Методология социологических исследований
1. Прикладное социологическое исследование (виды, основные принципы).
2. Подготовка программы социологического исследования.
3. Методы проведения социологических исследований (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент).
4. Выборочный метод в социологии.
5. Методы обработки результатов социологического исследования.
Основные понятия к теме:
Эмпирическое исследование, прикладная социология, разведывательное, описательное, аналитическое исследования, выборка, генеральная совокупность, выборочная совокупность, основа выборки, единица отбора, единица анализа, репрезентативность, респондент, анкета, интервью (см. учебник, словари).
Литература:
1. Батыгин Г.С.. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов.- М.: Аспект Пресс, 1995.
2. Ганжа А.О. К истории создания работы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» // Социс,- 2007.- №7.
3. Мансуров В.А., Семенова А.В. «Московский комсомолец»: контент- анализ публикаций о терактах 2004 года и терроризме// Социс.- 2007.- №8.
4. Мягков А.Ю. Всегда ли респонденты говорят правду? // Социс.- 2008.- №9.
5. Семенова В.В.. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учебное пособие для вузов.- М.: Добросвет, 1998.
6. Татарова Г.Г.. Методология анализа данных в социологии: Учеб.пособие для вузов.- М. : Стратегия, 1998.
7. Фливберг Б. Рациональность и власть: еще раз о кейс-стади// Соцйс.- 2007,-№1.
8. Ядов В.А.. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебник для вузов / В,А. Ядов.- М.: Добросвет, 2001.
Методические указания Отвечая на первый вопрос необходимо рассмотреть специфику эмпирического социологического знания, дать понятие прикладной социологии, остановиться на соотношении прикладной социологии и социальной инженерии. Далее следует описать три группы функций прикладной социологии. Используя дополнительную литературу, расскажите о первых исследованиях эмпирического характера в XVIII-XIXbb., охарактеризуйте достйжения западной прикладной социологии в области изучения труда, производства и управления. С чем, по вашему мнению, связаны перспективы развития прикладной социологии в нашей стране?
По второму вопросу, следует рассказать о различных видах прикладных социологических исследований (разовых и лонгитюдных, мониторинге и монографическом, разведывательных, описательных и аналитических и др.), при этом, отмечая их специфику по целям, задачам, процедуре организации и проведения, проектируемых результатах и охарактеризовать этапы социологического исследования.
' В третьем вопросе необходимо остановиться на определении программы социологического исследования, структуре методологического и методического разделов и ее функциях. Попытайтесь также рассмотреть понятие «социальная проблема», виды проблем. Приведите примеры проблемных ситуаций, обоснуйте их. Кроме того, необходимо дать определения объекта, предмета, цели и задач социологического исследования, объяснить, в чем состоит их взаимосвязь. Приведите примеры различных видов гипотез,, применяемых в социологическом исследовании, опишите процедуры их выдвижения, обоснования и проверки. Проанализируйте взаимосвязь гипотез с проблемной ситуацией и целью исследования.
Отвечая на четвертый вопрос, следует определить, что такое социологическая информация, каким требованиям она должна отвечать. Каждый из методов сбора социологической информации необходимо описать по следующему плану: особенности метода, где и как он применяется, его достоинства и недостатки. Сформулируйте свой ответ на вопрос: от чего зависит использование тех или иных методов сбора информации, возможно ли их комплексное применение?
При подготовке к пятому вопросу дайте определение выборочному исследованию, расскажите в каких случаях его проводят. Охарактеризуйте различные виды отбора, приведите примеры исследований, в которых они могут применяться. Обоснуйте чем определяется объем выборки.
В шестом вопросе опишите основные процедуры обработки данных социологического исследования (редактирование, кодирование, статистический анализ, группировка), их обобщения и анализа. Охарактеризуйте структуру отчета об исследовании, сформулируйте основные требования к его составлению. В заключении обоснуйте, как оценивается качество социологического исследования.
III. Перечень тем для самостоятельной работы студентов
История социологических учений.
Социальные изменения (модели и теории социального развития в социальной науке XIX-XX вв.).
Социальная структура общества
Социальная автобиография.
Методы сбора социологической информации (наблюдение, биографический метод, опрос, контент-анализ).
Задание для самостоятельной работы над темой: «СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ»
1. Составьте понятийный словарь к теме.
Основные понятия и категории: социальное изменение, социальная революция, социальная эволюция, цивилизация, прогресс, регресс, реформа, модернизация (органическая, неорганическая), трансформация, социальный кризис.
2. Составьте схему связей между основными понятиями по теме, используя стрелки и дополнительные слова.
3. Приведите примеры различных видов социальных изменений (опирайтесь на историю развития России и других стран).
• Краткосрочных (менее года);
• Среднесрочных (1-5 лет);
• Долгосрочных (более 5 лет).
• На уровне: индивида, группы, организации, социального института, общества.
4. Когда происходили и какие социальные последствия имели следующие социальные революции (расположите революции в хронологическом порядке):
• БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
• МЕНЕДЖЕРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
• КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ
• МОЛЧАЛИВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
• СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
• НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
• ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
• НАУЧНОТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
5. Дайте определение основным моделям социальных изменений, когда и кем они были предложены в социальной науке:
• Прогрессивно-поступательную;
• Циклическую;
• Бифуркационную.
6. Охарактеризуйте основные теории социальных изменений:
• Эволюционные;
• Синтетические:
• Социокультурные (П.А. Сорокин о социальной и культурной динамике);
• Индустриально-технологические:
Теория «стадий экономического роста» У. Ростоу, «единого индустриального общества» Р.Арон, «постиндустриального общества» Д. Бэлл, А. Турен, 3. Бжезинский, «закат идеологической эры» Д. Бэлл, Р.Арон, М. Липсет.
• Социально-экономические теории К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИИ Биографический метод направлен на исследование субъективной стороны социальной реальности через призму анализа жизненного пути одного человека, семьи. Изучение событий (случаев и ситуаций) и того, как субъект их определяет.
Биографии, автобиографии, рассказанные и описанные людьми, используемые в научных целях, выступают как полные, тематические и отредактированные. Полные - изложение всего жизненного опыта и пути субъекта. Второй тип (тематические) - характеризуются описанием какой- либо одной фазы жизни человека или одной ее стороны. Отредактированные истории жизни отличаются привнесениями социолога - интерпретатора, который по-своему организует биографический материал. Структура анкеты или формализованного интервью подчинена изучению временной перспективы и позволяет анализировать жизненный путь человека (детство, юность, зрелость и т.п.).
СОЦИАЛЬНАЯ АВТОБИОГРАФИЯ Цель работы: самостоятельное исследование индивидуального жизненного пути в контексте исторически значимых событий, которые определили судьбу данного поколения. В результате формируется социологическое видение мира, позволяющее понять историю поколения с точки зрения ее роли в личной жизни. Существенным признаком какого-либо поколения определенная степень общности судеб, выпавших на их долю задач, решаемых обществом, условий жизни, определивших сходство переживаний, взглядов и отношения к жизни.
Американский социолог Ч. Миллс в статье «Социологическое воображение» разграничивает два типа явлений: «личные затруднения» - частные повседневные трудности человека в жизни и «Общественные проблемы» - события, значимые для всего общества, затрагивающие интересы многих людей.
Содержание работы: описание состава и характера семьи, свое воспитание, личный опыт, важнейшие внешние обстоятельства, отвечая на вопросы:
1. Какие события остались в памяти вашего поколения, какие из них относятся к общественно значимым проблемам?
2. Повлияли ли эти события на Ваше отношение к жизни, ценностные ориентации, изменилось ли материальное положение семьи, каким образом преодолевались материальные затруднения?
3. Были ли Ваши личные проблемы частью общих социальных процессов, было ли Ваше поведение типичным для других людей в сходной ситуации?
IV. Формы контроля:
1. Экспресс-контрольная работа (после Изучения раздела).
2. Теоретическое сообщение (1; см. тематику теоретических сообщений).
3. Конспекты.
4. Тесты (промежуточные после изучения раздела и итоговый).
5. Экзамен, зачет (итоговая форма контроля знаний по учебному плану).
V. Примерная тематика теоретических сообщений по дисциплине
"Социология":
1. М.М. Ковалевский - основатель русской социологии.
2. Интегральная социология П.А.Сорокина.
3. Современные зарубежные макросоциологические теории.
4. Современные зарубежные микросоциологические теории.
5. Социология образования: проблемы, перспективы развития.
6. Образование как фактор социальной дифференциации в современной России.
7. Социальный портрет современного студента.
8. Модель семьи в условиях трансформирующегося российского общества.
9. Семья как ценность: состояние, перспективы ценностного выбора в современном обществе.
Ю.Религия: социально-институциональный анализ.
11.Тендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи.
12. Ценностные ориентации современной молодежи (по материалам социологических исследований).
И.Молодежная культура: проблемы и перспективы развития.
14. Культура как фактор социальных изменений.
15. Социальная экология.
16. Перспективы современного общества: опыт теоретического анализа (Д. Бэлл, М. Кастельс, А. Бюль, Э. Гидденс, П. Штомпка, И. Валлерстайн У. Ганнерс).
17.Социальные конфликты: понятие, функции, типология, способы разрешения.
18. Социальное поведение, массовые действия, социальные движения.
19. Девиантное поведение - зло или благо для общества.
20. Бизнес-слой в современном обществе: проблема обретения социального статуса.
21. Средний слой в современном обществе: теория и практика статусного анализа.
22. Маргинальные группы в современном российском обществе.
23. Трансформация социальной структуры современного российского общества.
24. Массовое сознание и массовые коммуникации. Социология и СМИ. 25.Общественное мнение как основной институт гражданского общества.
26. Массовые движения: цели, акторы и типология.
27. Мировая система и процессы глобализации.
28. Социальные технологии.
29. Качественные методы социологических исследований.
30. Судьба и перспективы развития социологии.
VI. Примерные вопросы для итогового контроля по социологии
1. Социология как наука: ее объект, предмет, структура.
2. Функции социологии. Социология и современность.
3. Основные понятия и категории социологии.
4. Социология О. Конта.
5. Социология Г. Спенсера.
6. Социология Э. Дюркгейма.
7. Социология М. Вебера.
8. Социология К. Маркса.
9. Интегральная социология П.А.Сорокина.
10. Социологическая наука в дореволюционной России.
/П.Структурный функционализм. Теория социального действия Т. Парсонса.
12. Социальный бихевиоризм. Теория обмена Дж. Хоманса.
13. Символический интеракционизм, этнометодология. v-14. Феноменологическая социология.
15. Теория систем. Социальная система.
16. Социальная система. Виды социальных систем.
17. Функционирование социальных систем.
18.Общество; понятие, признаки, теории происхождения общества.
Типологии общественных форм.
Социальная структура общества.
Личность как социальная система: понятие, признаки.
Структура личности (психологический, биологический, деятельностный подходы и статусно-ролевая теория).
Проблема социализации личности. Теории социализации.
Девиантное поведение. Теории девиантного поведения.
Социальный институт: понятие, виды, признаки и функции.
Социология семьи.
Социология образования.
Социальная экология.
Социальная общность: понятие и типология.
Социальные группы: признаки, классификации, групповая динамика.
31 .Социальная дифференциация и социальная стратификация общества: понятие, основные признаки.
32. Классические и современные теории стратификации.
33. Маргинальность, маргинальная личность.
34. Стратификационная модель в современном обществе.
35. Социальная мобильность.
36. Механизмы социальной деятельности и социального поведения.
37. Массовые движения: цели, акторы и типология.
38. Социальные нормы и ценности. Механизмы социального контроля.
39. Массовое сознание и массовые коммуникации. Социология и СМИ.
40. Общественное мнение как институт гражданского общества.
41. Постиндустриальное общество.
42. Социальные изменения: понятия, формы, виды. Социальный прогресс.
43. Модели и теории социальных изменений в социологии.
44. Социальные организации.
45. Методология социологического исследования: понятие, программа.
46. Виды социологических исследований.
47. Выборочный метод в социологическом исследовании.
48. Методы социологических исследований.
49. Социапьные технологии.
50. Социология и социальные трансформации в современном российском обществе.
VII. Список рекомендованной литературы по дисциплине "Социология":
Основная:
1. Антология русской классической социологии (Тексты) М. Изд-во Моск. ун-та, 1995.
2. Ваплерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М., 2003.
3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1996.
4. Вебер, М. Сословия и классы // Вестник МГУ,- Серия 18. Социология и политология,- 2003.- №4.
5. Гумплович JI. Основания социологии. СПб., 1999.
6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. 1991.
7. Дюркгейм Э. Самоубийство: социальный этюд. М., 1994.
8. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М. 1995.
9. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996. Ю.Миллс Ч. Социологическое воображение. М.,- 2001.
11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
12. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск, 1999.
И.Афанасьев В.В. Историческая социология Данилевского, Шпенглера, Сорокина / Социс,- 2005.-№5.
14. Баразгова Е.С. Американская социология: традиции и современность. Екатеринбург, 1997.
15. Волков Ю.Г, Мостовая И.В. Социология. М., 2002.
16. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Учеб. Пособие. М.: Флинта. 2005.
17. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М: Мартис, 1995.
18. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования. М., 1988.
19. Григорьев С.И. Начала современной социологии: Учебное пособие. - М.: Магистр, 1999.
20. Дмитриев А.В.. Общая социология: Учебное пособие. - М.: Совр. гум. ун-т, 2001.
21. Добреньков В.И.. Социология: Учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 2003.
22. Как провести социологическое исследование. М., 1990.
23. Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону, Феникс. 1996.
24. Касьянов В.В. Социология для экономистов: учебник для вузов. -Ростов н/Д: Феникс, 2004
25. Кравченко А.И. Социология. М., 2003.
26. Кравченко С.А. Социология. Парадигмы через призму социологического воображения. М.,-2002.
27. Лопатина Н.В. Социология маркетинга. М.: Академический проект, 2005.
28. Методы сбора информации в социологических исследованиях (Маслова О.М.)М., 1990.
29. Немировский В.Г. История социологии. М.: Владос, 2005.
30. Новикова С.С. История развития социологии в России. М., 1995.
31. Общая социология: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. А.Г.Эфендиева.- М.: Инфра-М, 2002.
32. Перов Г.О., Самыгин С.И. Социология: Учеб. пособие.- М.: Март, 2002.
33. Радугин А.А. Социология. М.: Центр, 1997.
34. Социология / Под ред. А. Н. Елсукова. Минск, Тетра-Системс, 1998.
35. Социология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
36. Социология / Под ред. Т.В.Осипова. М: Аспект Пресс, 2003.
37. Смелзер Н. Социология. М., 2001.
38. Тощенко Ж.Т. Социология. М.: Юрайт, 1998,2001.
39. Филатова О.Г. Социология. М.: Гардарики, 2005.
40. Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 1998, 1999 и др. изд.
41. Фролова М.А. Политическая стратификация. М., 1995.
42. Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1995.
43. Ядов В.А.. Стратегия социологического исслелования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебник для вузов / В.А. Ядов,-М.: Добросвет, 2001.
Дополнительная:
44. Батыгин Г.С.. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов.- М.: Аспект Пресс, 1995.
45. Беляева, Л. А. Социальная стратификация й средний класс в России: 10 лет постсоветского развития.- М.: Akademia, 2001.
46. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации,- М.: Академический проект, 2003.
47.Заславская, Т. И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция- М.: Дело. 2003.
48. История теоретической социологии: В 5 томах / Отв.ред. Ю.Н.Давыдов. Т.2: Социология XIX века. (Профессионализация социально-научного знания).-1997.
49. Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия.- Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
50. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина.- М.: Политиздат, 1989.
51. Политическая социология: Учебник для вузов / Под ред. Ж.Т. Тощенко.- М.: ЮНИТИ, 2002
52. Радаев В.В.. Экономическая социология: Курс лекций.- М.: Аспект Пресс, 1997.
53. Рывкина Р.В.. Экономическая социология переходной России: Люди и реформы: Учеб. пособие для вузов. - М.: Дело, 1998.
54. Семенова В.В.. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учебное пособие для вузов.- М.: Добросвет, 1998.
55. Современная западная социология: Словарь.- М.: Политиздат, 1990.
56. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ: учеб.-метод. пособие / под ред. В.А. Ядова,- М.: Флинта, 2005.
57. Социология в России: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А.Ядова,- 2-е изд., перераб. и доп..-М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.
58. Татарова Г.Г.. Методология анализа данных в социологии: Учеб.пособие для вузов,- М.: Стратегия, 1998.
59.Энциклопедический социологический словарь / РАН. Ин-т соц.-полит. исслед,- М., 1995.
60.http://www.isras.ru/socis.html
61 .http://www.isras.ru/Sociologicalrnagazine.html
62. Полнотекстовые электронные версии "Социологического журнала" (с 1994 г. по 2006 г.) выложены на сайте www.socjournal.ru
63. http://www.politstudies.ru
64. http://www.polisportal.ru