В марксистской теории личности главный аспект исследования посвящен Взаимодействию личности и общества, т.е. установлению зависимости свойств личности от общественно-экономических и предметно-деятельностных особенностей ее социализации. |
При этом общественная сущность человека раскрывается тремя основными тезисами: |
1)«Человек – существо общественное» Этот тезис выдвинут очень давно и противопоставляется односторонней биологической интерпретации человека. Человек является биологическим существом, но в то же время он - существо социальное, так как его существенные свойства возникают в процессе общественной жизни людей, имеют социальную природу. |
2)«Человек развивается как социальное существо, прежде всего благодаря труду» Труд обусловил кооперацию, способствовал развитию мышления и языка. Он является организующим элементом социальной жизни людей. |
3)«Человек – исторически изменяющееся существо» Биологические свойства человека меняются в течение веков, а социальные - в исторически короткие сроки. |
Итак, предметом социологического анализа является не абстрактный, стоящий вне социальной структуры человек, а личность, которой присущи определенные социальные качества (типовые). Однако личность - не пассивный результат общественного развития, не механический продукт социального окружения. Часть процесса развития личности протекает как самоформирование. Оно выражается в сознательном принятии решений и в сознательных действиях. |
Каждый человек обладает неповторимыми индивидуальными чертами и определенной индивидуальной структурой, которые формируют его поведение. Воздействие среды специфически «преломляется» индивидом и преобразуется в индивидуальных установках и поведении. |
Социология должна показать социальное содержание личности, выявить, как определенные социальные факторы отражаются в ее структуре и действиях, поскольку понятно, что каждый человек проходит индивидуальный путь развития. Формирование человека начинается с его рождения, сначала протекает в семье, в дошкольных учреждениях, а затем – в школе, в окружении друзей, в секциях, в кружках и т.д. Большое влияние оказывают литература и искусство, СМИ. |
Под влиянием социальной среды, непосредственных отношений с другими людьми, групповых отношений личность усваивает принятые в обществе нормы, ценности, привычки. |
Проникновение личности в общество, осознание ею своего места в социальной структуре характеризует процесс интеграции. |
Интеграция личности в обществе | это процесс установления оптимальных связей между личностью и обществом. |
Включение человека в общество, общественные отношения, осуществляется посредством его интеграции в различные социальные общности, социальные институты. |
Выделяют четыре уровня интеграции личности в обществе. |
1. Интеграция в социально-экономических отношениях | Процесс включения в общество посредством трудовой деятельности, принадлежности к определенному социальному классу (слою). Данный вид интеграции начинается еще в детстве - опосредованно, через родительскую семью, школу и другие социальные институты. |
2. Функциональная интеграция | Интеграция в различных сферах общественной жизни. Индивид выполняет в обществе множество функций, каждая из которых обладает своими особенностями, правилами, требует от человека определенного поведения. |
3. Нормативная интеграция | Социальное обучение, усвоение социальных норм, правил поведения, привычек. В итоге создается внутренняя структура личности, система побуждения к действиям. |
4. Межлич- ностная интеграция | Форма положительных связей, которыми обладает личность в группе, в более широком смысле – в обществе. Межличностные отношения во многом регулируют поведение людей, групп. Измерениями форм межличностных связей занимается социометрия. |
Близким к понятию "интеграция" является понятие "социализация". |
Социализация | Освоение личностью социальных требований и функций в качестве непременного условия активного включения в социальную общность. |
В процессе социализации выделяют две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. |
Социальная адаптация | Вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий обеих взаимодействующих сторон. |
Адаптация означает приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным общностям, слоям, группам, институтам, организациям, условиям функционирования различных сфер общества. |
| | |
В процессе адаптации индивид согласовывает самооценки и свои притязания со своими возможностями и реальностями социальной среды. |
Интериоризация (от латинского intezioz - внутренний) | Процесс формирования внутренней структуры человеческой психики с помощью усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды вследствие деятельности. |
На основе взаимопереходов биогенных и социальных свойств формируются внутриличностные образования, в которых оказываются срощенными генетическое своеобразие и социальные качества личности. Если в первой фазе социализации личности (адаптации) происходит приспособление индивида к социальной среде, то во второй фазе (интериоризации) воздействия социальной системы, преломляясь через внутреннее Я человека, проявляется в изменении его поведения. |
Марксистская теория предложила наиболее адекватное определение категории «личность». |
Личность | Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. |
К элементам системы личности относят следующее: - социально определенная цель деятельности человека. - занимаемые социальные позиции и выполняемые социальные роли. - ожидания в отношении этих позиций и ролей. - нормы и ценности, которыми руководствуется человек в процессе жизнедеятельности. - система знаков, которые он использует. - совокупность полученных знаний, позволяющих выполнять принятые на себя роли и более-менее свободно ориентироваться в окружающем мире. - уровень образования и специальной подготовки. - социально-психологические особенности. - активность и степень самостоятельности в принятии решений. |
Только устойчивая взаимосвязь этих элементов образует систему личности. |
Одно из направления марксисткой теории личности является ее типологизация. |
Социальная типология личности | Это выявление ее сущностных черт, обусловленных образом жизни, социальными условиями. |
Выделение типов личности аналогично типологии социальных общностей, сохраняется и некоторый идеологический отпечаток. |
1) в зависимости от общей социально-экономической системы, общественно-экономической формации | П: «капиталистическая» личность, «коммунистическая» личность |
2) в зависимости от социального слоя, класса | П: буржуа, пролетарий, колхозник |
3) в зависимости от национальных особенностей | П: истинный француз, немец |
4) в зависимости от профессиональных особенностей | П: педагог, врач |
5) в зависимости от социально-демографических особенностей - пола, возраста, семейного положения и т.д. | П: женщина, престарелый человек, холостяк |
6) в зависимости от других характеристик - территория проживания, принадлежность к политическим партиям, трудовым коллективам и т.д. | П: сибиряк, националист, бамовец |
Важно учитывать, что один и тот же человек обладает типичными свойствами различного порядка и, следовательно, может относиться к различным социальным типам. В социальной типологии личности выделяют также свойства идеального типа, нормативного типа и реально распространенных типов. |
| | | | |
Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». |
Социальный статус | Это определенное место человека, личности в общественной иерархии, обуславливающее определенные права и обязанности. |
Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один из них определяет его положение в обществе. Он называется главным или интегральным. Социальный статус человека отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и т.д.), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.) |
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (обуславливается этническим происхождением, полом, семьей и т.д.). Приобретенный статус определяется усилиями самого человека (дипломированный студент, директор). |
Совокупность требований, предъявляемых со стороны общества индивиду в соответствии с его статусом, образует содержание социальной роли. |
Социальная роль | Это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе. |
Каждый статус обычно включает несколько ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. |
Т. Парсонс предложил описывать роли с помощью пяти характеристик: |
1) эмоциональной (чувственные отношения). |
2) способом получения (одни предписывается, другие завоевываются). |
3) масштабом (часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта). |
4) формализацией (действие в строго установленных правилах либо произвольно). |
5) мотивацией (на личную прибыль, на общее благо и т.д.) |
Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств. |
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: Ролевого ожидания и ролевого исполнения. |
Если кто-то не играет роли в соответствии с общественным ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Ролевые требования воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса. |
Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть, так называемый, Ролевой конфликт. Например, мать и учительница, староста и друг. |
Рассмотренные теории личности не являются противоположными, антагонистичными. Они, скорее, дополняют друг друга, описывая личность с разных исследовательских позиций. |
| | |