды учебной работы. Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Казанский национальный исследовательский
технологический университет»
(ФГБОУ ВПО КНИТУ)
СОЦИОЛОГИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Методические указания для выполнения
Самостоятельной работы студентов
Казань 2014
УДК 316.334.22+23
Соловарова Ю.Н.
Социология промышленности: методические указания для выполнения самостоятельной работы студентов / Ю.Н. Соловарова. - Казань: «Папирус», 2014. - 34 с.
Содержит общие сведения по дисциплине «Социология промышленности», цели задачи, содержание разделов и тем дисциплины, а так же методические указания для выполнения самостоятельной работы студента с указанием рейтинговых значений.
Предназначено для студентов бакалавров по направлению 040200.62 – Социология (521200) по программе «Экономическая социология»
Подготовлено на кафедре государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ
Печатается по решению редакционно-издательского совета КНИТУ
Рецензенты: доц. П.А. Корнилов, доц. Г.М. Мансурова
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..……………………………………………………………………..…..4
Глава 1. Содержание дисциплины «Социология промышленности»........8
1.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………..8
1.2. Содержание разделов и тем дисциплины………………………………...9
Глава 2. Задания для самостоятельной работы студента по дисциплине «Социология промышленности»……………………………………………..13
2.1. Тематика контрольных работ………………………………………………...13
2.2. Темы рефератов и аналитических работ…………………………………..14
2.3. Требования к написанию эссе……………………………………………...16
Глава 3. Контроль и оценка самостоятельной работы студента по дисциплине «Социология промышленности»……………………………...18
3.1. Формы контроля освоения дисциплины…………………………………..18
3.2. Критерии оценки самостоятельной работы студента…………………….19
Глава 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Социология промышленности»…………………………......22
4.1. Основная литература………………………………………………………...22
4.2. Дополнительная литература………………………………………………...23
4.3. Электронные ресурсы………………………………………..………………24
Приложение 1.Образец титульного листа контрольной работы….………….25
Приложение 2.Образец титульного листа аналитической работы….………..26
Приложение 3.Рейтинг по дисциплине «Социология промышленности» для студентов очной и заочной форм обучения…...……………………………....27
Приложение 4.Кейсы для самостоятельного решения………………….....…29
ВВЕДЕНИЕ
Социология промышленности (индустриальная социология) — англ. sociology, industrial; нем. Industriesoziologie. – это отрасль социологии, изучающая формы организации труда, структуру и функционирование различных социально-профессиональных групп в сфере промышленного производства.
Дисциплина «Социология промышленности» определятсодержание и значение `человеческого фактора в промышленности, то есть речь идет о структуре, механизмах и эффективности общественных, коллективных и индивидуальных действий и отношений промышленных работников.
Как ответвление социологии труда, социология промышленности, изучает профессионально-квалификационный состав работников промышленного предприятия, социальные факторы эффективности труда, мотивацию и стимулирование труда, трудовую дисциплину, текучесть кадров, подбор, подготовку и расстановку персонала, внедрение новых форм организации труда, трудовые отношения и конфликты.
Цели и задачи дисциплины:
Объект изучения дисциплины: «человеческий фактор» в промышленности
Предмет изучения дисциплины: специфика социального взаимодействия в промышленных производствах, т.е. структура, механизмы и эффективность общественных, коллективных и индивидуальных действий и отношений промышленных работников.
Цель преподавания дисциплины: сформировать представление о предметном поле социологии промышленности и дать студентам глубокие знания о значении и качественном составе «человеческого фактора» в промышленности.
В результате преподавания данной дисциплины могут быть решены следующие задачи:
- определить теоретические основы отрасли социологического знания - социология промышленности;
- определить структуру, механизмы и эффективность общественных, коллективных и индивидуальных действий и отношений промышленных работников;
- дать представление об основных методах сбора и анализа социологической информации на промышленных предприятиях;
Перечисленные цели и задачи являются основой для формирования Знаний:
- способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе;
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации;
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач;
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы в промышленном развитии страны.
Умений:
- способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования;
- способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин).
Перечисленные цели и задачи являются основой для формирования следующих компетенций: (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (ООП))
Общекультурных:
- знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
- владением основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);
- способностью к формированию, поддержанию и использованию конструктивных общефизических и социально-психологических ресурсов, необходимых для здорового образа жизни (ОК-17).
Профессиональных:
- способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях (ПК-10);
- способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (ПК-12);
Место дисциплины в структуре ООП.Дисциплина «Социология промышленности» представляет собой 3 раздел вариативной части дисциплин профессионального цикла,основывается на знаниях, умениях и компетенциях, сформированных дисциплинами: «Основы социологии», «Методология и методы социологического исследования», «Экономическая социология», «Социология управления», «Управление общественными отношениями», «Социология и идеология инноваций», «Государственная социально-экономическая политика».
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание основ «Обществознания», в рамках школьной программы, умение анализировать социальную ситуацию, владение базовыми навыками кооперации с коллегами.
Содержание дисциплины служит основой для освоения дисциплин как «Социально-экономический портрет региона», «Социология рынков и потребления», «Социологические исследования рынка труда», «Социология предпринимательства», «Управление организациями нефтехимического профиля», а также для написания выпускной квалификационной работы.
Глава 1. Содержание дисциплины «Социология промышленности»
Объем дисциплины и виды учебной работы