Социальное неравенство и социальная стратификация. Исторические типы стратификации
Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация – распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).
Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог – расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.).
Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое (марксистское).
Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).
Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.
Если под этим углом зрения проанализировать стабильные общества современного типа, этот вывод окажется подтвержденным в высокой степени. Действительно, профессия стала определяющим критерием социального расслоения и профессиональный статус отдельного человека или социальной группы тесно связан с такими основаниями стратификации, как доходы (собственность), власть (положение в системе управления) и престиж (признание социальной значимости этой работы).
В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Неравенство определяется разным отношением к собственности. Социальная структура: 2 основных класса – пролетарии и буржуазия + остаточный класс – крестьянство. Один класс эксплуатирует другой – в результате между двумя классами возникает социальный антогонизм, который можно преодолеть через социалистическую революцию, которая уничтожит частную собственность.
Теория М. Вебера. Он поддерживал идею К. Маркса по поводу деления общества на 2 класса. В основе этого деления лежит экономический фактор, его дополняет еще ряд факторов: престиж профессии, квалификация, уровень дохода, наличие диплома, статус человека, партийность.
Эмпирическая теория социальной стратификации. В рамках ее выделяются три подхода:
1. самооценочный или метод классовой идентификации: социолог представляет респонденту определить свое место на определенной шкале.
2. метод оценки ситуации: социолог предлагает респонденту выступить в качестве эксперта и оценить классовую принадлежность другого человека.
3. «объективный» метод: социолог оперирует некоторыми объективными критериями социальной дифференциации. Чаще всего престиж профессии, уровень власти, уровень дохода.
Существенным недостатком данной теории является отсутствие разработанной теоретической базы, присутствие элементов субъективизма.
Западногерманский социолог Р.Дарендорф предложил в основу соц стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношение власти и борьбу между соц группами за власть. На основе этого понятия Д. Делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь управляющих делит на 2 подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников, т.е. бюрократов-менеджеров. Управляемые делятся тоже по крайней мере на 2 подгруппы: высшая – рабочая аристократия и низшая – низко квалифицированные рабочие. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с управленцами.
В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные (априорные, институциональные) позиции, называют социальной мобильностью. Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места , занимаемого в стратификационной структуре общества.
Социальная мобильность
Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.Сорокиным. Он же различил вертикальную (возвышающуюся – социальный подъем, движение вверх /повышение в знании, в должности, превращение идеи в господствующую, утверждение моды/, и падающую – социальный спуск движение вниз /лишение статусов, деградация, банкротство/) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу и т.д.
Совок-ть соц перемещений людей в О, т.е. изменений своего статуса, наз-ся соц мобил-тью.
Одним из родонач-ков теорий соц стр-ции и соц моб-ти был П.Сорокин. зарубежные социологи обычно связывают эти две теории.
Движение вверх и вниз наз-ся вертик моб-тью, она бывает 2типов: нисходящей (социальный спуск, движение вниз) и восходящей (соц подъем).
Гориз моб-тью наз-ся переход инд-да из одной соц группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (н-р, изменение гражданства, перемещение из православной в католич религ гр). Разновидностью гориз моб-ти служит географ моб-ть: перемещ из одного места в др при сохранении прежнего статуса (международ и межрегион туризм). Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географ моб-ть превращается в миграцию (переезд из деревни в город на постоянное место жит-ва).
Классификация соц моб-ти может быть проведена и по иным критериям. Так, н-р, различают индивидуальную моб-ть, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у инд-да независимо от других, и групповую моб-ть, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после соц революции старый господ-щий кл уступает свои позиции новому госп-щему кл.
Как показал на огромном истор-ком материале Сорокин причинами групповой моб-ти выступали: соц рев-ции, иностранные интервенции, войны, воен перевороты, смена полит режимов. Групповая моб-ть имеет место там, где происходит изменение системы стратиф-ции, т.е. самой основы того или иного О.
К факторам индивид моб-ти относятся: соц статус семьи, ур образ, национ-ть, место жит-ва.
Особую разновид-ть представляет межпоколенная, или межгенерационная моб-ть. Она относится к изменению статуса детей по сравнению со статусом род-лей (дети либо достигают более высокой соц позиции, чем род-ли, либо опускаются на более низкую ступень). Масштаб межпоколен моб-ти свидетельствует о том, до какой степени в том или другом О неравенство переходит от одного поколения к др.
Тенденции соц моб-ти:
В целом молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.
Молодым свойственна профессиональная, взрослым – экономическая, пожилым – политическая моб-ть.
Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших кл, как правило, больше детей, а у высших меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по соц лестнице, тем меньше детей у него рождается. Профессионалы (врачи, юристы…) и квалиф служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, сельхоз рабочие, имеют на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить соц моб-ть в совр О.
Социальная мобильность является самостоятельным показателем «прогресса» общества. Первый показатель – это усложнение социальной системы, ее структуры и организации. Второй – повышение внутренней мобильности общества, причем не столько реальных социальных перемещений, сколько стабильных возможностей их осуществить.