Тема 3. Социальное пространство и социальная структура 4 страница

Но бывают и другие пути распространения идей. Нередко сама власть симпатизирует сообществу и является проводником его идей. Допустим, какое-то проведение реформ. Сообщество понимает, что реформы необходимы в данное время в данном обществе. Потом к такому же решению приходит сама власть и проводит эти реформы «сверху», так что радикальный метод устранения действующей власти здесь отпадает.

Существует третий путь проникновения идей сообщества в общество через общественное мнение – путем пропаганды. Общественное мнение – это совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения либо его частью. Общественное мнение – мощнейший механизм социального контроля. Поэтому, если управлять общественным мнением, можно добиться многого. Если удается завладеть общественным мнением, то они, распространяясь в массах, становятся материальной силой. Так как общественное мнение – это большинство, то, несомненно, оно каким-то образом может влиять на власть. К тому же, общественное мнение – это очень удобное средство для пропаганды идей сообщества. Это мнение толпы, если говорить грубо, а толпа, как заметил еще Г. Лебон, легковерна, внушаема и нетерпима. Она может заставить власть пойти на какие-то уступки. Таковы возможные механизмы проникновения идей сообщества в общество.

Если такие идеи проникли в общество, то они должны там закрепляться. Существует также несколько путей закрепления идей сообщества в обществе.

Один путь – с помощью практики. Власть, симпатизирующая сообществу, активно претворяет его идеи в жизнь. Или общественное мнение заставляет это сделать власть, постепенно усиливая на нее давление.

Другой путь возможен, когда власть захвачена насильно. Ее захватывают молодые члены сообщества, и чтобы закрепить свои идеи в обществе (так как оно до них еще не дозрело и может отторгнуть), создают охранительно-карательные организации, которые следят, чтобы общество не отторгало идеи. Вскоре сообщество, закрепив свои идеи, становится консервативным, как старое общество, в нем образуются новые сообщества, неформальные, являющиеся оппозицией власти, распространяют свои идеи по одному из трех путей, и, если снова выберут революционный путь, то все повторяется сначала. Это вносит в общество сумятицу и нестабильность, поэтому предпочтительнее два других пути.

Задание 3 Эволюция человеческого общества

Формулировка задания. Основные фазы социогенеза совпадают с четырьмя типами обществ, последовательно сменявших друг друга.

Первая фаза – первобытное стадо, где существовали преимущественно зоологические отношения доминирования, кормления и распределения добычи.

Вторая фаза – родоплеменная община. Зарождаются институты семьи, брака и родства. Возникают собственно социальные отношения, социальные нормы (табу) и социальные коллективные символы (тотемы). Это эпоха позднего палеолита.

Третий тип – вождества, которые представляют собой переходную форму к четвертому этапу, ранним или сложным обществам. В период вождеств появляются социальное неравенство, социальная дифференциация людей, формальная власть и наследственная аристократия. Вождества – период раннего земледелия и протогосударств.

Сложные общества – период зрелого земледелия, складывающегося государства, социальной стратификации, многоуровневой системы управления.

Комментарий. 1. Составьте хронологию четырех типов обществ – приблизительно когда каждый из них возник и сколько существовал. 2. Определите, когда возникла нуклеарная семья. Для какого типа она более всего характерна.

Вариант 1

Выделять характерные черты разных типов общества оказалось занятием забавным, так как чем больше источников читаешь, тем большее разнообразие ответов получаешь.

Приблизительной продолжительностью существования локальной группы можно считать 2 в. до н. э., 6–7 вв. до н. э., 7–8 вв. до н. э. На какой дате все-таки остановиться, все источники заслуживают доверия, каждый может по-своему аргументировать. На нашей территории они располагались от Среднего Приднепровья до ядра Киевской Руси. Отличительными особенностями способа хозяйствования была общность территорий и элементов хозяйственной культуры. Отсутствие частной собственности характеризует этот отрезок времени, но у людей уже начинают появляться личные вещи. Старшие мужчины имели определенные привилегии, меньше работали; женщинам и детям не разрешалось есть некоторые виды пищи. Женщины могли быть в приниженном положении, с детьми начинали немного считаться только при их взрослении. Но при переходе во взрослость им предстояло выдержать трудные, порой мучительные испытания.

У племен охотников, собирателей и рыболовов существовала примитивная религия, связанная с их образом жизни. Появление религиозных верований было очень важным водоразделом между человеком и животными. Он теперь выступает как мыслящее существо, стремящееся понять причины явлений. Люди заметили, что внутри них есть нечто неосязаемое (сознание, мысль, сны, галлюцинации и т.п.), что руководит телом или существует как бы отдельно. Отсюда было сделано гениальное для примитивных существ заключение о душе и духах, ставшее основой духовной жизни людей на протяжении многих тысячелетий. Появление религии впервые выделило группу людей интеллектуальной деятельности: знахарей, колдунов, шаманов и пр., ставших одновременно и хранителями знаний, мудрости. С религией связано первобытное искусство, которое известно по сохранившимся удивительным рисункам на стенах пещер. Такие рисунки найдены и на Южном Урале (Капова пещера).

Присутствует деление народы, фратрии. Социальная организация – племя, то есть, имеющая перечисленные признаки управления, ведения хозяйства, общения. Для более позднего этапа существования племени характерны самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Во главе всего этого был управленческий аппарат, состоящий из старейшин и Совета старейшин.

В общем-то элементарные составляющие, но какие важные для понимания последующего разветвления и усложнения политической, социальной и в дальнейшем образуемых систем власти.

Община – первичная форма социальной организации, возникшая на основе природных, кровнородственных связей. В процессе образования классового общества и государства первобытное общество трансформируется в соседскую (территориальную) организацию сельского населения.

Продолжительностью существования родовой общины исследователи чаще всего называют 2–5 вв. н. э. В разные времена года она сильно различалась по численности, так как условия жизни, общественные отношения, занятия и многое другое в этот период исключительно зависят от тех природных условий, в которых находятся первобытные люди. Способ хозяйствования еще не претерпевает кардинальных изменений и остается на основе природных, кровнородственных связей. Коллективный труд и потребление обусловлены низким уровнем развития производственных сил. То же с формами собственности – частной не существовало, но личные вещи имелись. Социальная организация: основной ячейкой общества является материнский род, позже – отцовская большесемейная община. Продолжают котироваться правила и запреты для младших и слабых. Уравнительное распределение продуктов. Охотничья или иная добыча одних должна была делиться на всех или многих. Образование государства, развитие феодальных отношений.

По-видимому, у древних существовали запреты на вступление в брак в своем роде. Брачные обычаи вообще могли быть очень сложны. Чаще всего должно было существовать не менее четырех близких родов, члены которых по определенным правилам вступали между собой в брак. Главную основу первобытного строя составляют родственные отношения. Само положение человека в коллективе зависело от пола и возраста.

А его взаимоотношения с сородичами строились прежде всего в зависимости от степени родства между ним и каждым членом. Об управленческом аппарате можно сказать то, что он заключался в полном или частичном самоуправлении. «Руководящие посты» занимали старейшины и Совет старейшин. Государства как такового не существует.

Упоминается в литературе Совет старейшин, также как и в локальной группе.

«Вождества» – термин близкий к понятию «военная демократия» (введен Л. Г. Морганом). Такой тип общества на территории нашей страны существовал в 6–8 вв. н. э. Социальная организация характеризуется сохранением остатков первобытного коллективизма и демократии на стадии разложения первобытнообщинного строя. Управление племенем или союзом племен осуществляется родоплеменной или военной верхушкой во главе с наследственными вождями (князь). Высшим органом управления продолжало оставаться народное собрание – вече, обеспечивающее и политическое, и экономическое равенство всех членов племени. Постепенно его значение падает. Зато усиливается роль племенных старейшин, главы родов, патриархальных семей. Вокруг племенных князей формируются дружины, лично подданные только им. Сосредоточение в руках военно-дружинных корпораций всей полноты власти, создается система свободной эксплуатации населения. В политической жизни медленные, но перемены. Начинается последняя стадия родоплеменного строя («военная демократия»). Проявляются некоторые ощутимые зачатки государства. Переход от первобытного строя к феодализму (8–9 вв. н. э.).

Общество – носитель всей совокупности общественных функций: производительной, семейно-бытовой и идеологической.

Государство – это организация (аппарат, машина) насилия и принуждения, созданная для того, чтобы определенные общественные группы, слои (классы) могли держать в постоянном угнетении (эксплуатировать) другие общественные группы, перераспределять в свою пользу богатства и привилегии.

Чем же отличается аграрное общество от предыдущих типов общества. Что нового? Способ хозяйствования переходит в стадию феодальных отношений. Личная крепостная зависимость проявляется в барщине, оброке, других повинностях. Форма собственности – общинное землевладение. Государство становится феодальным. Это период с конца XVIII до начала XIX века.

Индустриальное общество охватывает период с XIX до начала XX века. Способ хозяйствования характеризуется усилением крепостных форм хозяйствования, увеличением барщины и оброка, и плюс многоукладный характер экономики, подневольный труд крепостных на промышленных предприятиях был непроизводительным, затруднен технический прогресс. Форма собственности: помещичье право на землю и крепостных. Социальная организация характеризуется ростом новых классов: буржуазии и рабочих. Что можно сказать о типе государства? Самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства.

Бесспорно, любой тип общества заслуживает детального рассмотрения. Каждый из них может поведать об интереснейшем времени, индивидуальности и неповторимости существовавшего. В кратком изложении это может выглядеть примерно так. Но при более тщательном анализе видны зачатки чего-то современного. Об истории нельзя думать пренебрежительно: что-то вроде было, но прошло и уже не имеет значения. «Не знать, что было до того, как ты родился, значит оставаться всю жизнь ребенком» (Квинтилиан).

Вариант 2

Нижней границей, то есть началом первой фазы предположительно было время около 2 миллионов лет назад. Это время появления первых каменных орудий, свидетельствовавших, вероятно, о появлении предшественника человека как отдельного вида (архантропы, человек прямоходящий, Homo erectus ).

Это как раз начало палеолита (древнего каменного века). Вероятнее всего, период первой фазы – время древнего (низшего) палеолита, так как именно он связан с существованием древнейших людей.

Этап же позднего (верхнего) палеолита уже связан со второй фазой социогенеза (родовая община). Предположительно, в то время возник человек современного типа, который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Скорее всего, именно в этот период возник институт семьи, то есть это около 500 тысяч лет назад.

Рубеж верхнего палеолита – 40 тысяч лет назад. «Человек разумный» становится единственным представителем семейства гоминид ( Homo ) и заселяет практически всю Землю. Это уже время перехода простого общества в вождества, то есть к третьей фазе социогенеза.

Так как появление сложного общества тесно связано с зарождением такого института общества как государство (что происходит 5–6 тысяч лет назад), то именно период с 30–40 тысяч до 5–6 тысяч – период тождеств, то есть третьей фазы социогенеза. Время подобных протогосударственных образований характеризуется появлением социальной дифференциации людей, но еще отсутствующей социальной стратификацией. Уже есть огородничество, но нет пашенного земледелия, уже есть избыточный продукт, но нет прибавочного.

Как уже было сказано, появление сложного общества связано с появлением государства (5–6 тыс. лет назад), а также с появлением стратификации и письменности (10 тыс. лет назад). Таким образом, последняя, четвертая фаза социогенеза началась примерно 5–6 тыс. лет назад (табл. 3.1).

Таблица 3.1

<>align="center" cellpadding="0" cellspacing="0"> Фазы социогенеза Характерные черты Период Удельный вес периода
Первая фаза Первобытное стадо 2 миллиона-500 тысяч лет назад 75%
Вторая фаза Родоплеменная община 500-40 тысяч лет назад 23%
Третья фаза Вождество, протогосударство 40-6 тысяч лет назад 1,7%
Четвертая фаза Сложное общество 6 тысяч лет назад 0,3%

Именно в сложных обществах личные, кровнородственные отношения заменяются безличными, неродственными. На начальном этапе существовало аграрное общество, которое характеризуется пашенным земледелием, привязанностью людей к земле при господстве деревни как замкнутой территориальной общины, ведущей натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком. Основной ячейкой является сложная, расширенная семья (включающая родителей, детей, многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер), то есть довольно крупная организация людей, объединенная родственным признаком. Правда, для того времени уже характерна моногамия, то есть форма брака, позволяющая иметь только одного супруга. Возможно, это и способствовало к возникновению нуклеарной семьи, то есть такой семьи, которая состоит из взрослых и детей, которые от них зависят. Однако в период аграрного общества такой тип семьи не является доминирующим. Кажется наиболее вероятным, что нуклеарная семья стала характерна для следующих этапов развития сложного общества – индустриального и постиндустриального общества, для которых обширные родственные связи перестали иметь то значение, которое они имели ранее: например, для обработки земли уже не нужно большого количества людей для кооперации труда, взаимовыручки и совместной охраны территории (там, где нужно много людей, их можно нанять), а большинство населения оказывается занято либо в производящей, либо в обслуживающей сфере, для которых характерен индивидуализм и высокая индивидуальная заработная плата, при которой работающий член семьи может прокормить оставшихся членов нуклеарной семьи, тогда как неработающий может ухаживать за ребенком. К тому же, нуклеарная семья характерна прежде всего для городского образа жизни, то есть распространение этого типа семьи тесно связано с процессом урбанизации, который в свою очередь является необходимым условием возникновения и развития индустриального общества.

Комментарий. Оба варианта сделаны на достаточно приличном уровне и получили отличные оценки. Одно из самых ценных качеств студенческой работы, разумеется, после правильного понимания сути дела, это полнота раскрытия темы. Краткий ответ может быть правильным по существу, но он вряд ли заслуживает высокой оценки потому, что речь идет не об ответах на экзамене, где мало времени и под рукой нет никакой литературы. Речь идет о домашнем задании, которое требует вдумчивого и обстоятельного анализа с широким привлечением источников. Вот почему я, сравнивая различные варианты, высокие оценки ставил далеко не всем, хотя редко кто ошибался с сутью вопроса. Выше приведены две наиболее удачные работы. Они разные по способу и манере выполнения, но их отличает от других полнота освещения вопроса и трудолюбие авторов.

Задание 3 Эволюция человеческого общества

Формулировка задания. Основные фазы социогенеза совпадают с четырьмя типами обществ, последовательно сменявших друг друга.

Первая фаза – первобытное стадо, где существовали преимущественно зоологические отношения доминирования, кормления и распределения добычи.

Вторая фаза – родоплеменная община. Зарождаются институты семьи, брака и родства. Возникают собственно социальные отношения, социальные нормы (табу) и социальные коллективные символы (тотемы). Это эпоха позднего палеолита.

Третий тип – вождества, которые представляют собой переходную форму к четвертому этапу, ранним или сложным обществам. В период вождеств появляются социальное неравенство, социальная дифференциация людей, формальная власть и наследственная аристократия. Вождества – период раннего земледелия и протогосударств.

Сложные общества – период зрелого земледелия, складывающегося государства, социальной стратификации, многоуровневой системы управления.

Комментарий. 1. Составьте хронологию четырех типов обществ – приблизительно когда каждый из них возник и сколько существовал. 2. Определите, когда возникла нуклеарная семья. Для какого типа она более всего характерна.

Вариант 1

Выделять характерные черты разных типов общества оказалось занятием забавным, так как чем больше источников читаешь, тем большее разнообразие ответов получаешь.

Приблизительной продолжительностью существования локальной группы можно считать 2 в. до н. э., 6–7 вв. до н. э., 7–8 вв. до н. э. На какой дате все-таки остановиться, все источники заслуживают доверия, каждый может по-своему аргументировать. На нашей территории они располагались от Среднего Приднепровья до ядра Киевской Руси. Отличительными особенностями способа хозяйствования была общность территорий и элементов хозяйственной культуры. Отсутствие частной собственности характеризует этот отрезок времени, но у людей уже начинают появляться личные вещи. Старшие мужчины имели определенные привилегии, меньше работали; женщинам и детям не разрешалось есть некоторые виды пищи. Женщины могли быть в приниженном положении, с детьми начинали немного считаться только при их взрослении. Но при переходе во взрослость им предстояло выдержать трудные, порой мучительные испытания.

У племен охотников, собирателей и рыболовов существовала примитивная религия, связанная с их образом жизни. Появление религиозных верований было очень важным водоразделом между человеком и животными. Он теперь выступает как мыслящее существо, стремящееся понять причины явлений. Люди заметили, что внутри них есть нечто неосязаемое (сознание, мысль, сны, галлюцинации и т.п.), что руководит телом или существует как бы отдельно. Отсюда было сделано гениальное для примитивных существ заключение о душе и духах, ставшее основой духовной жизни людей на протяжении многих тысячелетий. Появление религии впервые выделило группу людей интеллектуальной деятельности: знахарей, колдунов, шаманов и пр., ставших одновременно и хранителями знаний, мудрости. С религией связано первобытное искусство, которое известно по сохранившимся удивительным рисункам на стенах пещер. Такие рисунки найдены и на Южном Урале (Капова пещера).

Присутствует деление народы, фратрии. Социальная организация – племя, то есть, имеющая перечисленные признаки управления, ведения хозяйства, общения. Для более позднего этапа существования племени характерны самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Во главе всего этого был управленческий аппарат, состоящий из старейшин и Совета старейшин.

В общем-то элементарные составляющие, но какие важные для понимания последующего разветвления и усложнения политической, социальной и в дальнейшем образуемых систем власти.

Община – первичная форма социальной организации, возникшая на основе природных, кровнородственных связей. В процессе образования классового общества и государства первобытное общество трансформируется в соседскую (территориальную) организацию сельского населения.

Продолжительностью существования родовой общины исследователи чаще всего называют 2–5 вв. н. э. В разные времена года она сильно различалась по численности, так как условия жизни, общественные отношения, занятия и многое другое в этот период исключительно зависят от тех природных условий, в которых находятся первобытные люди. Способ хозяйствования еще не претерпевает кардинальных изменений и остается на основе природных, кровнородственных связей. Коллективный труд и потребление обусловлены низким уровнем развития производственных сил. То же с формами собственности – частной не существовало, но личные вещи имелись. Социальная организация: основной ячейкой общества является материнский род, позже – отцовская большесемейная община. Продолжают котироваться правила и запреты для младших и слабых. Уравнительное распределение продуктов. Охотничья или иная добыча одних должна была делиться на всех или многих. Образование государства, развитие феодальных отношений.

По-видимому, у древних существовали запреты на вступление в брак в своем роде. Брачные обычаи вообще могли быть очень сложны. Чаще всего должно было существовать не менее четырех близких родов, члены которых по определенным правилам вступали между собой в брак. Главную основу первобытного строя составляют родственные отношения. Само положение человека в коллективе зависело от пола и возраста.

А его взаимоотношения с сородичами строились прежде всего в зависимости от степени родства между ним и каждым членом. Об управленческом аппарате можно сказать то, что он заключался в полном или частичном самоуправлении. «Руководящие посты» занимали старейшины и Совет старейшин. Государства как такового не существует.

Упоминается в литературе Совет старейшин, также как и в локальной группе.

«Вождества» – термин близкий к понятию «военная демократия» (введен Л. Г. Морганом). Такой тип общества на территории нашей страны существовал в 6–8 вв. н. э. Социальная организация характеризуется сохранением остатков первобытного коллективизма и демократии на стадии разложения первобытнообщинного строя. Управление племенем или союзом племен осуществляется родоплеменной или военной верхушкой во главе с наследственными вождями (князь). Высшим органом управления продолжало оставаться народное собрание – вече, обеспечивающее и политическое, и экономическое равенство всех членов племени. Постепенно его значение падает. Зато усиливается роль племенных старейшин, главы родов, патриархальных семей. Вокруг племенных князей формируются дружины, лично подданные только им. Сосредоточение в руках военно-дружинных корпораций всей полноты власти, создается система свободной эксплуатации населения. В политической жизни медленные, но перемены. Начинается последняя стадия родоплеменного строя («военная демократия»). Проявляются некоторые ощутимые зачатки государства. Переход от первобытного строя к феодализму (8–9 вв. н. э.).

Общество – носитель всей совокупности общественных функций: производительной, семейно-бытовой и идеологической.

Государство – это организация (аппарат, машина) насилия и принуждения, созданная для того, чтобы определенные общественные группы, слои (классы) могли держать в постоянном угнетении (эксплуатировать) другие общественные группы, перераспределять в свою пользу богатства и привилегии.

Чем же отличается аграрное общество от предыдущих типов общества. Что нового? Способ хозяйствования переходит в стадию феодальных отношений. Личная крепостная зависимость проявляется в барщине, оброке, других повинностях. Форма собственности – общинное землевладение. Государство становится феодальным. Это период с конца XVIII до начала XIX века.

Индустриальное общество охватывает период с XIX до начала XX века. Способ хозяйствования характеризуется усилением крепостных форм хозяйствования, увеличением барщины и оброка, и плюс многоукладный характер экономики, подневольный труд крепостных на промышленных предприятиях был непроизводительным, затруднен технический прогресс. Форма собственности: помещичье право на землю и крепостных. Социальная организация характеризуется ростом новых классов: буржуазии и рабочих. Что можно сказать о типе государства? Самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства.

Бесспорно, любой тип общества заслуживает детального рассмотрения. Каждый из них может поведать об интереснейшем времени, индивидуальности и неповторимости существовавшего. В кратком изложении это может выглядеть примерно так. Но при более тщательном анализе видны зачатки чего-то современного. Об истории нельзя думать пренебрежительно: что-то вроде было, но прошло и уже не имеет значения. «Не знать, что было до того, как ты родился, значит оставаться всю жизнь ребенком» (Квинтилиан).

Вариант 2

Нижней границей, то есть началом первой фазы предположительно было время около 2 миллионов лет назад. Это время появления первых каменных орудий, свидетельствовавших, вероятно, о появлении предшественника человека как отдельного вида (архантропы, человек прямоходящий, Homo erectus ).

Это как раз начало палеолита (древнего каменного века). Вероятнее всего, период первой фазы – время древнего (низшего) палеолита, так как именно он связан с существованием древнейших людей.

Этап же позднего (верхнего) палеолита уже связан со второй фазой социогенеза (родовая община). Предположительно, в то время возник человек современного типа, который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Скорее всего, именно в этот период возник институт семьи, то есть это около 500 тысяч лет назад.

Рубеж верхнего палеолита – 40 тысяч лет назад. «Человек разумный» становится единственным представителем семейства гоминид ( Homo ) и заселяет практически всю Землю. Это уже время перехода простого общества в вождества, то есть к третьей фазе социогенеза.

Так как появление сложного общества тесно связано с зарождением такого института общества как государство (что происходит 5–6 тысяч лет назад), то именно период с 30–40 тысяч до 5–6 тысяч – период тождеств, то есть третьей фазы социогенеза. Время подобных протогосударственных образований характеризуется появлением социальной дифференциации людей, но еще отсутствующей социальной стратификацией. Уже есть огородничество, но нет пашенного земледелия, уже есть избыточный продукт, но нет прибавочного.

Как уже было сказано, появление сложного общества связано с появлением государства (5–6 тыс. лет назад), а также с появлением стратификации и письменности (10 тыс. лет назад). Таким образом, последняя, четвертая фаза социогенеза началась примерно 5–6 тыс. лет назад (табл. 3.1).

Таблица 3.1

<>align="center" cellpadding="0" cellspacing="0"> Фазы социогенеза Характерные черты Период Удельный вес периода
Первая фаза Первобытное стадо 2 миллиона-500 тысяч лет назад 75%
Вторая фаза Родоплеменная община 500-40 тысяч лет назад 23%
Третья фаза Вождество, протогосударство 40-6 тысяч лет назад 1,7%
Четвертая фаза Сложное общество 6 тысяч лет назад 0,3%

Именно в сложных обществах личные, кровнородственные отношения заменяются безличными, неродственными. На начальном этапе существовало аграрное общество, которое характеризуется пашенным земледелием, привязанностью людей к земле при господстве деревни как замкнутой территориальной общины, ведущей натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком. Основной ячейкой является сложная, расширенная семья (включающая родителей, детей, многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер), то есть довольно крупная организация людей, объединенная родственным признаком. Правда, для того времени уже характерна моногамия, то есть форма брака, позволяющая иметь только одного супруга. Возможно, это и способствовало к возникновению нуклеарной семьи, то есть такой семьи, которая состоит из взрослых и детей, которые от них зависят. Однако в период аграрного общества такой тип семьи не является доминирующим. Кажется наиболее вероятным, что нуклеарная семья стала характерна для следующих этапов развития сложного общества – индустриального и постиндустриального общества, для которых обширные родственные связи перестали иметь то значение, которое они имели ранее: например, для обработки земли уже не нужно большого количества людей для кооперации труда, взаимовыручки и совместной охраны территории (там, где нужно много людей, их можно нанять), а большинство населения оказывается занято либо в производящей, либо в обслуживающей сфере, для которых характерен индивидуализм и высокая индивидуальная заработная плата, при которой работающий член семьи может прокормить оставшихся членов нуклеарной семьи, тогда как неработающий может ухаживать за ребенком. К тому же, нуклеарная семья характерна прежде всего для городского образа жизни, то есть распространение этого типа семьи тесно связано с процессом урбанизации, который в свою очередь является необходимым условием возникновения и развития индустриального общества.

Комментарий. Оба варианта сделаны на достаточно приличном уровне и получили отличные оценки. Одно из самых ценных качеств студенческой работы, разумеется, после правильного понимания сути дела, это полнота раскрытия темы. Краткий ответ может быть правильным по существу, но он вряд ли заслуживает высокой оценки потому, что речь идет не об ответах на экзамене, где мало времени и под рукой нет никакой литературы. Речь идет о домашнем задании, которое требует вдумчивого и обстоятельного анализа с широким привлечением источников. Вот почему я, сравнивая различные варианты, высокие оценки ставил далеко не всем, хотя редко кто ошибался с сутью вопроса. Выше приведены две наиболее удачные работы. Они разные по способу и манере выполнения, но их отличает от других полнота освещения вопроса и трудолюбие авторов.

Наши рекомендации