Тема 4. Общество как социокультурная система. 1.Общество: понятие и структура.
1.Общество: понятие и структура.
2.Типологии общества.
3.Развитие общества.
1. Понятие «общество» давно и прочно вошло в научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. Употребляя понятие «общество», мы имеем в виду определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с этой логикой рассуждения (от частного к общему), то обществом называют и человечество в целом в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов. Иными словами, общество есть часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской литературе общество определяется как динамическая, развивающаяся система. Слово «система» греческого происхождения и означает целое, состоящее из частей, совокупность этих частей. Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями.
Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Подсистемами являются, прежде всего, сферы общественной жизни. Среди них выделим экономическую (отношения в процессе материального производства), социальную (взаимодействия классов социальных слоев и групп), политическую (деятельность государственных организаций, политических партий), духовную (развитие и взаимодействие форм общественного сознания: науки, искусства, образования и др.). Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Принято различать отношения, складывающиеся в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную сферу жизни общества. Итак, общество - самая сложная система, в которой каждый индивид представляет собой отдельную систему. Нас окружают всякие системные образования.
Эмиль Дюркгейм системообразующим компонентом считает социальный факт. Структура общества - это совокупность социальных фактов в их функциональном взаимодействии и взаимозависимости. «Внутренняя социальная среда» состоит из двух элементов. Первый включает все материальные и духовные ценности, прежде всего, право, нравы, искусство. Второй - это люди как коллективная сила, человеческая среда. И основная задача социологии, по убеждению Дюркгейма, - объяснить, как различные особенности этой среды влияют на различные социальные процессы. В социальной среде в рамках всего общества Дюркгейм выделял и особые, более узкие среды - семья, общественно-профессиональные группы и т.д. Э. Дюркгейм приходит выводу о том, что причинный анализ - это отыскание зависимости социального явления от социальной среды.
Карл Маркс считал системообразующим элементом общества социальное отношение, как выражение устойчивых связей, складывающихся между людьми в процессе жизнедеятельности. Выдвинутые марксизмом положения - о примате общественного бытия по отношению к общественному сознанию, о решающей роли материального производства в жизни общества, о необходимости соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производственных сил, об определяющем воздействии экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений, о неизбежности перехода от одной формации к другой - представлены и обоснованы как законы общественного развития, действующие, подобно законам природы, объективно и непреложно.
М. Вебер рассматривает общество как сложную систему социального взаимодействия через призму ценностей. Он считал, что социальный исследователь, в отличие от естествоиспытателя, должен выделять не общее для всех явлений (законы), а значимое. Сделать это помогают ценности, которые можно рассматривать как осознанные интересы. Ценности не только влияют на познание и оценку явлений, но и определяют нормы поведения людей, их цели. Общее социологическое определение общества звучит так: общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самопроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.
Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность».
2. Разные социологи по-разному подходили к проблеме типизации обществ. Общества различаются по многим факторам. Типология облегчает изучение обществ. Сегодня весьма широко распространено (Д. Белл, А. Турен и др.) деление общества на:
• традиционное (или доиндустриальное);
• индустриальное;
• постиндустриальное.
Традиционное - в современном понимании - отсталые, в своей основе сельскохозяйственные, примитивные, консервативные, несвободные общества. Это общество часто контролируется верхушкой.
Индустриальные - это общество, имеющее производственную основу, для него характерны: гибкость социальных структур, высокая социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Это общество динамично развивается, здесь высокий уровень жизни. Материальное состояние большинства стран мира индустриально на разных стадиях.
Постиндустриальные - это общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно-технической и научно-технологических революций и в которых в связи с резким возрастанием роли и значения новейшей науки и информации произошли существенные структурные социальные изменения. Этим, конечно, не исчерпываются многообразий классификаций обществ. Так, довольно часто, особенно в последние десятилетия, общества различаются по политическим критериям на демократические (где сложилось гражданское общество, а государство подчинено и служит ему), тоталитарные (где нет гражданского общества, а государство подчиняет и подавляет общество и личность) и авторитарные (как промежуточные между первым и вторым). Типизация обществ может быть проведена и по многим другим признакам: в связи с господствующей в обществе религией говорится христианском и т.д., а в связи с наиболее распространенным языком общения - англоязычном, русскоязычном, франкоязычном и других обществах.
Открытое и закрытое общество - понятия, введенные К. Поппером в его работе «Открытое общество и его враги» (1942). Открытое общество - демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды, - противопоставляется закрытому - догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития. Для закрытого общества характерны магическое мышление, догматизм и коллективизм, неизменность законов функционирования, тоталитарность, примат общества над индивидом, личная безответственность.
Информационное общество - концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики. Революционизирующее действие информационной технологи приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными «информационными сообществами».
3. Эволюционизм социальный в широком смысле - представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях, представление о медленных, постепенных изменениях в отличие от революции.
Формирование социального эволюционизма как социологического течения в узком смысле связано с развитием в 19 в. антропологии и этнологии. Позитивистский эволюционизм был убежден в единообразии законов природы в физическом и моральном мирах и, следовательно, в применимости универсальных принципов развития во всех науках. Спенсер сосредоточился на поисках сходств, всеобщих структурных закономерностях в неорганической, биологической и социальной эволюциях. Философия Спенсера конечно не претендовала на универсальность; он вовсе не ожидал, то чтобы физики обсуждали законы природы на ее языке, а не на языке математики, а биологи использовали структуру ее планов эволюции для построения принципов таксономии или описаний живых сообществ. Но социологические науки сразу же стали претендовать на эволюционизм, как на метод в социологии, пользуясь его широко заявленной всеобщностью.
Теории циклического развития - собирательное обозначение для распространенных в истории общественной мысли представлений и концепций, согласно которым общество в целом либо его отдельные сферы (политическая жизнь, культура и др.) движутся в своем развитии по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими новыми циклами возрождения и упадка. В конце 19 - начале 20 вв. появляется ряд современных концепций циклического развития, направленных против идеи социального прогресса. Это локальные культуры (Шпенглер), региональные несовместимы друг с другом цивилизации (Тойнби), суперсистемы (Сорокин). Освальд Шпенглер развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов». Умирая, органическая культура перерождается в свою противоположность - цивилизацию, в которой господствует голый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение. В пределах общего цикла эволюции культур выделяются два главных этапа: этап восхождения культуры (собственно «культура») и этап ее нисхождения («цивилизация»). Первый из них характеризуется «органическим» типом эволюции во всех сферах человеческой жизни - социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной, второй - «механическим» типом эволюции, представляющим собой «окостенение» органической жизни и культуры и ее распад.
Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Выход из противоречия и конфликтов общества видел в духовном обновлении. Основной труд «Постижение истории».
В 20 веке на место эволюционистского понимания социального развития пришли теории функционализма и «социологии изменений» (Б. Малиновский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). В господствовавшем в середине 20 века в структурном функционализме (Т. Парсонс, Р. Мертон) эти тенденции получили дальнейшее развитие.
Талкотт Парсонс (1902-1979) - американский социолог-теоретик, один из главных представителей структурно-функционального анализа в социологии. Парсонс обратился к проблемам эволюции обществ, положив в основу своей эволюционной доктрины идею дифференциации. Он отстаивает представление о всеобщем направленном развитии обществ. Парсонс различает три типа обществ: «примитивные», «промежуточные» и «современные». На примитивном уровне дифференциация отсутствует. Развитие происходит путем последовательного развертывания эволюционных универсалий. Переход к «промежуточной» фазе определяется появлением письменности, социальной стратификации и культурной легитимизации. Переход к «современному» типу совершается с отделением правовой системы от религиозной, формированием административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.