Институт как социальная организация

Социальная организация — это такой способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.

Подорганизацией понимают такую форму или такой способ совместной деятельности людей, при которой она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной.

Организации свойственна такжеиерархия — вертикальное расположение людей по рангам, иуправление — механизм, упорядочивающий взаимодействие людей. Каждый человек в организации имеет четко поставленные цели и задачи, которые и призван выполнять. Такая система называется административной, или целевой.

Целевая структура — система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, картами функциональных обязанностей, штатным расписанием. Она включает в себя:

· распределение функций (горизонтальная организация) между бригадами, участками, цехами, отделами (структура и способы их действия оформлены положениями, инструкциями и другими официальными документами);

· субординацию должностей (вертикальная специализация) — объем и меру ответственности в принятии решений на разных уровнях;

· систему коммуникаций, т. е. средства и каналы передачи информации, которая движется «сверху вниз» (передача распоряжений, указаний, заданий), «снизу вверх» (отчеты подчиненных) и по горизонтали (консультация и обмен мнениями равных по рангу).

Все функции и обязанности, которые должен выполнять сотрудник в организации, записываются в его должностную инструкцию.

Иерархия — и в обществе, и в организации — представляет систему вертикально расположенных сверху вниз позиций, при этом нижние контролируются и подчиняются верхним.

Таким образом,социальная организация — это совокупность иерархически расположенных социальных позиций (статусов), выполняемых функций (ролей), форм деятельности, отношений и связей работников. В социальной организации единицей служит не индивид как таковой, а его роль.

По мнению Дж. Бизанц и М. Бизанц,структура института как социальной организации включает следующие составные части:

· персонал;

· инструменты или оборудование;

· нормы и инструкции, описывающие то, как ими пользоваться

Образование и наука

Система образования как институт включает следующие компоненты:

· органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

· сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

· творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

· учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

· образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

· учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

· периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

· Кфункциям образования относят:

· • передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространения культуры;

· • генерирование и хранение культуры общества;

· • социализацию личности, особенно молодежи и ее интеграцию в общество;

· • определение статуса личности;

· • социальный отбор (селекции), дифференциацию членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

· • обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

· • создание базы знаний для последующего непрерывного образования (техникум, вузы, аспирантура, различные курсы и т. д.)

· • социокультурные инновации, разработки и создания новых идей и теорий, открытий и изобретений;

· • социальный контроль

Школа и вуз — это сложные организации, разрешенные к учреждению государством, и в этом смысле они подобны большинству других бюрократий. Вуз имеет должностную иерархию, с различными подразделениями и своим внутренним уставом, который упорядочивает отношения между подразделениями. Здесь существуют формальные и неформальные каналы коммуникации, система контроля и вознаграждений.

Образование в современных странах — это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем.

Отличительная черта института высшего образования в СССР —система централизованного распределения выпускников.

Наши рекомендации