Методы сбора и анализа данных в исследованиях

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Дальневосточный федеральный университет»

    ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА  

Кафедра сервиса и туризма

Кузьменко Мария Юрьевна

ОТЧЕТ

по научно – исследовательской работе

Направление подготовки 43.04.02 «Туризм»

Очной формы обучения

  Студент группы М1103ит(ОС) ____________ (подпись)  
  Руководитель _______________ ____________________ (подпись) (и.о.ф)  
    Регистрационный № ________ ___________ _______________ подпись И.О.Фамилия « _____» __________________ 201__г.     Оценка _________________________ _______________ ___________________ (подпись) (и.о.ф) «_____» ________________ 201__г.  
   

г. Владивосток

Оглавление

Введение. 3

1 Направления исследования. 3

1.1 Исследовательские вопросы.. 4

1.2 Гипотезы и предположения. 6

2 Методы сбора и анализа данных в исследованиях. 9

2.1 Методы сбора данных. 9

2.2 Методы анализа данных. 11

3 Развитие концепций. 13

Заключение. 16

Список использованных источников. 17

Приложение А.. 18

Приложение В.. 23

Введение

Научно-исследовательская работа — работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.

Данная работа посвящена изучению потребительского поведения туристов. Рассматриваются объективные и субъективные причины и мотивы, побуждающие потребителя к принятию решения о путешествии и влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей. Определяется роль мотивационных аспектов в туризме как определяющих компонентов спроса; раскрывается значение понимания и использования туристских мотивов для успешного функционирования туристского предприятия, продвижения туристского продукта на туристский рынок и воздействия на характер и объем спроса и сбыта.

Показаны роль мотивов в туризме, их специфика. Дана характеристика структуры туристских мотивировок и их классификация. Рассмотрены признаки, характеристики и факторы, оказывающие основное влияние на туристскую мотивацию. Анализируется проблема существования в туризме такого явления, как барьеры к путешествию.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что данные проблемы, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека, так и для рынка туристских услуг в целом.

Направления исследования

Исследовательские вопросы

Для анализа были взяты следующие статьи: «Роль исследований потребительского поведения туристов в разработке стратегии туристского региона», автор - Гончарова Н. А.; «Consumer behaviour: influence of place of residence on the decision-making process when choosing a tourist destination» («Поведение потребителей: влияние места жительства на процесс принятия решений при выборе туристского направления»), авторы: Lukrecija Djeri, Tanja Armenski, Dragan Tesanovic, Milan Bradić & Svetlana Vukosav; «Aging Population and Tourism: Socially Determined Model of Consumer Behavior in the "Senior Tourism" Segment» («Старение населения и туризм: социально обусловленные модели поведения потребителей в старшем сегменте туризма»), авторы: Воронцова Г.Г., Никитина О.А.

Название статьи Англ. яз. Русский яз.
Consumer behaviour: influence of place of residence on the decision-making process when choosing a tourist destination Поведение потребителей: влияние места жительства на процесс принятия решений при выборе туристского направления This article tries to contribute to current literature by surveying inhabitants from the Bačka region (Vojvodina/Serbia) with respect to the aspect of place of residence on the purchase decision-making process which involves five different phases: need awareness, search for information, estimation of alternatives, decision about purchasing a tourist product or service, feedback after purchasing and discrimination coefficient. Эта статья пытается внести свой вклад в современную литературу, опросив жителей региона Bačka (Воеводина / Сербия) по отношению к аспекту места жительства на процесс принятия решений о покупке, который включает в себя пять различных этапов: осознание необходимости, поиск информации, оценка альтернатив, решение о покупке туристского продукта или услуги, отзыв после покупки и коэффициент дискриминации.
Aging Population and Tourism: Socially Determined Model of Consumer Behavior in the "Senior Tourism" Segment Старение населения и туризм: социально обусловленные модели поведения потребителей в “старшем сегменте туризма”   For the development of the tourist market and tourism product, it is important to identify new demographic challenges and the transformation in the structure of society. In this study, the main objective was to analyze the tourism needs of people of 65 and older. For the development of the tourist market and tourism product, it is important to identify new demographic challenges and the transformation in the structure of society. In this study, the main objective was to analyze the tourism needs of people of 65 and older.
Роль исследований потребительского поведения туристов в разработке стратегии туристского региона   Для разработки маркетинговой стратегии туризма необходимо понимать, как люди воспринимают те или иные факторы, на основе какой информации они принимают решение о путешествии. Важно также понимать, какие мотивы лежат в основе туристского поведения, кто оказывает влияние на решение.

Гипотезы и предположения

Название статьи Англ. яз. Русский яз.
Consumer behaviour: influence of place of residence on the decision-making process when choosing a tourist destination Поведение потребителей: влияние места жительства на процесс принятия решений при выборе туристского направления This part of the research shall prove or reject the theory about the existence of a significant difference between the opinions and attitudes of potential tourists who live in the ‘five residences’ compared to need awareness being the first phase in decision-making process when choosing a tourist destination. Эта часть исследования должна доказать или отвергнуть теорию о существовании значительной разницы между мнением и отношением потенциальных туристов, которые живут в «пяти резиденциях» по сравнению с необходимостью осведомленности является первым этапом в процессе принятия решений при выборе туристический назначения.
Aging Population and Tourism: Socially Determined Model of Consumer Behavior in the "Senior Tourism" Segment Старение населения и туризм: социально обусловленные модели поведения потребителей в “старшем сегменте туризма” The sub-segment of older consumers is not considered today in the Russian tourist business to be as attractive, since it is most often recognized as insolvent. The expansion of the age of the audience will require, first of all, revision of the assortment policy of many travel companies and enterprises of hotel business, and then of other elements of the marketing mix for products " senior tourism". In fact, in terms of strategic management, older consumers are a "blind zone" in businesses, which means that the travel industry has no realistic idea about this group of consumers and has no desire to make this group better understood, including the established stereotypes. Подсегмент потребителей старшего возраста не рассматривают сегодня в русском туристическом бизнесе, чтобы он стал привлекательным, так как чаще всего признается банкротом. Расширение возраста аудитории потребует, в первую очередь, пересмотра политики ассортимента многих туристических фирм и предприятий гостиничного бизнеса, и затем других элементов комплекса маркетинга для продуктов «старший туризм». На самом деле, с точки зрения стратегического управления, потребители старшего возраста "слепая зона" в компаниях, что означает, что индустрия туризма не имеет никакой реалистической идеи об этой группе потребителей и не имеет никакого желания сделать эту группу более понятой, включая установленные стереотипы.
Роль исследований потребительского поведения туристов в разработке стратегии туристского региона   Изучение процесса принятия решения о поездке и выбора дестинации должно стать основой маркетинговой стратегии туристского региона. Одной из основных задач маркетинга туристкой дестинации должно стать управление многочисленными факторами, оказывающими влияние на решение туристов. Считается, что в основе поведения туристов лежит такая же схема потребительского поведения как и при любой другой покупке. Однако имеется ряд значительных факторов, отличающих потребительское поведение в сфере туризма от других сфер.

Методы сбора и анализа данных в исследованиях

Методы сбора данных

Название статьи Англ. яз. Русский яз.
Consumer behaviour: influence of place of residence on the decision-making process when choosing a tourist destination Поведение потребителей: влияние места жительства на процесс принятия решений при выборе туристского направления The research sample was the population of the Bačka region (a region in the province of Vojvodina/Serbia), and the sample which represents the general population consists of individuals who consume the services of selected travel agents in Novi Sad, Subotica, Sombor, Bačka Topola and Vrbas. The questionnaires reflect the opinions of potential tourists about the process of decision-making when selecting a tourist destination. The survey included people living in the cities where the research was conducted. Выборка исследования состоит из населения области Bačka (область в провинции Воеводины / Сербия), и представляет население, в целом состоящее из физических лиц, потребляющих услуги выбранных туристских агентов в Нови-Сад, Суботица, Сомбор, Бачка-Топола и Врбас. Анкеты отражают мнение потенциальных туристов о процессе принятия решений при выборе туристского направления. В исследовании приняли участие люди, живущие в городах, где проводилось исследование.
Aging Population and Tourism: Socially Determined Model of Consumer Behavior in the "Senior Tourism" Segment Старение населения и туризм: социально обусловленные модели поведения потребителей в “старшем сегменте туризма” For identifying the needs of older people in the social and cultural activities sociological research was performed. In the study of the age group “65+”, we used the methods of the express measurements of public opinion, questionnaires and interviews on the street, which allowed us to determine the quality characteristics of the average person in this age group. Для идентификации потребностей пожилых людей в общественной и культурной деятельности было выполнено социологическое исследование. В исследовании возрастной группы “65 +”, мы использовали методы специальных измерений общественного мнения, анкетных опросов и интервью на улицах, которые позволили нам определять качественные особенности среднего человека в этой возрастной группе.    
Роль исследований потребительского поведения туристов в разработке стратегии туристского региона   Взяв за основу работу Ф. Пирса, предложим концептуальную схему анализа туристского поведения. На рис. 2 представлена модель процесса принятия решения о поездке, которая учитывает различные этапы этого процесса и совокупность разнородных факторов на него влияющих. Туристам предлагалось оценить каждый мотив, используя 9 бальную шкалу Ликкерта (от «не важно» до «очень важно»). На основе специального анализа с применением статистических методов 74 фактора были сгруппированы в 14 основных групп.

Методы анализа данных

Название статьи Английский язык Русский язык
Consumer behaviour: influence of place of residence on the decision-making process when choosing a tourist destination Поведение потребителей: влияние места жительства на процесс принятия решений при выборе туристского направления Indicators for all five phases of the decision-making process were identified in order to measure the influence of place of residence on different phases of the decision-making process when purchasing a tourist product. Показатели, используемые для всех пяти этапов процесса принятия решений были определены для того, чтобы измерить влияние места жительства на различных этапах процесса принятия решений при покупке туристского продукта.  
Questionnaires have been analysed according to the answers of 252 informants, but lacking the estimation of frequency variation within different phases: need awareness, information search, and estimation of alternatives, decision on the purchase, and purchase evaluation.   Анкеты были проанализированы в соответствии с ответами 252 информаторов, но без оценки изменения частоты в различных фазах: осознание потребности, поиск информации, оценка альтернатив, принятие решения о покупке, а также оценка покупки.
Multivariate analysis of variance (MANOVA) is a generalised form of univariate analysis of variance (ANOVA). It is used when there are two or more dependent variables and to detect whether changes in the independent variable(s) have significant effects on the dependent variables and what are interactions among the dependent variables and among the independent variables. Многофакторный дисперсионный анализ (MANOVA) является обобщенной формой однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). Он используется, когда есть два или более зависимых переменных для обнаружения изменения независимой переменной(ых), оказывающих значительное влияние на зависимые переменные и каковы взаимодействия между зависимой переменной и независимой.  
The features defining the specificity of groups and also those to be excluded from further research have been revealed by calculating the discrimi The discrimination coefficient is a correlation coefficient between the results obtained from a single question and from the whole questionnaire.nation coefficient.   Признаки, определяющие специфику групп, а также те, которые будут исключены из дальнейших исследований были выявлены путем расчета коэффициента дискриминации.
The discrimination coefficient is a correlation coefficient between the results obtained from a single question and from the whole questionnaire. Коэффициент дискриминации это коэффициент корреляции между результатами полученными из одного вопроса и от всей анкеты.

Развитие концепций

Название статьи    
Consumer behaviour: influence of place of residence on the decision-making process when choosing a tourist destination Поведение потребителей: влияние места жительства на процесс принятия решений при выборе туристского направления The results show that place of residence strongly affects all phases of the decision-making process. The researchers also managed to address the most sensible and vulnerable indicator of the decision-making process when сhoosing a destination. The following indicators were recognised as statistically important: аfter analysing the discrimination coefficient, we noticed that its values are the highest regarding the following indicators: place of purchasing a package tour (kup2) (0.145); influence of the price and mean of payment on the choice when purchasing a tourist product (kup4) (0.092); and factors of the influence when deciding on the purchase of a tourist product (kup1) (0.090).   Результаты показывают, что место жительства сильно влияет на все этапы процесса принятия решений. Исследователям также удалось решить наиболее чувствительные и уязвимые индикаторы процесса принятия решений при выборе место назначения. Следующие показатели были признаны статистически важными: После анализа коэффициента дискриминации, мы заметили, что ее значения являются самыми высокими в отношении следующих показателей: место покупки турпакета (Kup2) (0,145); Влияние цены и средства платежа по выбору при покупке туристского продукта (kup4) (0,092); и факторы влияния при принятии решения о приобретении туристского продукта (kup1) (0,090).  
Aging Population and Tourism: Socially Determined Model of Consumer Behavior in the "Senior Tourism" Segment Старение населения и туризм: социально обусловленные модели поведения потребителей в “старшем сегменте туризма”   The majority of older people want to lead an active life, to gain additional knowledge and skills to master new technologies, to communicate, to fill life with events, get positive emotions.   Большинство пожилых людей хочет провести активную жизнь, извлечь пользу и дополнительные знания и навыки, чтобы справиться с новыми технологиями, общаться, заполнить жизнь событиями, получать положительные эмоции.  
Роль исследований потребительского поведения туристов в разработке стратегии туристского региона   Выбор дестинации как ключевой аспект потребительского поведения туриста представляет собой многоэтапный процесс и начинается задолго до принятия окончательного решения. Поведенческие особенности туриста мало поддаются прямому управлению, но возможно косвенное воздействие.

Общий анализ показал, что исследования потребительского поведения туристов, процесса принятия решения о поездке должны составлять основу в разработке стратегии туристского региона. Так, для разработки маркетинговой стратегии туризма, принятия адекватных действий по формированию и продвижению туристского продукта необходимо понимать, как люди воспринимают туристские дестинации, время путешествий, рекламу, на основе какой информации они принимают решение о путешествии, как они принимают решения, какие факторы и как влияют на это. В туризме имеется ряд значительных факторов, отличающих потребительское поведение от других сфер.

Выбор дестинации как ключевой аспект потребительского поведения туриста представляет собой многоэтапный процесс и начинается задолго до принятия окончательного решения. Процесс принятия решения о поездке на каждом из его этапов подвержен влиянию личных, поведенческих особенностей потенциального туриста, особенностей дестинации, а также таких внешних факторов как социальное устройство, культура и т. д. Поведенческие особенности туриста, например, мало поддаются прямому управлению, но возможно косвенное воздействие посредством предоставления продукта, отвечающего этим особенностям. Понимание мотивации позволяет правильно выделить свой сегмент ранка, сформировать тот продукт, который будет востребован целевой аудиторией, и разработать адекватную маркетинговую кампанию по продвижению. Исследования в области процессов принятия решений также имеют важное значение для создания проекта желаемого направления в соответствии с туристами, которых предполагается привлечь.

Результаты исследования показывают, что место жительства сильно влияет на все этапы процесса принятия решений.

Для развития туристического рынка и продуктов туризма, важно определить новые демографические проблемы и преобразования в структуре общества. Например, необходимо учитывать такие факторы, как старение населения.

С растущим числом туристической категории «65 +» значительный интерес будет к отелям, в которых не только доступно медицинское обслуживание, но также специальный уход за пожилыми людьми. Размещение пожилых людей и принятие их особых потребностей станут приоритетом для многих международных гостиничных сетей. Исследование показало, что большинство пожилых людей хочет провести активную жизнь, извлечь пользу и дополнительные знания и навыки, чтобы справиться с новыми технологиями, общаться, заполнить жизнь событиями, получать положительные эмоции. Туризм может и должен будет ответить на этот запрос, предложив новые типы и формы туризма, новые технологии обслуживания.

Таким образом, для привлечения туристов необходимо четко понимать – почему турист совершает поездку, понимать его потребительское поведение.

Заключение

В ходе научно – исследовательской работы были проанализированы статьи, посвященные проблеме потребительского поведения туристов и выявлены ключевые моменты, объясняющие то или иное поведение людей, пользующихся услугами туризма.

Таким образом, в данной работе были рассмотрены объективные и субъективные факторы, побуждающие потребителя к принятию решения о путешествии и влияющее на его поведение при выборе туристического продукта среди множества альтернатив и возможностей.

Особое влияние было уделено российскому и зарубежному опыту изучения объективных и субъективных причин и мотивов путешествия, а также зависимость между стилем жизни, демографическими аспектами и выбором условий путешествия.

В рассмотренных статьях показана роль демографических аспектов в туризме, их специфика. Дана характеристика структуры демографических аспектов и их классификация. Рассмотрены вопросы выбора туристического продукта на уровне конкретного потребителя, а также возможный механизм принятия им решения.

Наши рекомендации