Тема 23. Механизм правового регулирования
1. Понятие, предмет, способы и пределы правового регулирования.
2. Понятие механизма правового регулирования
1. Правовое регулирование понимается как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они принимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Активную правотворческую деятельность осуществляет так же общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе референдума может принимать и принимает законы. Нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции издают органы местного самоуправления. Каждая организация, учредителями которой выступают граждане, общественные организации, иные не государственные органы и учреждения, разрабатывает и принимает свой устав.
Правовое регулирование осуществляется с определенными и вполне конкретными юридическими и социальными целями. Общие юридические цели сводятся к созданию в обществе стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.
Предмет правового регулирования составляют социальные явления, на которые воздействует право и определенным образом меняет их.
6 способов правового регулирования: запреты, дозволения, правомочие, позитивное обязывание, стимулы и санкции.
Запрет понимается, как возложенная на граждан обязанность воздерживаться от запрещенной нормой права действий. Для нормы, содержащей запрет, любое поведение является допустимыми и безразличными, если лицо не совершает действий запрещенной нормой права. Иначе лицо рискует быть привлеченным к юридической ответственности и понести наказание, предусмотренное санкцией нормы, содержащей запрет. Нормы-запреты содержатся в уголовном кодексе, законодательстве об административных правонарушениях и некоторых других актах.
Дозволениевыражается в предоставлении права лицам действовать определенным образом. Причем это право может быть реализовано только действиями самого управомоченного лица. Таково, в частности, авторское право, свобода слова, право на участие в митингах, шествиях и демонстрациях.
Правомочие представляет собой такой способ правового регулирования, когда норма права наделяет гражданина возможностью требовать определенного поведения от другого лица. Дети имеют право на материальное обеспечение и надлежащее воспитание от своих родителей. Таким образом, основное отличие правомочия от дозволения состоит в том, что гражданин, не может реализовать предоставленного им права собственными силами, своими действиями. Он неизбежно должен прибегнуть к помощи другого лица.
Особым способом правового регулирования является позитивное обязывание, т.е. закрепленное нормами права предписание гражданам, совершать какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица. Это могут быть активные действия (обязанность служить в армии и т.д.) либо воздержание от конкретных действий (не чинить препятствий собственнику, пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом и т.д.). Позитивное обязывание - это мера должного поведения.
Санкция с их помощью государство стремится побудить граждан надлежащим образом исполнять возложенные на них юридические обязанности. Государство устанавливает меры наказания в нормах права, делает их гласными и общеизвестными. Каждый правонарушитель заранее знает либо должен знать, что его ожидает в случае неисполнения обязанности, предусмотренной соответствующей нормой права.
Принципы правового регулирования:
1. Признавать разрешенным всё, что прямо не запрещено законом;
2. Признавать запрещенным то, что прямо не разрешено законом.
Пределы правового регулирования – это границы государственно-властного вмешательства государства, его органов в систему общественных отношений. При этом можно говорить о границах в трех сферах:
1. Системе общественных отношений, объективно нуждающихся в правовом регулировании;
2. Деятельности государства по формированию новых, отсутствующих в обществе правовых отношений;
3. Использовании государством способов правового регулирования.
2. Механизм правового регулирования специфический юридический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.
Механизм правового регулирования система различных по своей природе и функциям правовых средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой, - все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех других.
Механизм правового регулирования – это организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности. Как и иной любой управленческий процесс, правовое регулирование стремиться к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития содержания полезных общественных отношений.
Цель механизма правового регулирования – это обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантировать их справедливое удовлетворение. Это главный содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в снятии возможных препятствий, стоящих на пути осуществления интересов субъектов.
В любом обществе субъекты правотворческого процесса, создавая правовую норму, стремятся к достижению правовой цели – эффективному регулированию общественных отношений. Поэтому помимо самого правотворческого процесса государство стремится к созданию реально действующего механизма правового регулирования.
В современной юридической литературе представлены два подхода к пониманию сущности механизма правового регулирования: юридико-позитивистский и социологический.
Юридико-позитивистское толкование механизма правового регулирования представлено, например, в работах российского теоретика права С.С. Алексеева. Он включает в него такие элементы как юридические нормы, правоотношения и акты реализации прав и обязанностей. Подобное понимание механизма правового регулирования ориентировано на признании решающей роли государства и его институтов в реализации социального назначения права.
В.В. Лапаева под социальным механизмом действия права понимает «механизм взаимодействия правовых и иных социальных факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования». К социальному механизму правового регулирования относят управляющие социальные системы (механизм государственного и социального управления, нормы права); социальные факторы (социально-экономические, политико-идеологические, социально-демографические, ситуационные); передающие системы (информационные, нормативно-ценностные, социально-психологические); регулируемые социальные системы (личность, группа, коллектив, общество), и, как результат, правомерное и социально-активное поведение. Подобное понимание механизма правового регулирования ориентировано на познание взаимодействия конкретной правовой нормы с социальными факторами, с помощью которых правовые предписания воплощаются в правовом поведении людей. В силу этого ключевым элементом социального механизма правового регулирования выступает человек как субъект правовых отношений.
В «Юридическом словаре» механизм правового регулирования определяется как система юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование. К правовым
средствам авторы относят не только такие юридические инструменты как нормы права, правоотношения и акты реализации прав и обязанностей, но и правосознание, режим законности, т.е. социальные факторы.