Виды социологического исследования и их характеристика
Специалисты считают, что единой схемы социологического исследования, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида исследования определяется характером поставленной цели и выдвинутых задач. Иными словами, выбор определяется глубиной требуемого анализа социальной проблемы, масштабом охвата событий.
В зависимости от того, какой критерий берется за основание классификации, выделяют несколько видов эмпирического исследования.
По глубине анализа социальной проблемы и по масштабу охвата событий различают пробное, описательноеи аналитическоеисследования.
По применяемому методу сбора первичной информации различают опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.
По цели исследования – изучается статика или динамика явления – выделяют еще два вида социологического исследования: точечноеи повторное.
По объему охвата объекта исследования типы исследования делятся на сплошныеи выборочные.
По месту проведения в социологии и антропологии выделяют полевые(естественные), а в социальной психологии как полевые, так и лабораторныеисследования.
Остановимся подробнее на некоторых из них.
Точечное исследование(еще его называют разовым) дает информацию о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения. Правда, моментальная фотография события не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Такое исследование не претендует на получение репрезентативной информации. Его задача – детальный анализ нового явления, отсутствие информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования.
Повторные исследования – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванные получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. Кним относят:
–когортное исследование– изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени. Цель – анализ изменений в образе жизни, ориентации людей одного поколения. Объекты исследования меняются, но люди сохраняются;
–трендовое исследование– исследование, проводящееся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель – установление тенденций (трендов) социальных изменений. Пример – переписи населения;
–панельное исследование– исследование, приводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени. Цель – анализ динамики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются.
Панель – это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенных в базовом и повторном (например, через 15 лет) исследовании. В повторном это будут уже люди, повзрослевшие на 15 лет.
Псевдопанель– совокупность респондентов, подобранных так, что по основным параметрам – возраст, образование, профессия – она напоминает базовую, но это не одни и те же люди (например, молодые рабочие в 1962 г. и молодые рабочие в 1976 г.). Панельное исследование(рассматриваемое как одна из разновидностей лонгитюдных) – один из видов социологического наблюдения, в котором информация собирается посредством нескольких (не менее двух) опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели). Так как информация охватывает данные, полученные от каждого члена панели в двух (или более) временных точках, то появляется возможность наряду с совокупными сдвигами изучать и индивидуальные изменения.
Лонгитюдное исследование(от английского Longitude – долгота) – исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью определения динамики их изменения и взаимовлияния.