Социальные последствия (эффекты) институализации
Институализация социальных связей, обретение последними свойств института приводит к глубочайшим преобразованиям социальной жизни, которая приобретает принципиально иное качество.
Первая группа последствий — очевидные последствия.
ЭФФЕКТЫ НЕОДОЛИМОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ |
• Формирование института образования на месте спорадичес-
ких, спонтанных и, может быть, экспериментальных попыток
передачи знаний приводит к существенному повышению уровня
овладения знаниями, обогащению интеллекта, способностей, лич-
ности, ее самореализации и т.д.
В результате происходит обогащение всей общественной жизни и ускорение общественного развития в целом.
Фактически каждый социальный институт (не только институт образования), с одной стороны, способствует более качественному, надежному удовлетворению потребностей индивидов, а с другой — ускорению общественного развития. Поэтому чем больше общественных нужд удовлетворяется специально организованными институтами, тем более многогранно развито общество, тем оно качественно богаче.
• Чем шире область институализированного, тем больше пред-
сказуемости, устойчивости, упорядоченности в жизни общества
и личности. Расширяется зона, в которой личность свободна от
своеволия, неожиданностей, надежды на «авось». Социальная жизнь
приобретает иное качество, повышается ее организованность.
Не случайно степень развитости общества определяется степенью развитости социальных институтов: во-первых, какой тип мотивации (а значит, нормы, критерии, ценности) составляет основу институализированных взаимодействий в данном обществе; во-вторых, насколько в данном обществе развита система институализированных систем взаимодействий, насколько широк круг социальных задач, решаемых в рамках специализированных
220
институтов. В-третьих, насколько высок уровень упорядоченности тех или иных институциональных взаимодействий, всей системы институтов данного общества. Это отнюдь не означает, что мы ратуем за всеобщую институализацию, т.е. нормативную регламентацию всей нашей жизни. Наоборот, по мере развития общества происходит институализация важнейших сфер, направлений взаимодействий при одновременном расширении зоны личной свободы в личных (неколлективных) делах.
Вторая группа последствий — возможно, самые глубокие последствия.
Речь идет о тех последствиях, которые порождены прежде всего обезличенностью требований к тому, кто претендует на определенную функцию (или уже выполняет ее). Эти требования облекаются в форму четко фиксированных, однозначно толкуемых образцов поведения — норм, поддерживаемых санкциями. Благодаря последним обезличенность требований приобретает значительную жесткость, силу осязаемой людьми неумолимости, эффект неодолимости.
Вступающему в социальный институт «на место выбывшего» предъявляется система обезличенных требований. Фактически каждая размежеванная позиция участника институализированных взаимодействий существует как бы независимо от самого участника этих взаимодействий — индивида. Не позиция подстраивается под реального человека, учитывая его возможности, умонастроения, нравы, а наоборот, человек должен быть своеобразным проводником (агентом) деиндивидуа-лизированных нормативных требований, охраняемых санкциями (вспомните пример про участкового врача).
Более того, человек может покинуть эту позицию; позиция же участника социального института существует до тех пор, пока существует этот институт, т.е. в определенной степени «бессмертна». При этом каждая «бессмертная» позиция имеет не менее «бессмертные» взаимоотношения, взаиморасположения по отношению к смежным позициям: одна позиция (и соответственно, ее порученец — агент) управляет, другая подчиняется. Первая способна управлять многими позициями, но часть позиций неподвластна ей и сама может потребовать от нее подчинения.
Следовательно, социальный институт с этой точки зрения -это некая «плата» упорядоченных, предуказывающих позиций, каждая из которых имеет определенные обязывающие взаимоотношения с другими позициями, или некая «плата», состоящая из ячеек, каждой из которых предуказано, что делать, как строить отношения с другими ячейками, каковы права, привилегии
221
и обязанности. Иногда вместо «плат» употребляют другую мета фору — «пчелиные соты». В них еще нет людей, а позиции уже очерчены, права и обязанности предуказаны, алгоритм действий, поведения в главном обозначен.
Эти упорядоченные «бессмертные» позиции в социальном институте, обществе, существующие независимо от конкретных людей, в социологии называются статусами (статусными позициями), а деперсонифицированные требования к поведению того, кто эту позицию занимает, — ролью. (Подробно статусно-ролевая теория личности будет рассмотрена в специальной главе.)
В этом смысле каждый социальный институт представляет собой комплекс, систему взаимосвязанных, упорядоченных статусов и ролей, одни из которых являются главными для этого института «связками ролей», матрицей ролевых взаимоотношений, т.е. неизменным стандартом, предуказывающим характер основных взаимоотношений в данном институте: «родитель — ребенок», «учитель — ученик», «собственник — работник», «руководитель — подчиненный», «властелин — опекаемый» и т.д.
Итак, социальный институт — это система упорядоченных статусов и ролей, принудительно, неодолимо обеспечивающих само-возобновляемость, регулярность принятого (ожидаемого) характера процесса удовлетворения потребностей людей.
Наш анализ последствий процесса институализации приближается к кульминации.
Общество представляет собой сложную систему взаимосвязанных социальных институтов, т.е. сложную, многоярусную систему многих «плат» упорядоченных и предуказывающих позиций, ячеек. Именно благодаря тому, что статусно-ролевые позиции, матрицы ролевых взаимоотношений неизменны, неизменно и общество; при изменении же статусно-ролевых позиций изменяется и общество (например, возникновение в настоящее время новых матриц ролевых взаимоотношений обусловило появление должности президента, предпринимателя, наемного работника и др., которых не было в советское время, а исчезновение старых матриц способствовало исчезновению, например, такого понятия, как Император всея Руси).
Специально подчеркнем следующее. Сами статусно-ролевые позиции существуют как независимые от их исполнителей лишь в воображении. Ячейки, пчелиные соты, «плата» -- это не более чем метафора. В реальности же это некое постоянно воспроизводимое предуказание, которое реализуется лишь через деятельность людей, предопределяя в главном алгоритм их действий в институтах. Это аналог того относительно неизменного, что ежечасно,
222
ежеминутно воспроизводится во взаимодействиях участников общественной жизни.
Итак, люди, вступающие в социальные институты, вынуждены действовать по уже готовому сценарию, так, как положено, предуказанно действовать, являясь как бы проводниками социальных позиций и связей.
Из этого можно сделать важнейшие для понимания социальной жизни выводы.
223
230