Функции социологических исследований культуры
1. Информационная функция. Исследования должны дать руководящим органам материал о состоянии духовной жизни общества, тех или иных социальных и социально-демографических групп. При крайней бедности статистики в зтой области без специального проведения социологических исследований составить верное представление о духовной жизни нашего общества принципиально невозможно.
2. Регулятивная функция тесно связана с предшествующей. Благодаря исследованиям социологов можно составить представление об интересах и потребностях, культурных запросах и деятельности любой из групп населения, определить первостепенные нужды в области культурного строительства, выявить степень удовлетворенности деятельностью учреждений культуры.
Другими словами, социологические исследования являются непременным, обязательным условием организации научного регулирования процесса развития культуры. Эту функцию неверно было бы называть «управленческой», как это часто делается в нашей литературе. Культурой, понимаемой как способ формирования и развития личности, управлять невозможно: любое управление окажется здесь ничем иным, как манипулированием личностью, что и осуществлялось в условиях тоталитарного режима. Управлению поддается только создание материальной базы учреждений культуры: их строительство, финансирование и т. д. Регулирование культурной деятельности—.процессов производства, распределения и потребления ценностей культуры — должно, на наш взгляд, прежде всего сводиться к созданию оптимальных условий, способствующих этой деятельности. В культуре невозможен приказ, "крик, грубое администрирование. Конечно, родители, семья, школа не должны занимать позицию невмешательства в выбор подростком ценностей культуры и уподобляться этим незабвенному герою пушкинского «Евгения Онегина» — отцу Татьяны Лариной, который никогда не заботился о том, какая книга «дремлет под подушкой» у дочери. Но подобное вмешательство должно быть мягким, тактичным, доброжелательным. Тем более недопустимо администрирование по отношению к творцам культуры: навязывание им тем, сроков, методов решения проблем и т. п.
Мы особо подчеркиваем это, ибо до недавнего времени социологические исследования проблем «управления культурой» были едва ли не самыми распространенными.
3. Ценностная (аксиологическая) функция очень важна для; социолога. Важная задача социологических исследований культуры состоит в анализе оценок населением или какой-либо специализированной аудиторией тех или иных произведений, мероприятий, деятельности определенных учреждений культуры, рейтинга и т, д, Эти оценки могут сопоставляться с соответствующими оценками специалистов. Важно, чтобы в процессе исследований социолог не навязывал респондентам свои оценки и мнения,
4. Функция передачи культурного наследия является одной из наиболее важных для культуры, однако возможности социологических исследований этой функции сравнительно ограничены. Они сводятся главным образом к изучению отношения различных культурных групп к классике в разных видах культуры, степени овладения историей разных видов культуры и традициями народной культуры. Другими 'Словами, социолог анализирует отношение людей к прошлому, к традициям национальной и мировой культуры. Главная задача этого анализа — выяснить, насколько эти традиции используются в современный период,, как участвуют он ц в формировании и развитии личности.
5. Коммуникативная функция. Социология исследует роль культуры в общении людей, что практически сводится к изучению: а) роли культурного уровня человека в формировании его экстра-вертности (открытости, способности к общению). Такие исследования обычно проводятся совместно с психологами; б) места общения по поводу культуры в общей структуре общения данной группы людей. Речь идет о роли е общении совместного участия в тех или иных видах культурного творчества (научно-технического, политического, художественного, спортивного), совместного восприятия и потребления культуры.
6. Все перечисленные выше функции фактически концентрируются в одной — человекотворческой, раскрывающей роль культуры в формировании и разлитии личности. Соответственно, основной задачей социологических исследований культуры выступает изучение ее роли. По нашему мнению, воспитание человека есть ни что иное, как его приобщение к богатствам национальной и мировом культуры, превращение его из пассивного объекта воздействия культуры в субъект активного культурного творчества. Иного содержания процесс воспитания не имеет. Скажем, нравственное воспитание -- это овладение нравственной культурой, политическое воспитание — культурой политической, физическое воспитание — физической и т. д. При таком подходе любые исследования в области культуры одновременно являются м исследованиями процесса воспитания. Социологические исследования в интересующей нас сфере должны способствовать формированию цивилизованного, культурного, творческого, порядочного человека — в этом и состоит основная их цель и задача.
Помимо общих задач, социологические исследования культуры, могут ставить и некоторые специальные. К ним откосится задача прогнозирования возможных тенденций развития потребностей ч интересов тех или иных групп населения, их культурней деятельности — прогностическая функция. Частным случаем прогнозирования является планирование. План отличается от прогноза сравнительно четким определением желаемых параметров, сроков их достижения, средств и способов их реализации. Круг объектов такого планирования в культуре сравнительно ограничен. Речь может идти о планировании размещения новых учреждении культуры, укрепления их материальной бнзы и состава кадров. Что же касается роли культуры в формировании личности, то здесь возможны только вероятностные прогнозы. Тпк, современное состояние культуры нашего общества, его духовной сферы, к сожалению, не дает основания для сколько-нибудь оптимистических прогнозов формирования и развития личности. Любая попытка жесткого планирования желаемых параметров развития личности утопична и приводит на практике к появлению программ манипулирования личностью.
К специальным задачам исследования можно отнести и конкретные, узкие, поставленные социологом, скажем, оценка размещения учреждений культуры нп территории города (района, области); изучение трудоустройства специалистов, окончивших высшие .и следнме учебные заведения культуры, и т. л.
Таковы важнейшие теоретические положения о сущности, предмете и функциях социологии культуры. Теперь можно перейти к более детальному анализу основных элементов культурной коммуникации.