Сущность и методология социологического изучения религии.
Основные идеи социологии религий изложены в работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии».
Дюркгейм поставил перед собой цель проанализировать социальные корни и социальные функции религии.
Дюркгейм отвергает определения религии через веру в бога (так как существуют религии без бога), через веру в сверхъестественное (последнее предполагает противоположную веру – в естественное, возникающую сравнительно недавно вместе с позитивной наукой) и т.п.
Он исходит из того, что отличительной чертой религиозных верований всегда является деление мира на две резко противоположные сферы: священное и светское (при этом в сферу священных объектов могут быть включены и вполне заурядные объекты).
Религия – «связная система верований и обрядов, относящихся к священным, запретным вещам; объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками».
Будучи порождением общества, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы.
Религия – это символическое выражение общества; поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу.
Дюркгейм переносил особенности тотемизма на современные религии и отвергал идею Бога, как необходимого элемента религиозных систем.
Главный компонент религии – практическая религиозная деятельность, выражающаяся в коллективном отправлении обрядов.
Выражая определенные общественные потребности, религия выполняет необходимые общественные функции:
Социальные функции религии:
- дисциплинарная (принуждение и контроль за действиями верующих);
- цементирующая, (укрепление социального единства среди верующих);
- воспроизводящая (передача социально-культурного наследия новому поколению и его оживление);
- эйфорическая (создание радостного чувства социального благополучия);
- функция общественного интегратора, прародителя и транслятора культуры.
Религиозные обряды выполняют важнейшую социальную задачу – служат поддержанию и укреплению социальной солидарности общества, а на индивидуальном уровне укрепляют веру человека в свои силы.
Идеология выполняет интегрирующую, мобилизующую, регулирующую и организующую роль в обществе, а на уровне индивида способствует возникновению чувства уверенности, социального благополучия.
Мораль рассматривалась как система объективных правил поведения, отличительным признаком которых была их императивность, принудительность и личная заинтересованность в моральных ценностях.
Вклад Дюркгейма в развитие науки.
Дюркгейм – создатель социологии как науки, как профессии и предмета преподавания.
- первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет социологии – социальную сферу;
- дал убедительное онтологическое обоснование необходимости социологии;
- разработал методологические принципы социологической мышления, конкретные методы, правила и процедуры;
- внес вклад в самые разные отрасли социологического знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни;
- в институционально-организационном аспекте, социология во Франции стала университетской дисциплиной.
Библиографический список:
1. Е.И. Кукушкина История социологии: Учебник-М.:Высш.шк.,2009. (Глава 3, § 3.1)
2. Зборовский Г.Е. История социологии: учебник. – М.: Гардарики, 2004. (Глава 10).
3. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. Учебник – М.: Издательский Дом «Высшее образование и Наука», 2007. (Глава 4).
4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. (Лекция 6)
5. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под. ред. проф. В.И. Добренькова. – Кн. 1: История социологии (XIX – первая половина XX в.) – М.: ИНФРА-М, 2004. (стр. 79-104)
6. Ритцер Дж. Современные социологические теории.5-е изд.-СПб.:Питер,2002. (Глава 1)
7. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор - академик ИС РАН Г.В. Осипов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА -М),2001. (Глава 7)