Функционалистские концепции
Функционалистскую методологию использовали в своих исследованиях западные социологи, криминологи, психологи С. Борелли, К. Дэвис, М. Клинард, У. Старк, А. Эллис и др. Ее требования предписывают видеть в проституции нормальное социальное явление, имеющее универсальную общественно-историческую природу, характерное для всех времен и народов, независимо от уровня их цивилизованности.
Проституцию необходимо контролировать, но искоренить полностью невозможно. Общество и государство должны бороться не с проституцией как таковой, а с теми факторами, которые придают ей социально опасный, деструктивный, криминогенный характер. Максимально жесткие меры ее нормирования нецелесообразны, поскольку приведут к тому, что она уйдет в подполье и тем самым возрастет степень ее неподконтрольности, а значит и общественной опасности.
Существование проституции обусловлено особенностями человеческой психофизиологии и в первую очередь тем обстоятельством, что социальный институт семьи с его жесткой нормативной природой не отвечает в полной мере сексуальным интересам мужчин, сообщает
• 313 •
интимной жизни черты однообразной монотонности, порождает состояние сексуальной фрустрации.
Институт семьи, сложившийся сравнительно поздно, вошел в определенное противоречие с человеческой природой и в первую очередь с присущей ей мощной сексуальной энергетикой, наложил на нее характерные нормативные ограничения, сковал ее узами морали и права. На этом психофизиологическом и общественно-историческом фоне проституция выглядит как сфера дополнительных социально-сексуальных услуг, вносящая требуемое разнообразие в повседневную жизнь мужчин, не приносящая ощутимого урона семейно-брачным отношениям, служащая, как это ни парадоксально, укреплению общества, в том числе и института семьи.
Функционалисты утверждают, что, если бы женатые мужчины не имели возможности разнообразить свою сексуальную жизнь за счет проституток, по отношению к которым у них нет никаких нравственных обязанностей, то они стали бы искать серьезных связей с другими женщинами, что создало бы серьезную угрозу для их семей. Не будь этого социального института, в обществе заметно возросло бы количество сексуальных преступлений и в первую очередь изнасилований.
С позиций функционализма институт семьи и институт проституции тесно связаны между собой рядом зависимостей. Так, в условиях социальной нестабильности, где институт семьи пребывает в кризисном состоянии, проституция носит сугубо деструктивный характер, имеет яркую криминальную окрашенность, является активным рассадником венерических заболеваний. И напротив, в обстановке социальной стабильности, экономического благополучия основной массы населения проституция выполняет конструктивную функцию. Ее пребывание под неослабевающим контролем государства, полиции и системы здравоохранения позволяет свести к минимуму ее негативный потенциал и дает ей возможность служить специфическим средством укрепления института семьи.
Имеется еще один существенный фактор, заставляющий мужчин обращаться к услугам проституток. Это так называемая временная сексуальная изоляция, т. е.
•314*
состояние развода, вдовства, отрыва от семьи по обстоятельствам службы и т. п. Наряду с указанными нормальными естественными и социальными факторами, стимулирующими существование института проституции, имеются патологические факторы психологического и психофизиологического характера, не позволяющие мужчинам выстраивать нормальные интимные отношения с женщинами на основе взаимной привязанности и любви.
Функционализм указывает на характерные, исходящие уже от женщин предпосылки, обусловливающие существование проституции. Во-первых, это низкий уровень психического, ментального, духовно-нравственного развития. Во-вторых, гипертрофированный характер сексуальных потребностей. В-третьих, негативные социальные факторы —■ дефекты воспитания в неполноценных семьях с неблагополучными родителями, тяжелой атмосферой скандалов, пьянства, побоев, болезней, психических аномалий. В-четвертых, экономические причины, заставляющие женщин жертвовать собой ради того, чтобы иметь средства к существованию. Все это дает основание для выводов о том, что существование проституции, устойчивость и неискоренимость этого социального института обусловлены его способностью выполнять определенные социальные функции и тем самым обеспечивать жизнедеятельность общественного организма.
Интеракционистский подход
Представителями данного подхода являются Д. Грей, Г. Миллер, Э. Пальмер, Р. Прус и др. Интеракционист-ская методология позволяет им рассматривать проституцию как социальную модель межсубъектного взаимодействия, находящегося в непосредственной зависимости от множества социально-исторических факторов. Изменяющиеся во времени и пространстве, эти факторы вносят в проституцию как характерный социальный конструкт элементы изменчивости и относительности. Вся совокупность этих факторов подразделяется на две основные группы: 1) факторы, способствующие существованию и функционированию института проституции;
• 315 •
2) факторы, обеспечивающие контроль за ним со стороны общества и государства.
С позиций интеракционизма проституция — это исключительно социальный феномен, где статусами проститутки и клиента людей наделяет не природа, не характерные естественные наклонности, а социум. В результате подобной идентификации субъекты (в первую очередь проститутки) оказываются в зоне повышенного внимания со стороны институтов социального контроля, подлежат стигматизации (стигмат — клеймо, знак) как процедуре символического опускания проститутки на социальное «дно». Стигмат свидетельствует о моральной отверженности проститутки и предполагает, что она уже не вправе претендовать на высокую оценку своей личности в глазах социального окружения.
Интеракционистский подход позволяет исследовать различные грани субкультуры и социального статуса женщин, занимающихся проституцией, их отношения между собой, с посредниками-сутенерами, клиентами, представителями власти, полицией, социальными работниками, а также различные грани их самосознания, проявляющиеся в самооценке своей профессии и своей личности, в особенностях миросозерцания и той апологетической идеологии, с помощью которой они создают систему собственной психологической самозащиты от угрозы общественного остракизма.
Интеракционисты подразделяют проституток на различные группы и типы, выявляют наиболее характерные закономерности их социальной «карьеры». Так, наиболее распространенными классификациями являются следующие две. Первая исходит из фактора локализо-ванности очагов проституции: 1) уличные, вокзальные, портовые проститутки, самые дешевые, занимающие нижнюю ступень в иерархии их профессионального цеха; 2) гостинично-ресторанные проститутки, обслуживающие отели, клубы, казино; 3) «девушки по вызову», предназначенные для обеспеченных клиентов из среднего класса; 4) элитные проститутки-гетеры, обслуживающие высшие социальные группы — крупных государственных деятелей, министров, политиков, банкиров, бизнесменов, артистов.
•316*
Вторая классификационная модель берет за основу временной фактор:
1) начинающие проститутки;
2) женщины, продолжительное время занимающие
ся проституцией;
3) случайные проститутки, для которых проституи
рование в силу тех или иных причин имеет кратковре
менный, разовый характер.